Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Терещенко А.А.,
судей Вороновой М.Н., Соколовой Н.М.,
при секретаре Чугуновой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 02 ноября 2015 года апелляционную жалобу Морозова А.П. на решение Королёвского городского суда Московской области от 15 июля 2015 года по делу по заявлению Морозова "данные изъяты" о признании незаконным решения ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 17 апреля 2015 года N "данные изъяты" о приостановлении осуществления кадастрового учета, обязании осуществить кадастровый учет объекта недвижимости.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения представителя Морозова А.П. - Шестеренко Д.П.,
установила:
Морозов А.П. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 17.04.2015 N "данные изъяты" о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости, обязании заинтересованного лица осуществить кадастровый учет объекта недвижимости по адресу: "данные изъяты".
В обоснование требований указал, что все необходимые для кадастрового учета документы им в кадастровый орган были представлены, в том числе технический план нежилого помещения по вышеуказанному адресу, тем не менее, кадастровый учет был неправомерно приостановлен.
Представитель ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области в судебное заседание не явился.
Решением Королёвского городского суда Московской области от 15 июля 2015 года в удовлетворении заявленных Морозовым А.П. требований отказано.
В апелляционной жалобе Морозов А.П. просит об отмене данного решения как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 ч. 2. ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Статья 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" определяет помещение как часть объема здания или сооружения, имеющую определенное назначение и ограниченную строительными конструкциями.
В силу положений статей 7, 25, 27, 41 Закона в государственном кадастре недвижимости могут быть учтены помещения, расположенные в здании или сооружении, т.е. в объекте, завершенном строительством.
Согласно части 4 статьи 25 Федерального закона N 221-ФЗ, если здание или сооружение не поставлено на учет, постановка на учет помещения, расположенного в таком здании или сооружении, осуществляется при условии одновременной постановки на учет такого здания или сооружения. В этом случае представляются одно заявление о постановке на учет указанного помещения и такого здания или сооружения и необходимые для кадастрового учета документы. Правила настоящей части не применяются при осуществлении кадастрового учета жилых помещений в многоквартирном доме.
Из материалов дела усматривается, что 25.12.2013 Администрация города Королева Московской области выдала ОАО " "данные изъяты"" разрешение N "данные изъяты" на ввод объекта в эксплуатацию в отношении 17-этажного 4-секционного жилого дома по адресу: "данные изъяты".
По акту приема-передачи от 25.02.2014 ОАО " "данные изъяты"" передало Морозову А.П. проинвестированный объект - нежилое помещение площадью "данные изъяты" кв.м по вышеуказанному адресу.
03.04.2015 Морозов А.П. обратился в орган кадастрового учета с заявлением о постановке нежилого помещения на кадастровый учет, приложив технический план нежилого помещения от 24.02.2015, декларацию об объекте недвижимого имущества от 18.02.2015, чертеж объекта недвижимости от 03.04.2015.
По результатам рассмотрения заявления Морозова А.П. и приложенных к нему документов орган кадастрового учета 17.04.2015 приостановил осуществление кадастрового учета со ссылкой на пункт 5 части 2 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ.
Отказывая в удовлетворении требования Морозова А.П. о признании данного решения незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что у органа кадастрового учета не имелось оснований для постановки нежилого помещения на кадастровый учет, так как не представлены документы, необходимые для кадастрового учета здания, в котором расположено нежилое помещение Морозова А.П.
Судебная коллегия находит, что, разрешая возникший спор, суд первой инстанции не установилобстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ, на котором основано оспариваемое заявителем решение, осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, в силу части 4 указанной выше статьи решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 настоящей статьи. Если такое решение принято в соответствии с пунктом 1, 2, 3, 5, 6 или 7 части 2 настоящей статьи, в нем указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин. Если такое решение принято на основании пункта 5 части 2 настоящей статьи, оно должно содержать также рекомендации о доработке представленных документов.
Оспариваемое заявителем решение органа кадастрового учета указанным выше требованиям не соответствует: в нем не указано, какие именно документы, представленные для кадастрового учета, по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона, и каким конкретно требованиям. Лицо, уполномоченное на принятие решения, лишь процитировало положения пункта 4 статьи 25 Закона о кадастре. Кроме того, решение не содержит рекомендаций по устранению выявленных недостатков, - в нем не указано, какие именно документы должен представить заявитель либо иное лицо.
При таких данных решение о приостановлении осуществления кадастрового учета нельзя признать правомерным, оно нарушило права и охраняемые законом интересы Морозова А.П.
Суд первой инстанции, отклоняя в полном объеме требования заявителя, указанные выше обстоятельства не учел, в связи с чем постановленное по делу решение в части отказа в удовлетворении требования Морозова А.П. о признании незаконным решения органа кадастрового учета о приостановлении осуществления кадастрового учета нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене. Одновременно судебная коллегия постановляет новое решение о признании незаконным решения ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 17.04.2015 N "данные изъяты" о приостановлении осуществления кадастрового учета.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя (ч. 3 ст. 227 КАС РФ) судебная коллегия считает необходимым обязать ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области рассмотреть заявление Морозова А.П. от 03.04.2015 о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости в установленном законом порядке.
В остальной части судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения: требование об обязании заинтересованного лица осуществить кадастровый учет объекта недвижимости по адресу: "данные изъяты", нежилое помещение N "данные изъяты", заявлено Морозовым А.П. преждевременно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Королёвского городского суда Московской области от 15 июля 2015 года в части отказа в удовлетворении требования Морозова "данные изъяты" о признании незаконным решения органа кадастрового учета о приостановлении осуществления кадастрового учета отменить, постановить по делу в указанной части новое решение, которым признать незаконным решение ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 17.04.2015 N "данные изъяты" о приостановлении осуществления кадастрового учета; обязать ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области рассмотреть заявление Морозова "данные изъяты" от 03.04.2015 о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости в установленном законом порядке.
В остальной части решение Королёвского городского суда Московской области от 15 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Морозова А.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.