Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей Сивохина Д.А. (докладчик) и Лазаревой М.А.,
при секретаре Моревой Н.П.,
с участием прокурора Пискаревой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации Сызранского района Самарской области на решение Сызранского районного суда Самарской области от 31 августа 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Сызранского района Самарской области, заявленные в интересах Шмырова О.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, удовлетворить.
Обязать администрацию Сызранского района Самарской области предоставить, Шмырову О.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., заключение прокурора, полагавшего апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
Прокурор Сызранского района Самарской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Шмырова О.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения к администрации Сызранского района Самарской области об обязании предоставить ему жилое помещение по договору найма из специализированного жилищного фонда площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Требования мотивированны тем, что Шмыров О.Ю. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, чем нарушено его право на жилище.
В судебном заседании помощник прокурора Сызранского района Самарской области заявленные требования поддержал.
Представители администрации Сызранского района Самарской области, Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области возражали против заявленных требований.
Судом постановлено вышеуказанное решение (л.д. 47-58).
В апелляционной жалобе представитель администрации Сызранского района Самарской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. В обоснование жалобы ссылается на то, что из областного бюджета поступает недостаточное количество денежных средств, в связи с чем решение суда является неисполнимым.
В возражениях на жалобу прокурор Сызранского района Самарской области, указывает на несостоятельность приведенных доводов, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 1 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. N 135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, указанными в части 1 настоящей статьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - государственные полномочия).
Действие настоящего закона распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств по основаниям, предусмотренным в целях реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями.
В силу ст. 3 указанного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Частью 4, 5 ст. 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. N 135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" предусмотрено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Из материалов дела следует, что Шмыров О.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать - Ш.В.П. умерла 03 декабря 2000 года, а отец - Ш.Ю.А. решением Сызранского городского суда Самарской области от 21 ноября 2011 года лишен родительских прав в отношении него (л.д.10-13).
Постановлением администрации Сызранского района Самарской области от 28 октября 2013 года N972 Шмыров О.Ю. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий включен в список детей ? сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда (л.д.9).
До настоящего времени жилое помещение Шмырову О.Ю. не предоставлено, в собственности жилого помещения он не имеет, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования, обязав администрацию Сызранского района Самарской области предоставить Шмырову О.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Приведенные в апелляционной жалобе, а также в отзыве на апелляционную жалобу доводы относительно отсутствия достаточного финансирования и наличия очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут повлечь отмену решения суда.
Согласно положениям вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может также иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и наличие очередности среди таких лиц, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Поскольку Шмыров О.Ю. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма, принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением не реализовал, на него распространяется действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на получение жилья у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, не поставлено в зависимость от даты включения в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Наличие указанного списка и включение в него Шмырова О.Ю. не может являться препятствием для защиты его жилищных прав.
Кроме того, суд обжалуемым решением не обязывал Администрацию Сызранского района Самарской области предоставить Шмырову О.Ю. жилое помещение вне очереди. Указанные обстоятельства относится к вопросам исполнения решения суда, но не влияет на правовые основания разрешения спора.
Иных доводов, влекущих отмену обжалуемого решения суда, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сызранского районного суда Самарской области от 31 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Сызранского района Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.