Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Андреевой Т.Б.
судей Морозковой Е.Е. и Астапенко С.А.
при секретаре М.
рассмотрела в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 21 мая 2015 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Ф.А.Г., Ф.В.А., Ф.И.А., Ф.А.Н., Ф.Н.М. об оспаривании действий названного выше филиала.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозковой Е.Е., а также объяснения представителей филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области Л.Т.О. и В.Т.В., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
решением отдела кадастрового учета филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области от 18.02.2015 N приостановлено осуществление государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером N, в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" на срок не более трех месяцев со дня принятия решения. В решении разъяснено, что в случае неустранения в установленный срок вышеуказанных причин приостановления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 27 названного выше Федерального закона, в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости будет отказано. Решение мотивировано тем, что смена вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможна только посредством перевода из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов.
Ф.А.Г., действующая в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетней дочери Ф.В.А. и в интересах Ф.И.А., Ф.А.Н. и Ф.Н.М. (на основании доверенности) обратилась в Выборгский городской суд Ленинградской области с заявлением, в котором просила: признать незаконным названное выше решение от 18.02.2015 N филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области и обязать филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области принять решение о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование требований указано, что решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 05.06.2014 N администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области была обязана предоставить заявителям в собственность по 1\5 доли каждому за плату земельный участок с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м., по адресу: "адрес". Данным решением суда установлен вид разрешенного использования земельного участка: "под существующий жилой дом". Пунктом 1 постановления администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области от 07.08.2014 N установлен вид разрешенного использования земельного участка "под существующий жилой дом".
Обжалуемое решение филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области полагала незаконным. Отметив, что земельный участок не относится к сельскохозяйственным угодьям, считала, что действие Федерального закона от 24.07.2002 N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" на данный земельный участок не распространяется. Оборот таких земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации. Согласно полученного заключения от 24.04.2014 и выписки из раздела правил землепользования и застройки частей территорий, входящих в состав муниципального образования Рощинское городское поселение Выборгского района Ленинградской области, земельный участок относится к территориальной подзоне индивидуальных отдельно стоящих жилых домов.
В судебном заседании Ф.А.Г., а также ее представитель -адвокат С.С.В. заявленные требования поддержали.
Представитель филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области в судебное заседание не явился, представив письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении заявления.
Представитель администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области в судебное заседание не явился, представив письменный отзыв о рассмотрении дела в отсутствие представителя, не изложив правовой позиции по существу заявленных требований.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 21 мая 2015 года заявление удовлетворено. Решение от 18.02.2015 N филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области о приостановлении осуществления кадастрового учета признано незаконным. Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области обязан принять решение о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного в "адрес".
В апелляционной жалобе филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. В жалобе, в результате анализа положений Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации сделан вывод о том, что внесение изменений в государственный кадастр недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельных участков, отнесенных к категории "земли сельскохозяйственного назначения" не допускается без изменения категории земельного участка. Также, обращено внимание судебной коллегии на то, что к заявлению об учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером N копия решения Выборгского городского суда Ленинградской области от 05.06.2014 по делу N не была приложена.
Дело рассмотрено судом первой инстанции по правилам ГПК РФ.
В связи с вступлением в законную силу с 15.09.2015 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации(КАС РФ) настоящее дело по апелляционной жалобе рассмотрено в порядке, предусмотренном КАС РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители филиала ФГБУ"Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области В.Т.В. и Л.Т.О. доводы апелляционной жалобы поддерживают. Отмечают, что решением филиала от 18.05.2015 отказано в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости(земельного участка), решение не оспорено.
Проверив законность и обоснованность решения в полном объеме, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся представителей, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя заявленные требования, суд сослался на наличие вступившего в законную силу решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 05.06.2014 по гражданскому делу N, изменившего вид разрешенного использования земельного участка, а также на то обстоятельство, что земельный участок расположен в границах населенного пункта.
Постановленное по делу решение является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации(ЗК РФ).
Согласно статье 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Статья 79 названного Закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пункты 1 и 4).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 этого Кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс РФ определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и часть 6 статьи 30, части 1, 6 статьи 36, часть 5 статьи 37).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Статья 81 ЗК РФ закрепляет положение о предоставлении земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства и не предусматривает их использование для индивидуального жилищного строительства.
Согласно ч. 10 ст. 35 и ч. 3 ст. 36 ГсК РФ зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
С учетом названных положений и правил п. 2 ст. 7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - "земли населенных пунктов".
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке чч. 1 и 2 ст. 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
Приведенный правовой анализ согласуется с правовой позицией, приведенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04 июня 2014 года (ответ на вопрос 5).
В соответствии с Приказами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии(далее-Росреестр) от 11.03.2010 N и от 26.12.2011 N ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"(далее-Учреждение)переданы полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик. Соответствующие полномочия содержатся в пунктах 13.1,13.2 и 13.6 Устава Учреждения, утвержденного Приказом Росреестра от 01.09.2011 N.
Филиалы ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" осуществляют деятельность от имени Учреждения (пункт 23 Устава ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии").
Пунктами 2.2.1, 2.2.2, 2.2.6 Положения о филиале ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области, утвержденным Приказом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 25.10.2011 N, предусмотрено, что филиал осуществляет ведение государственного кадастра недвижимости, государственный кадастровый учет недвижимого имущества; определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Согласно пункта 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с кадастровым паспортом от 14.03.2014 N земельный участок с кадастровым номером N относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование земельного участка в кадастровом паспорте не отражено.
В заключении начальника отдела по архитектуре и градостроительству КУМИГ от 24.04.2014 указано, что согласно Правилам землепользования и застройки частей территорий, входящих в состав муниципального образования "Рощинское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области, утвержденным решением совета депутатов муниципального образования Рощинское городское поселение Выборгского района Ленинградской области от 24.12.2012 N, земельный участок с кадастровым номером N относится к территориальной подзоне индивидуальных отдельно стоящих жилых домов коттеджного (усадебного типа) "данные изъяты"
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 05.06.2014 по гражданскому делу N(вступившим в законную силу 08.05.2014) признан установленным вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес"-подсуществующий жилой дом. Администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области обязана предоставить названный земельный участок Ф.Н.М., Ф.А.Н., Ф.А.Г., Ф.И.А., Ф.В.А., проживающим по адресу: "адрес" под существующий жилой дом в общую долевую собственность за плату по 1\5 доли каждому.
Постановлением администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области от 07.08.2014 N установлен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес"- "под существующий жилой дом".
Из материалов дела следует также, что к заявлению об учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером N, в части изменения вида разрешенного использования, поданного представителем 04.02.2015 в орган кадастрового учета, не была приложена копия решения Выборгского городского суда Ленинградской области от 05.06.2014 по делу N.
С учетом изложенного, земельный участок с кадастровым номером N относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования которого в силу выше приведенных положений градостроительного и земельного законодательства не может быть изменен до перевода земель в другую категорию.
Таким образом, обжалуемое решение органа кадастрового учета о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений названного земельного участка в части изменения вида разрешенного использования от 18.02.2015 N основано на изложенных выше положениях земельного и градостроительного законодательства и соответствует требованиям п.5 ч.2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Суждение суда о допустимости изменения вида разрешенного использования вследствие наличия вступившего в законную силу решения суда об изменении вида разрешенного использования земельного участка судебной коллегией не может быть признано правильным, так как во-первых, названное решение суда не было представлено в орган кадастрового учета, а во-вторых, удовлетворение заявления об осуществлении кадастрового учета изменений вида разрешенного использования земельного участка, относящегося к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения противоречило бы вышеназванным требованиям земельного и градостроительного законодательства, что закреплено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04 июня 2014 года (ответ на вопрос 5).
Вследствие изложенного, решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 21 мая 2015 года в полном объеме подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.309-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 21 мая 2015 года отменить.
Вынести по делу новое решение, котором в удовлетворении административного искового заявления Ф.А.Г., Ф.В.А., Ф.И.А., Ф.А.Н., Ф.Н.М. о признании незаконным решения от 18 февраля 2015 года N филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области о приостановлении осуществления кадастрового учета и обязании филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области принять решение о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес", отказать.
Председательствующий
Судьи
(Судья Красоткина Ю.В.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.