Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Ночевника С.Г.
судей Астапенко С.А. и Морозковой Е.Е.
при секретаре Р.
рассмотрела в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе П.В.Н. на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 28 июля 2015 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления П.В.Н. об обязании произвести государственную регистрацию учета изменений вида разрешенного использования земельного участка.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозковой Е.Е., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
Ломоносовским отделом Управления Росреестра по Ленинградской области в сообщении от 08.05.2013 отказано в том числе и П.В.Н. во внесении изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним(далее-ЕГРП) в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N с "для ведения крестьянского хозяйства" на "дачное строительство", расположенного по адресу: "адрес" "адрес" Отказ мотивирован тем, что названный земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям-пашня. Изменение же вида разрешенного использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, относящегося к сельскохозяйственным угодьям с вида разрешенного использования "для ведения крестьянского хозяйства" на вид разрешенного использования "дачное строительство" на землях сельскохозяйственного назначения без изменения категории земельного участка противоречит требованиям п.п.2 п.1 ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
П.В.Н. обратился в Ломоносовский районный суд Ленинградской области с заявлением, в котором просил: обязать Управление Росреестра по Ленинградской области произвести государственную регистрацию учета изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, установив для земельного участка вид разрешенного использования "для дачного строительства", выдать ему повторное свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок с указанным выше кадастровым номером.
П.В.Н. полагал, что решение об отказе в государственной регистрации учета изменений объекта недвижимости ущемляет его права, создает необоснованные препятствия в реализации права собственности на земельный участок.
В судебном заседании представитель П.В.Н.- Х.М.В. доводы заявления поддерживает.
Представитель Управления Росреестра по Ленинградской области Г.Ю.С. возражала против удовлетворения заявления.
Глава администрации муниципального образования Кипенское сельское поселение в письменном пояснении сообщил суду о том, что земельный участок не относится к сельскохозяйственным угодьям, а отнесен к функциональной зоне С5 "Зона, предназначенная для ведения дачного строительства(до 3 этажей, максимальный процент застройки-30)".
Решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 28.07.2015 в удовлетворении заявления П.В.Н. отказано.
В апелляционной жалобе П.В.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. Заявитель полагал, что при рассмотрении дела суд руководствовался нормами права, не подлежащими применению(Федеральный закон от 24.07.2002 N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Федеральный закон от 21.12.2004 N172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категорию в другую") и не применил закон, подлежащий применению (ст.4 Федерального закона от 29.12.2004 N191-ФЗ "О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", ст.39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Дело рассмотрено судом первой инстанции по правилам ГПК РФ.
В связи с вступлением в законную силу с 15.09.2015 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации(КАС РФ) настоящее дело по апелляционной жалобе Е.Е.М. рассмотрено в порядке, предусмотренном КАС РФ.
В заседание суда апелляционной инстанции участники процесса не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность решения в полном объеме, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отказа в государственной регистрации прав приведены в ст.20 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Так, согласно абзацу 3 части 1 названной федеральной нормы в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации(ЗК РФ).
Согласно статье 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Статья 79 названного Закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пункты 1 и 4).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 этого Кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс РФ определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и часть 6 статьи 30, части 1, 6 статьи 36, часть 5 статьи 37).Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.
Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для ведения крестьянского хозяйства установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности. С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для ведения крестьянского хозяйства в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации". Согласно части 10 статьи 35 и части 3 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов.
На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента. С учетом названных положений и правил пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - "земли населенных пунктов". Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке частей 1 и 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации". Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе и для изменения вида разрешенного использования с вида "для ведения крестьянского хозяйства" на вид разрешенного использования "дачное строительство".
Приведенный правовой анализ согласуется с правовой позицией, приведенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04 июня 2014 года (ответ на вопрос 5).По делу установлено, что П.В.Н. на праве собственности принадлежит "данные изъяты" долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N ( N), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для крестьянского хозяйства, общей площадью "данные изъяты" кв.м,, расположенный по адресу: "адрес" Постановлением главы администрации МО "Кипенское сельское поселение" от 15.06.2011 года N изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым N с вида "для ведения крестьянского хозяйства" на вид "дачное строительство", категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения". Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области" произведен государственный кадастровый учет изменений вида разрешенного использования земельного участка с указанием вида разрешенного использования "дачное строительство". Решением Совета депутатов МО Кипенское сельское поселение N утверждены Правила землепользования и застройки.
Земельный участок истца полностью располагается в функциональной зоне С-5 - Зона предназначенная для ведения дачного строительства. 08.05.2013 года Управление Росреестра отказало истцу во внесении изменений в ЕГРП на том основании, что изменения вида разрешенного использования земельного участка не соответствует действующему законодательству.Согласно справки, представленной представителем ответчика, по материалам государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, земельный участок с кадастровым номером N по адресу: "адрес" относится к сельскохозяйственным угодьям - пастбища заросшие. Указанные обстоятельства также подтверждены иными доказательствами, имеющимися в деле и перечисленными в решении суда. Установив изложенные обстоятельства, суд обоснованно отметил, что изменение вида разрешенного использования земель, в состав которых входят сельскохозяйственные угодья, без изменения категории таких земель привело бы к нарушению требований ст. ст. 7, 77, 79 ЗК РФ, ст. ст. 30, 36, 37 Градостроительного Кодекса РФ.Следовательно, отказ Управления Россреестра по Ленинградской области в проведении государственной регистрации вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером N, является законным и правовых оснований для удовлетворения заявленных П.В.Н. требований не имеется. Мотивы, по которым суд пришел к такому заключению, подробно изложены в обжалуемом решении, с которыми судебная коллегия не находит оснований не согласиться.Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, по существу сводятся к переоценке уже оцененных судом доказательств, и не могут повлечь отмену судебного постановления.
Руководствуясь ст.ст.309-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 28 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П.В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
(Судья Иванова И.С.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.