Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Бурова А.И.,
при секретаре Садыковой А.Р.,
с участием: прокурора Б.О.Л., представителя Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики С.А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора о признании недействующим приказа Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении лесохозяйственных регламентов", в части,
установил:
Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении лесохозяйственных регламентов", в части (далее по тексту - "приказ Минлесхоза УР от ДД.ММ.ГГГГ N", "оспариваемый приказ".
Заявление мотивировано тем, что приказом Минлесхоза УР от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены лесохозяйственные регламенты Шарканского, Красноргорского, Якшур-Бодьинского, Балезинского, Сюмсинского, Глазовского, Ярского, Можгинского, Дебесского, Завьяловского, Алнашского, Киясовского лесничеств.
Приказом Минлесхоза УР от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменении в лесохозяйственные регламенты лесничеств" внесены изменения в лесохозяйственные регламенты Алнашского, Балезинского, Глазовского, Дебесского, Завьяловского, Киясовского, Красногорского, Можгинского, Сюмсинского, Шарканского, Якшур-Бодьинского, Ярского лесничеств, которые изложены в новой редакции.
Приказ размещен в сети "Интернет" на официальном сайте Минлесхоза УР http://www.minlesudm.ru.
Приказ внесен в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации N "данные изъяты".
На момент издания приказа Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики (далее - Минлесхоз УР) действовало на основании Положения (утв.постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N).
На момент обращения в суд Минлесхоз УР действует на основании Положения (утв.постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N).
Приказ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении лесохозяйственных регламентов" противоречит требованиям федеральных нормативных правовых актов и подлежит признанию недействующим в части по следующим основаниям.
Правительством Удмуртской Республики постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N создан природный парк "Шаркан", определен его режим.
Согласно п.10 Положения о природном парке "Шаркан" (в редакции постановления Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N) парк расположен на землях лесного фонда Шарканского лесничества, в частности, в кварталах 14, 30, 31, 32, 60, 61, 62, 63, 64 (заповедная зоны), кварталах 33, 34, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 103, 104, 105, 106, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 124, 125, 213 (заказная зона), кварталах 153, 186 (зона туризма и рекреации), кварталах 212, 211, 213 (зона традиционного хозяйствования).
При этом в таблице 3 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов" пункта 1.1.6 лесохозяйственного регламента Шарканского лесничества (утв.приказом Минлесхоза УР от ДД.ММ.ГГГГ N) указанные выше лесные участки, по целевому назначению лесов отнесены к эксплуатационным лесам, что противоречит ст.ст.12, 102, 103 ЛК РФ, поскольку цели освоения и правовой режим эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания и режиму особой охраны природного парка "Шаркан".
В таблице 5 "Виды разрешенного использования лесов" раздела 1.2 лесохозяйственного регламента Шарканского лесничества (утв.приказом Минлесхоза УР от ДД.ММ.ГГГГ N) в кварталах 14, 30, 31, 60, 62, 64, 33, 34, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 103, 104, 105, 106, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 124, 125, 213, 153, 186, 212, 213 разрешена заготовка живицы, что противоречит ст.21 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", п.9 Положения о природном парке "Шаркан" (в редакции постановления Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N).
Правительством Удмуртской Республики постановлениями от ДД.ММ.ГГГГ N и N созданы государственные природные ботанические заказники "Андреевский сосновый бор" и "Кокманский", утверждены положения о них, в соответствии с которыми заказники являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, имеющими особое значение для сохранения и восстановления природных ботанических комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса.
Согласно п. 4 Положения о государственном природном ботаническом заказнике "Андреевский сосновый бор" (утв.постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N) заказник располагается на землях лесного фонда Красногорского лесничества, Святогорского участкового лесничества в кварталах 35, 36, 37, 38, 39.
Согласно п.4 Положения о государственном природном ботаническом заказнике "Кокманский" (утв.постановлением правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N) заказник располагается на землях лесного фонда Красногорского лесничества, Кокманского участкового лесничества в кварталах 54, 55, 56, 69, 70, 71, 72, 87, 88.
При этом в таблице 3 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов" пункта 1.1.6 лесохозяйственного регламента Красногорского лесничества (утв.приказом Минлесхоза УР от ДД.ММ.ГГГГ N) указанные выше лесные участки, по целевому назначению лесов отнесены к эксплуатационным лесам (письмо Минлесхоза УР от ДД.ММ.ГГГГ N), что противоречит ст.ст.12, 102, 103 ЛК РФ, поскольку цели освоения и правовой режим эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания и режиму особой охраны государственных природных ботанических заказников "Андреевский сосновый бор" и "Кокманский".
В таблице 5 "Виды разрешенного использования лесов" раздела 1.2 лесохозяйственного регламента Красногорского лесничества (утв.приказом Минлесхоза УР от ДД.ММ.ГГГГ N) в кварталах 35, 36, 37, 38, 39 Святогорского участкового лесничества разрешены выполнение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, заготовка коры, веников, веток, что противоречит ст.24 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", п.14 Положения о государственном природном ботаническом заказнике "Андреевский сосновый бор" (утв.постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N).
В таблице 5 "Виды разрешенного использования лесов" раздела 1.2 лесохозяйственного регламента Красногорского лесничества (утв.приказом Минлесхоза УР от ДД.ММ.ГГГГ N) в кварталах 54, 55, 56, 69, 70, 71, 72, 87, 88 Кокманского участкового лесничества разрешены выполнение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, сенокошение, заготовка мха, коры, веников, веток, что противоречит ст.24 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", п.14 Положения о государственном природном ботаническом заказнике "Кокманский" (утв.постановлением правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N).
Постановлением Совета Министров УАССР от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Правил и сроков охоты на территории Удмуртской АССР", постановление Совета Министров Удмуртской АССР от 09.09.1983 N 264 "О дополнительных мерах по улучшению ведения охотничьего хозяйства Удмуртской АССР", постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N "Об организации государственного охотничьего заказника "Потерянный ключ" установлены особо охраняемые природные территории регионального значения: Валамазский государственный охотничий бобровый заказник, Пестеринский государственный охотничий бобровый заказник, Салинский государственный охотничий комплексный заказник, Чекеровский государственный охотничий комплексный заказник, государственный охотничий заказник "Потерянный ключ", Кепский государственный охотничий комплексный заказник, Лумпунский государственный охотничий бобровый заказник, Северный государственный охотничий комплексный заказник, определен режим их особой охраны.
На момент рассмотрения дела в суде границы заказников и их режим установлены постановлением Правительства Удмуртской Республики от 06.12.2010 N376 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Удмуртской Республики и Совета Министров УАССР". На территории заказников запрещается, в частности, промысловая, любительская и спортивная охота; промышленное рыболовство; сплошные рубки спелых и перестойных лесных насаждений на участках с особым режимом использования; предоставление земельных участков вне границ населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, а также для садоводства и огородничества; иные виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической ценности данной территории и причиняющие вред охраняемым объектам животного мира и среде их обитания.
Согласно подп.1 п.24 постановления Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N, информации Минлесхоза УР (письмо ДД.ММ.ГГГГ N):
Валамазский заказник расположен на землях лесного фонда Красногорского лесничества Валамазского участкового лесничества в кварталах 21, 43, 44, 59, 60, 61,62, 63, 64, 65, 66, 67, 78, 79, 80, 81, 83, 93;
Пестеринский заказник расположен на землях лесного фонда Красногорского лесничества Кокманского участкового лесничества в кварталах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 104, 107, 108, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121;
Салинский заказник расположен на землях лесного фонда Красногорского лесничества Архангельского участкового лесничества в кварталах 30, 31, 32, 41, 43, 44, 45, 46, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, Святогорского участкового лесничества в кварталах 7, 15, 16, 17, 18, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 44, 49, 50, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 101, 102, 107, 108, 109, 111, 120, 141, 150, 151, 152, 159, 160, 161, 162, 163, 164, 166, 167;
Чекеровский заказник расположен на землях лесного фонда Якшур-Бодьинского лесничества Мукшинского участкового лесничества в кварталах 106, 109, 110, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 126, 127, 128, 129, 133, 134, 135, 136, 137, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 153, 154, 155, 156, 157, 158, Селычинского участкового лесничества в квартале 36;
заказник "Потерянный ключ" расположен на землях лесного фонда Якшур-Бодьинского лесничества Кекоранского участкового лесничества в кварталах 64, 66, 67, 85, 86, 87, 95, 96, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 169, 170, 171, 172, 173, 174, 175, 177, 176, 177, 179, 180, 181, 182;
Кепский заказник расположен на землях лесного фонда Балезинского лесничества Андрейшурского участкового лесничества в кварталах 11, 12, 26, 27, 28, 38, 45, 46, 47, 54, 55, 56, 57, 64, 65, 67, 90, 99, 100, 103, 104, 105, 106, 107, 115, 116, Ушурского участкового лесничества в кварталах 25, 26, 27, 28, 30, 31, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 81, 82, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 110, 112, 114, 115;
Лумпунский заказник расположен на землях лесного фонда Сюмсинского лесничества Гуринского участкового лесничества в кварталах 1, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 80, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 112, 113, 114, 115, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132, 133, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 149, 153, 154, 155, 156, 158, 159, 160, 161, 162, 163, 164, 165, 168, 169, 176, 177, 178, 182, 183, Зонского участкового лесничества в кварталах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38;
Северный заказник расположен на землях лесного фонда Глазовского лесничества Белорецкого участкового лесничества в кварталах 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 73, 72, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 92, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 110, 111, 115; Ярского лесничества в кварталах 7, 8, 9, 10, 25, 26, 66, 95, 96, 97, 98, 99, 112, 113, 114, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 166, 167, 168, 169, 172, 199, 201, 173, 174, 175, 202, 203, 212, 213, 214, 238, 239,253, 255.
При этом в таблицах 3 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов" пунктов 1.1.6 лесохозяйственных регламентов Красногорского, Якшур-Бодьинского Балезинского, Сюмсинского, Глазовского, Ярского лесничеств (утв.приказом Минлесхоза УР от ДД.ММ.ГГГГ N) указанные выше лесные участки, по целевому назначению лесов отнесены к эксплуатационным лесам (письмо Минлесхоза УР от ДД.ММ.ГГГГ N), что противоречит ст.ст.12, 102, 103 ЛК РФ, поскольку цели освоения и правовой режим эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания и режиму особой охраны указанных государственных охотничьих заказников.
Оспариваемыми региональными нормами не исключаются сплошные и выборочные рубки с целью заготовки древесины, заготовка живицы, размещение лесоперерабатывающей инфраструктуры и иные предусмотренные ст.25 ЛК РФ виды использования лесов на указанных особо охраняемых природных территориях, что противоречит требованиям ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", согласно которому особо охраняемые природные территории изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для них установлен режим особой охраны.
Отнесение оспариваемыми нормами указанных лесных участков к эксплуатационным лесам противоречит ст.ст.102, 103 ЛК РФ, предусматривающим прямое отнесение лесов, расположенных на ООПТ, к защитным лесам.
Кроме того, в нарушение ч.7 ст.87 Лесного Кодекса РФ, подп.1 п.5 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений (утв. приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ N) в лесохозяйственных регламентах, утвержденных приказом Минлесхоза УР от ДД.ММ.ГГГГ N, в поквартальных картах-схемах подразделения лесов по целевому назначению не нанесены местоположения существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий, объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры, объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Так, в Карте-схеме распределения лесов по целевому назначению Шарканского лесничества (приложение N к лесохозяйственному регламенту лесничества) не нанесены местоположение природного парка "Шаркан", местоположение объектов лесной инфраструктуры, указанных в п.1.1.9 регламента, местоположение объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, указанных в приложении N к регламенту.
В Карте-схеме распределения лесов по целевому назначению Красногорского лесничества (приложение N к лесохозяйственному регламенту лесничества) не нанесены местоположение государственных природных ботанических заказников "Андреевский сосновый бор" и "Кокманский", Валамазского и Пестеринского государственных охотничьих бобровых заказников, Салинского государственного охотничьего комплексного заказника.
В Карте-схеме распределения лесов по целевому назначению Якшур-Бодьинского лесничества (приложение N к лесохозяйственному регламенту лесничества) не нанесены местоположение Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника, государственного охотничьего заказника "Потерянный ключ", местоположение объектов лесной инфраструктуры, указанных в п.1.1.9 регламента, местоположение объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, указанных в приложении N к регламенту.
В Карте-схеме распределения лесов по целевому назначению Балезинского лесничества (приложение N к лесохозяйственному регламенту лесничества) не нанесены местоположение Кепского государственного охотничьего комплексного заказника, местоположение объектов лесной инфраструктуры, указанных в п.1.1.9 регламента, местоположение объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, указанных в приложении N к регламенту.
В Карте-схеме распределения лесов по целевому назначению Сюмсинского лесничества (приложение N к лесохозяйственному регламенту лесничества) не нанесены местоположение Лумпунского государственного охотничьего бобрового заказника, местоположение объектов лесной инфраструктуры, указанных в п.1.1.9 регламента, местоположение объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, указанных в приложении N к регламенту.
В Карте-схеме распределения лесов по целевому назначению Глазовского лесничества (приложение N к лесохозяйственному регламенту лесничества) не нанесено местоположение Северного государственного охотничьего комплексного заказника.
В Карте-схеме распределения лесов по целевому назначению Ярского лесничества (приложение N к лесохозяйственному регламенту лесничества) не нанесены местоположение Северного государственного охотничьего комплексного заказника, местоположение объектов лесной инфраструктуры, указанных в п.1.1.9 регламента, местоположение объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, указанных в приложении N к регламенту.
В Карте-схеме распределения лесов по целевому назначению Можгинского лесничества (приложение N к лесохозяйственному регламенту лесничества) не нанесены местоположение объектов лесной инфраструктуры, указанных в п.1.1.9 регламента, местоположение объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, указанных в приложении N к регламенту.
В Карте-схеме распределения лесов по целевому назначению Дебесского лесничества (приложение N к лесохозяйственному регламенту лесничества) не нанесены местоположение объектов лесной инфраструктуры, указанных в п.1.1.9 регламента, местоположение объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, указанных в приложении N к регламенту.
В Карте-схеме распределения лесов по целевому назначению Завьяловского лесничества (приложение N к лесохозяйственному регламенту лесничества) не нанесены местоположение объектов лесной инфраструктуры, указанных в п.1.1.9 регламента, местоположение объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, указанных в приложении N к регламенту.
В Карте-схеме распределения лесов по целевому назначению Алнашского лесничества (приложение N к лесохозяйственному регламенту лесничества) не нанесены местоположение объектов лесной инфраструктуры, указанных в п.1.1.9 регламента, местоположение объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, указанных в приложении N к регламенту.
В Карте-схеме распределения лесов по целевому назначению Киясовского лесничества (приложение N к лесохозяйственному регламенту лесничества) не нанесены местоположение объектов лесной инфраструктуры, указанных в п.1.1.9 регламента, местоположение объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, указанных в приложении N к регламенту.
Согласно статье 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа государственной власти противоречащим закону.
Прокурор обращается в суд в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Удмуртской Республики. Оспариваемыми нормами нарушаются конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, защиту ее от негативного воздействия (ст.42 Конституции РФ) и интересы Удмуртской Республики как создателя природного парка "Шаркан", государственных природных ботанических заказников "Андреевский сосновый бор" и "Кокманский" и государственных охотничьих заказников.
В соответствии с пунктом 2 ч.1 ст.26 ГПК РФ к подсудности верховного суда республики отнесено рассмотрение в качестве суда первой инстанции гражданских дел об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
С учетом уточнения требований, прокурор просил признать приказ Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении лесохозяйственных регламентов":
Признать недействующими со дня принятия приложения N к лесохозяйственным регламентам Шарканского, Красноргорского, Якшур-Бодьинского, Балезинского, Сюмсинского, Глазовского, Ярского, Можгинского, Дебесского, Завьяловского, Алнашского, Киясовского лесничеств;
включения в эксплуатационные леса кварталов, их частей и площадей
таблицы 3 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов" лесохозяйственного регламента Красногорского лесничества в границах Валамазского и Петеринского государственных охотничьих бобровых заказников, Салинского государственного охотничьего комплексного заказника;
включения в эксплуатационные леса кварталов, их частей и площадей
таблицы 3 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов" лесохозяйственного регламента Якшур-Бодьинского лесничества в границах Чекеровского государственного охотничьего заказника "Потерянный ключ";
включения в эксплуатационные леса кварталов, их частей и площадей
таблицы 3 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов" лесохозяйственного регламента Балезинского лесничества в границах Кепского государственного охотничьего комплексного заказника;
включения в эксплуатационные леса кварталов, их частей и площадей
таблицы 3 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов" лесохозяйственного регламента Сюмсинского лесничества в границах Лумпунского государственного охотничьего бобрового заказника;
включения в эксплуатационные леса кварталов, их частей и площадей
таблицы 3 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов" лесохозяйственного регламента Глазовского лесничества в границах Северного государственного охотничьего комплексного заказника;
включения в эксплуатационные леса кварталов, их частей и площадей
таблицы 3 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов" лесохозяйственного регламента Ярского лесничества в границах Северного государственного охотничьего комплексного заказника;
слов 101009 в графе 2 "Всего по лесничеству", слов 35, 36, 37, 38, 39 и 26033 в графах 5 и 6 "Участковые лесничества. Святогорское.Номера кварталов или их частей. Площадь, га", слов 54, 55, 56, 69, 70, 71, 72, 87, 88 и 23551 в графах 11 и 12 "Участковые лесничества. Кокманское. Номера кварталов или их частей. Площадь, га" строки "Эксплуатационные леса" таблицы 3 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов" пункта 1.1.6 лесохозяйственного регламента Красногорского лесничества в части;
слов 122293 в графе 2 "Всего по лесничеству", слов 35, 36, 37, 38, 39 и 26033 в графах 5 и 6 "Участковые лесничества. Святогорское. Номера кварталов или их частей. Площадь, га", слов 54, 55, 56, 69, 70, 71, 72, 87, 88 и 23551 в графах 11 и 12 "Участковые лесничества. Кокманское. Номера кварталов или их частей. Площадь, га" строки "Заготовка бересты, коры и луба, хвороста, веточного корма, пихтовых, сосновых, еловых лап", строки "Заготовка новогодних елей, деревьев, кустарников, заготовка древесной зелени, веников, ветвей и кустарников для метел и плетения", строки "Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых", слов 99452 в графе 2, слов 71, 87, 88 и 22836 в графах 11 и 12 "Участковые лесничества. Кокманское" номера кварталов или их частей. Площадь, га" строки "Заготовка мха, лесной подстилки, опавших листьев, камыша, тростника" таблицы 5 "Виды разрешенного использования лесов" лесохозяйственного регламента Красногорского лесничества;
недействующими с ДД.ММ.ГГГГ в части слов 14, 30, 31, 32, 60, 61, 62, 63, 64, 33, 34, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 103, 104, 105, 106, 111, 112, 113, 114, 115, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 124, 125, 213, 153, 186, 212, 211, 213 и 28751 в графах 2 и 3 "Участковые лесничества. Шарканское. Номера кварталов или их частей. Площадь, га" строки "Эксплуатационные леса" таблицы 3 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов" лесохозяйственного регламента Шарканского лесничества в части слов;
слов 14, 30, 31, 60, 62, 64, 33, 34, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 103, 104, 105, 106, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 124, 125, 213, 153, 186, 212, 213 и 28753 в графах 2 и 3 "Участковые лесничества. Шарканское. Номера кварталов или их частей. Площадь, га" строки "Заготовка живицы" таблицы 5 "Виды разрешенного использования лесов" раздела 1.2 лесохозяйственного регламента Шарканского лесничества.
В судебном заседании прокурор Б.О.Л. на удовлетворении требований настаивала по доводам заявления.
Пояснила, что уточнение требований обусловлено тем, что большинство особо охраняемых природных территорий УР не описаны поквартально, тогда как в регламентах границы лесничеств и леса описаны поквартально.
Кроме того, полагала, что в связи с признанием недействующими отдельных положений лесохозяйственных регламентов лесничеств останутся неурегулированными правоотношения по режиму лесных участков, расположенных на особо охраняемых природных территориях, что повлечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Удмуртской Республики. Соответственно, на административного ответчика суд должен возложить обязанность по урегулированию таких отношений на основании ч.4 ст.216 КАС РФ.
В судебном заседании представитель Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики С.А.Н. пояснил, что ими не оспаривается обоснованность требований прокурора, поскольку действительно, с учетом уточненных требований, леса, расположенные на особо природных охраняемых территориях включены в эксплуатационные леса, что противоречит закону. Однако, полагают, что для приведения в соответствие с требованиями Закона положений регламентов необходимо не менее пяти лет. Это связано с тем, что для включения лесов, находящихся на особо охраняемых природных территориях в состав защитных лесов необходимо проведение лесоустроительных работ. На текущий год в бюджете финансирование этих работ не предусмотрено. Не запланировано оно и на будущий год. После выделения необходимых финансовых ресурсов потребуется проведение процедур, связанных с соблюдением процедур по заключению государственных контрактов и выполнение самих работ. Только после этого возможно фактическое включение лесов, находящихся на особо охраняемых природных территориях в состав защитных лесов. Пояснил, что в ранее предоставленных в прокуратуру справках не в полной мере соответствуют сведения о расположении особо охраняемых природных территорий поквартально, поскольку по большинству заказников и парков лесоустроительные работы не проведены. Пояснил, что не в их компетенции находится отнесение лесов к защитным.
Заслушав объяснения прокурора и представителя административного ответчика, проверив соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии с ч.7-9 ст. 213 КАС РФ, разъяснениями, изложенными в п.17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме. Суд выясняет в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу. Обязанность доказывания указанных обстоятельств возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
На основании ч.2 ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Судом установлены следующие юридически значимые обстоятельства.
Приказом Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены лесохозяйственные регламенты Шарканского, Красноргорского, Якшур-Бодьинского, Балезинского, Сюмсинского, Глазовского, Ярского, Можгинского, Дебесского, Завьяловского, Алнашского, Киясовского лесничеств.
Приказом Минлесхоза УР от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменении в лесохозяйственные регламенты лесничеств" внесены изменения в лесохозяйственные регламенты Алнашского, Балезинского, Глазовского, Дебесского, Завьяловского, Киясовского, Красногорского, Можгинского, Сюмсинского, Шарканского, Якшур-Бодьинского, Ярского лесничеств, которые изложены в новой редакции.
Оспариваемый приказ содержит общеобязательные правила поведения, рассчитанные на многократное применение, и распространяется на неопределенный круг лиц, поскольку устанавливает нормативы и сроки разрешенного использования лесов, требования к охране, защите и воспроизводству лесов, ограничения использования лесов на территории лесничества, лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами (ст.87 Лесного Кодекса РФ).
В соответствии со ст.7 (ч.2.1) Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" общедоступная информация о деятельности государственных органов предоставляется государственными органами неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети "Интернет" в форме открытых данных.
Согласно ст.13 (ч.1 п.2) названного Федерального закона информация о деятельности государственных органов, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", содержит информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, в том числе, нормативные правовые акты, изданные государственным органом.
Приказ размещен в сети "Интернет" на официальном сайте Минлесхоза УР http://www.minlesudm.ru, тем самым обеспечена возможность ознакомления с этим актом тех лиц, права и свободы которых он затрагивает, что является целью опубликования нормативного правового акта и свидетельствует о соблюдении порядка опубликования (обнародования) оспариваемого приказа (п.21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативным правовых актов полностью или в части").
Приказ Минлесхоза УР от ДД.ММ.ГГГГ N внесен в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации NRU18000200800524.
На момент издания приказа, Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики (далее - Минлесхоз УР) действовало на основании Положения (утвержденного постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N), в соответствии с п.1, подп.1 п.14 которого Минлесхоз УР являлся исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, проводящим государственную политику в области лесных отношений и осуществляющим управление государственным имуществом в сфере лесного хозяйства на территории Удмуртской Республики, а также по нормативно-правовому регулированию по вопросам в соответствии со своими функциями и видами деятельности. К функциям Минлесхоза УР отнесена разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов.
На момент обращения в суд Минлесхоз УР действует на основании Положения (утвержденного постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N), в соответствии с п.1, подп.2 п.8 которого Минлесхоз УР является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесных отношений. К полномочиям Минлесхоза УР отнесено принятие в форме приказов нормативным правовых актов по утверждению лесохозяйственных регламентов лесничеств.
Таким образом, приказ Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N является нормативным правовым актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принятым в пределах компетенции, официально опубликован.
Судом установлено, что на территории Удмуртской Республики имеются следующие особо охраняемые природные территории.
Правительством Удмуртской Республики постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N создан природный парк "Шаркан", определен его режим. В соответствии с п.п. 2, 4, 8, 9, 10 Положения о природном парке "Шаркан" (в редакции постановления Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N, вступившего в силу ДД.ММ.ГГГГ) природный парк является особо охраняемой природной территорией регионального значения, в границах которой выделены заповедная и заказная зоны, зоны туризма и рекреации и традиционного хозяйствования, имеющие экологическое (природоохранное), культурное и рекреационное назначение, и соответственно этому установлены запреты и ограничения экономической и иной деятельности. Общая площадь природного парка - 16566,65 га.
Границы и особенности режима особой охраны природного парка учитываются при разработке лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов, подготовке документов территориального планирования, проведении лесоустройства и охотустройства.
Задачами природного парка являются сохранение природных ландшафтов, коренных растительных сообществ, сохранение биологического разнообразия, редких и исчезающих видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Удмуртской Республики.
На территории природного парка запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природного парка, в том числе, геологическое изучение недр, разработка месторождений полезных ископаемых, выполнение иных работ, связанных с пользованием недрами; проведение выборочных и сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, связанных с вырубкой погибших и поврежденных лесных насаждений, а также размещением линейных объектов и гидротехнических сооружений; заготовка живицы; сбор и заготовка объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Удмуртской Республики; строительство магистральных дорог, трубопроводов, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, связанных с функционированием природного парка и с обеспечением функционирования расположенных в его границах населенных пунктов; промысловая охота и промышленное рыболовство; любительская и спортивная охота с собаками охотничьих пород; интродукция живых организмов в целях их акклиматизации; применение и хранение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста.
Согласно п.10 Положения о природном парке "Шаркан" (в редакции постановления Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N) парк расположен на землях лесного фонда Шарканского лесничества, в частности, в кварталах 14, 30, 31, 32, 60, 61, 62, 63, 64 (заповедная зоны), кварталах 33, 34, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 103, 104, 105, 106, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 124, 125, 213 (заказная зона), кварталах 153, 186 (зона туризма и рекреации), кварталах 212, 211, 213 (зона традиционного хозяйствования).
При этом в таблице 3 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов" пункта 1.1.6 лесохозяйственного регламента Шарканского лесничества (утв.приказом Минлесхоза УР от ДД.ММ.ГГГГ N) указанные выше лесные участки, по целевому назначению лесов отнесены к эксплуатационным лесам (письмо Минлесхоза УР от ДД.ММ.ГГГГ N), что противоречит ст.ст.12, 102, 103 ЛК РФ, поскольку цели освоения и правовой режим эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания и режиму особой охраны природного парка "Шаркан".
В таблице 5 "Виды разрешенного использования лесов" раздела 1.2 лесохозяйственного регламента Шарканского лесничества (утв.приказом Минлесхоза УР от ДД.ММ.ГГГГ N) в кварталах 14, 30, 31, 60, 62, 64, 33, 34, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 103, 104, 105, 106, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 124, 125, 213, 153, 186, 212, 213 разрешена заготовка живицы, что противоречит ст.21 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", п.9 Положения о природном парке "Шаркан" (в редакции постановления Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N).
Кроме того, в соответствии со ст.ст.22, 24 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственными природными заказниками являются территории, имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в заказниках режим особой охраны.
Правительством Удмуртской Республики постановлениями от ДД.ММ.ГГГГ N и N созданы государственные природные ботанические заказники "Андреевский сосновый бор" и "Кокманский", утверждены положения о них, в соответствии с которыми заказники являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, имеющими особое значение для сохранения и восстановления природных ботанических комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса.
Указанные заказники являются уникальными объектами. Леса заказников относятся к особо ценным лесным массивам и имеют научное и историческое значение. На территории заказников имеются особо ценные лекарственные и пищевые растения, растения и животные, занесенные в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Удмуртской Республики.
На территории заказников запрещается любая деятельность, противоречащая целям их создания или причиняющая вред природным комплексам и их компонентам, в частности, осуществление геолого-разведочных работ, разработка полезных ископаемых, нарушение напочвенного покрова; строительство хозяйственных, промышленных и жилых объектов; проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций; сбор ботанических и зоологических коллекций, букетов цветов; заготовка мха, коры, веток, веников и подсочка деревьев; промышленная заготовка и сбор ягод, плодов, семян, лекарственного и технического сырья.
Согласно п. 4 Положения о государственном природном ботаническом заказнике "Андреевский сосновый бор" (утв.постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N) заказник располагается на землях лесного фонда Красногорского лесничества, Святогорского участкового лесничества в кварталах 35, 36, 37, 38, 39.
Согласно п.4 Положения о государственном природном ботаническом заказнике "Кокманский" (утв.постановлением правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N) заказник располагается на землях лесного фонда Красногорского лесничества, Кокманского участкового лесничества в кварталах 54, 55, 56, 69, 70, 71, 72, 87, 88.
При этом в таблице 3 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов" пункта 1.1.6 лесохозяйственного регламента Красногорского лесничества (утв.приказом Минлесхоза УР от ДД.ММ.ГГГГ N) указанные выше лесные участки, по целевому назначению лесов отнесены к эксплуатационным лесам (письмо Минлесхоза УР от ДД.ММ.ГГГГ N), что противоречит ст.ст.12, 102, 103 ЛК РФ, поскольку цели освоения и правовой режим эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания и режиму особой охраны государственных природных ботанических заказников "Андреевский сосновый бор" и "Кокманский".
В таблице 5 "Виды разрешенного использования лесов" раздела 1.2 лесохозяйственного регламента Красногорского лесничества (утв.приказом Минлесхоза УР от ДД.ММ.ГГГГ N) в кварталах 35, 36, 37, 38, 39 Святогорского участкового лесничества разрешены выполнение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, заготовка коры, веников, веток, что противоречит ст.24 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", п.14 Положения о государственном природном ботаническом заказнике "Андреевский сосновый бор" (утв.постановлением Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N).
В таблице 5 "Виды разрешенного использования лесов" раздела 1.2 лесохозяйственного регламента Красногорского лесничества (утв.приказом Минлесхоза УР от ДД.ММ.ГГГГ N) в кварталах 54, 55, 56, 69, 70, 71, 72, 87, 88 Кокманского участкового лесничества разрешены выполнение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, сенокошение, заготовка мха, коры, веников, веток, что противоречит ст.24 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", п.14 Положения о государственном природном ботаническом заказнике "Кокманский" (утв.постановлением правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N).
Постановлением Совета Министров УАССР от 11.11.1986 N329 "Об утверждении Правил и сроков охоты на территории Удмуртской АССР", постановление Совета Министров Удмуртской АССР от 09.09.1983 N 264 "О дополнительных мерах по улучшению ведения охотничьего хозяйства Удмуртской АССР", постановлением Правительства УР от 01.04.1996 N184 "Об организации государственного охотничьего заказника "Потерянный ключ" установлены особо охраняемые природные территории регионального значения: Валамазский государственный охотничий бобровый заказник, Пестеринский государственный охотничий бобровый заказник, Салинский государственный охотничий комплексный заказник, Чекеровский государственный охотничий комплексный заказник, государственный охотничий заказник "Потерянный ключ", Кепский государственный охотничий комплексный заказник, Лумпунский государственный охотничий бобровый заказник, Северный государственный охотничий комплексный заказник, определен режим их особой охраны.
На момент рассмотрения дела в суде границы заказников и их режим установлены постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Удмуртской Республики и Совета Министров УАССР". На территории заказников запрещается, в частности, промысловая, любительская и спортивная охота; промышленное рыболовство; сплошные рубки спелых и перестойных лесных насаждений на участках с особым режимом использования; предоставление земельных участков вне границ населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, а также для садоводства и огородничества; иные виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической ценности данной территории и причиняющие вред охраняемым объектам животного мира и среде их обитания.
Согласно подп.1 п.24 постановления Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N, Валамазский заказник расположен на землях лесного фонда Красногорского лесничества Валамазского участкового лесничества;
Пестеринский заказник расположен на землях лесного фонда Красногорского лесничества Кокманского участкового лесничества;
Салинский заказник расположен на землях лесного фонда Красногорского лесничества Архангельского участкового лесничества, Святогорского участкового лесничества;
Чекеровский заказник расположен на землях лесного фонда Якшур-Бодьинского лесничества Мукшинского участкового лесничества, Селычинского участкового лесничества;
заказник "Потерянный ключ" расположен на землях лесного фонда Якшур-Бодьинского лесничества Кекоранского участкового лесничества;
Кепский заказник расположен на землях лесного фонда Балезинского лесничества Андрейшурского участкового лесничества, Ушурского участкового лесничества;
Лумпунский заказник расположен на землях лесного фонда Сюмсинского лесничества Гуринского участкового лесничества, Зонского участкового лесничества;
Северный заказник расположен на землях лесного фонда Глазовского лесничества Белорецкого участкового лесничества, Ярского лесничества.
При этом в таблицах 3 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов" пунктов 1.1.6 лесохозяйственных регламентов Красногорского, Якшур-Бодьинского Балезинского, Сюмсинского, Глазовского, Ярского лесничеств (утв.приказом Минлесхоза УР от ДД.ММ.ГГГГ N) указанные выше лесные участки, по целевому назначению лесов отнесены к эксплуатационным лесам (письмо Минлесхоза УР от ДД.ММ.ГГГГ N), что противоречит ст.ст.12, 102, 103 ЛК РФ, поскольку цели освоения и правовой режим эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания и режиму особой охраны указанных государственных охотничьих заказников.
Оспариваемыми региональными нормами не исключаются сплошные и выборочные рубки с целью заготовки древесины, заготовка живицы, размещение лесоперерабатывающей инфраструктуры и иные предусмотренные ст.25 ЛК РФ виды использования лесов на указанных особо охраняемых природных территориях, что противоречит требованиям ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", согласно которому особо охраняемые природные территории изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для них установлен режим особой охраны.
На момент рассмотрения дела в суде границы заказников и их режим установлены постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Удмуртской Республики и Совета Министров УАССР". На территории заказников запрещается, в частности, промысловая, любительская и спортивная охота; промышленное рыболовство; сплошные рубки спелых и перестойных лесных насаждений на участках с особым режимом использования; предоставление земельных участков вне границ населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, а также для садоводства и огородничества; иные виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической ценности данной территории и причиняющие вред охраняемым объектам животного мира и среде их обитания.
Давая оценку требованиям прокурора о противоречии федеральному законодательству, оспариваемых им положений приказа Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N, суд исходит из следующего.
Прокурор указывает на несоответствие требованиям федерального законодательства (статьям 6, 10, 12, 102, 103 Лесного кодекса РФ) таблиц 3 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов" к лесохозяйственным регламентам лесничеств в той части, в какой они включают площади лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях в эксплуатационные леса.
Суд не может не согласиться с такой позицией.
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (ч.1 ст.10 ЛК РФ).
В числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (п.1 ч.2 ст.102 ЛК РФ), в том числе леса, расположенные на территориях государственных природных заказников (ч.1 ст.103 ЛК РФ). Защитные леса в соответствии с ч.4 ст.12 ЛК РФ подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Эксплуатационные леса имеют другие цели освоения: для устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (ч.3 ст.12 ЛК РФ).
Согласно п.2 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях (утвержденных приказом МПР РФ от ДД.ММ.ГГГГ N) леса, расположенные на ООПТ, относятся к защитным лесам.
Пунктами 8, 14, 15, 18, 19, 20, 21 Особенностей ... установлены особые требования к проведению рубок лесных насаждений, очистке лесов от захламления, лесовосстановлению, лесоразведению.
В соответствии со ст.ст.18, 21 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности. Природные ресурсы, расположенные в границах природных парков, если иное не установлено федеральными законами, ограничиваются в гражданском обороте. На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков.
На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. Конкретные особенности, зонирование и режим природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст.25, 26, 27 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
Кроме того, в соответствии со ст.ст.22, 24 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственными природными заказниками являются территории, имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в заказниках режим особой охраны.
Принимая во внимание цели создания особо охраняемых природных территорий (подробно указано выше), суд находит убедительной позицию прокурора о несоответствии таких целей тем, которые предусмотрены для эксплуатационных лесов (эти леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов).
Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики приводятся доводы о несогласии с позицией прокурора, оценивая их, суд не может с ними согласиться.
Так, представитель административного ответчика указывает на то, что до настоящего времени не выполнены лесоустроительные работы (за исключением отдельных особо охраняемых природных территорий) по описанию границ особо охраняемых природных территорий на территории Удмуртской Республики. Соответственно, имеющееся описание границ заказников не позволяют установить их в натуре (за исключением вновь созданных).
Суд установил, что поквартально границы особо охраняемых природных территорий в Удмуртской Республики не установлены, за исключением вновь созданных. Однако, признать правильным довод административного ответчика о том, что это является препятствием для удовлетворения административного искового заявления прокурора не может. Прокурор свои требования уточнил, исключив указание на конкретные кварталы, их части и площади в пределах которых расположены леса особо охраняемых природных территорий, поскольку представитель Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики сообщил о не полной достоверности, ранее представленных прокурору сведений о границах заказников, парков и памятников. При таких обстоятельствах, указываемое административным ответчиком обстоятельство не свидетельствует о необоснованности позиции прокурора.
Позиция Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики о том, что в силу компетенции федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации вопросы отнесения лесов к защитным и установление их границ, отнесены к первым, приказом Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ N "Об отнесении лесов на территории Удмуртской Республики к ценным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ" границы лесов на территории Удмуртской Республики определены, их описание совпадает с информацией, содержащейся в нормах, оспариваемого прокурором приказа, судом не признается обоснованной. Федеральным законом не предусмотрено отнесение лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, к эксплуатационным лесам, а подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, и на указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров (пункт 10 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"). Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ N "Об отнесении лесов на территории Удмуртской Республики к ценным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ) официально не опубликован и не прошел государственную регистрацию.
Так же, суд не может согласиться с защитной позицией административного ответчика, в части того, что в государственном кадастре недвижимости сведений об особо охраняемых природных территориях, соответственно, оснований для удовлетворения требований прокурора не имеется. Суд исходит из того, что ненадлежащее описании границ особо охраняемых территорий и отсутствие сведений о местоположении границ особо охраняемых природных территорий в государственном кадастре недвижимости не свидетельствует о правильности включения лесных участков в границах особо охраняемых природных территорий в эксплуатационные леса.
Таким образом, суд находит обоснованными требования прокурора в части признания недействующими норм приказа Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении лесохозяйственных регламентов" в части включения в эксплуатационные леса кварталов, их частей и площадей в таблице 3 "Распределения лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов).
Кроме того, указание в таблице 5 "Виды разрешенного использования лесов" раздела 1.2 лесохозяйственного регламента Шарканского лесничества и Красногорского лесничества на то, что там разрешена заготовка живицы противоречит ст.24, 27 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", п.14 Положения о государственном природном ботаническом заказнике "Кокманский" (утв.постановлением правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N), п.9 Положения о природном парке "Шаркан" (в редакции постановления Правительства УР от ДД.ММ.ГГГГ N).
В данной части, требования прокурора суд находит обоснованными, поскольку оспариваемый приказ допускает использование лесов особо охраняемых природных территорий способами, запрещенными законом.
В структуре лесохозяйственных регламентов Шарканского, Красногорского, Якшур-Бодьинского, Балезинского, Сюмсинского, Глазовского, Ярского, Можгинского, Дебесского, Завьяловского, Алнашского, Киясовсого лесничеств, утвержденных оспариваемым приказом Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N имеются Приложения 3 "Карта-схема распределения лесов по целевому назначению лесничества".
Прокурор, ссылаясь на положения ч.7 ст.87 ЛК РФ, подп.1 п.5 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений (утвержден приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ N) требует признать недействующими Приложения 3 к каждому, из перечисленных выше, лесохозяйственным регламентам, полностью.
Соглашаясь с противоречием указанных Приложений нормам федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу, в полном объеме данные требования прокурора суд признать обоснованными возможности не имеет, в связи со следующим.
Как правильно указывает прокурор в административном исковом заявлении, в поквартальных картах-схемах подразделения лесов по целевому назначению не нанесены местоположения существующих особо охраняемых природных территорий, объекты лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, что противоречит положениям ч.7 ст.87 ЛК РФ, подп.1 п.5 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений (утвержден приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ N).
Однако, помимо сведений на которые указывает прокурор, имеется иная информация о несоответствии которой прокурором по настоящему делу требования не заявляются (сведения об эксплуатационных лесах в той части, на которую не налагаются участки лесов, располагающихся на особо охраняемых природных территориях). Суд также не усматривает незаконности указания таких сведений.
Судом, не установлено того, что на территории Шарканского, Красногорского, Якшур-Бодьинского, Балезинского, Сюмсинского, Глазовского, Ярского, Можгинского, Дебесского, Завьяловского, Алнашского, Киясовсого лесничеств планируется создание новых особо охраняемых природных территорий.
Соответственно, данное требование прокурора подлежит удовлетворению лишь в части не отражения в приложениях N к лесохозяйственным регламентам Шарканского, Красногорского, Якшур-Бодьинского, Балезинского, Сюмсинского, Глазовского, Ярского, Можгинского, Дебесского, Завьяловского, Алнашского, Киясовсого лесничеств сведений об особо охраняемых природных территориях, объектах лесной, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектах, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
В силу положений части 4 статьи 216 КАС РФ в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
Поскольку в связи с удовлетворением требований прокурора устанавливается правовая неурегулированность вопросов, подлежащих отражению в лесохозяйственном регламенте в части лесов находящихся в границах особо охраняемых природных территорий, что может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц на Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики следует возложить обязанность по принятию нового нормативного правового акта, заменяющего приказ Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении лесохозяйственных регламентов", в части, признанной настоящим решением недействующей.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Суд установил, что оспоренные прокурором положения нормативного правового акта противоречат федеральному закону.
Соответственно на Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики следует возложить обязанность по опубликованию резолютивной части настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики в сети "Интернет".
Руководствуясь статьями 177-180, 215, 216 КАС РФ, суд
решил:
заявленные Удмуртским природоохранным межрайонным прокурором требования о признании недействующим приказа Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении лесохозяйственных регламентов", в части, удовлетворить в части.
Признать приказ Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении лесохозяйственных регламентов" недействующим в следующих частях.
Признать недействующими со дня принятия приложения N к лесохозяйственным регламентам Шарканского, Красноргорского, Якшур-Бодьинского, Балезинского, Сюмсинского, Глазовского, Ярского, Можгинского, Дебесского, Завьяловского, Алнашского, Киясовского лесничеств, в части не отражения в них сведений об особо охраняемых природных территориях, об объектах лесной инфраструктуры и об объектах не лесной инфраструктуры.
Признать недействующими со дня принятия положения таблицы 3 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов" регламента Красногорского лесничества, в части включения в эксплуатационные леса кварталов, их частей и площадей в границах Валамазского и Пестеринского государственных охотничьих бобровых заказников, Салинского государственного охотничьего комплексного заказника;
Признать недействующими со дня принятия положения таблицы 3 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов" регламента Якшур-Бодьинского лесничества, в части включения в эксплуатационные леса кварталов, их частей и площадей в границах Чекеровского государственного охотничьего комплексного заказника и государственного охотничьего заказника "Потерянный ключ";
Признать недействующими со дня принятия положения таблицы 3 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов" регламента Балезинского лесничества, в части включения в эксплуатационные леса кварталов, их частей и площадей в границах Кепского государственного охотничьего комплексного заказника;
Признать недействующими со дня принятия положения таблицы 3 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов" регламента Сюмсинского лесничества, в части включения в эксплуатационные леса кварталов, их частей и площадей в границах Лумпунского государственного охотничьего бобрового заказника;
Признать недействующими со дня принятия положения таблицы 3 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов" регламента Глазовского лесничества, в части включения в эксплуатационные леса кварталов, их частей и площадей в границах Северного государственного охотничьего комплексного заказника;
Признать недействующими со дня принятия положения таблицы 3 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов" регламента Ярского лесничества, в части включения в эксплуатационные леса кварталов, их частей и площадей в границах Северного государственного охотничьего комплексного заказника;
Признать недействующим со дня принятия лесохозяйственный регламент Красногорского лесничества в части слов 101009 в графе 2 "Всего по лесничеству", слов 35, 36, 37, 38, 39 и 26033 в графах 5 и 6 "Участковые лесничества. Святогорское.Номера кварталов или их частей. Площадь, га", слов 54, 55, 56, 69, 70, 71, 72, 87, 88 и 23551 в графах 11 и 12 "Участковые лесничества. Кокманское. Номера кварталов или их частей. Площадь, га" строки "Эксплуатационные леса" таблицы 3 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов" пункта 1.1.6;
Признать недействующим со дня принятия лесохозяйственный регламент Красногорского лесничества в части слов 122293 в графе 2 "Всего по лесничеству", слов 35, 36, 37, 38, 39 и 26033 в графах 5 и 6 "Участковые лесничества. Святогорское. Номера кварталов или их частей. Площадь, га", слов 54, 55, 56, 69, 70, 71, 72, 87, 88 и 23551 в графах 11 и 12 "Участковые лесничества. Кокманское. Номера кварталов или их частей. Площадь, га" строки "Заготовка бересты, коры и луба, хвороста, веточного корма, пихтовых, сосновых, еловых лап", строки "Заготовка новогодних елей, деревьев, кустарников, заготовка древесной зелени, веников, ветвей и кустарников для метел и плетения", строки "Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых", слов 99452 в графе 2, слов 71, 87, 88 и 22836 в графах 11 и 12 "Участковые лесничества. Кокманское" номера кварталов или их частей. Площадь, га" строки "Заготовка мха, лесной подстилки, опавших листьев, камыша, тростника" таблицы 5 "Виды разрешенного использования лесов";
Признать недействующими с ДД.ММ.ГГГГ лесохозяйственный регламент Шарканского лесничества в части слов 14, 30, 31, 32, 60, 61, 62, 63, 64, 33, 34, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 103, 104, 105, 106, 111, 112, 113, 114, 115, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 124, 125, 213, 153, 186, 212, 211, 213 и 28751 в графах 2 и 3 "Участковые лесничества. Шарканское. Номера кварталов или их частей. Площадь, га" строки "Эксплуатационные леса" таблицы 3 "Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов";
слов 14, 30, 31, 60, 62, 64, 33, 34, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 103, 104, 105, 106, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 124, 125, 213, 153, 186, 212, 213 и 28753 в графах 2 и 3 "Участковые лесничества. Шарканское. Номера кварталов или их частей. Площадь, га" строки "Заготовка живицы" таблицы 5 "Виды разрешенного использования лесов" раздела 1.2 лесохозяйственного регламента Шарканского лесничества.
Возложить на Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики обязанность по принятию нового нормативного правового акта, заменяющего приказ Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики от 4 мая 2008 года N140 "Об утверждении лесохозяйственных регламентов", в части, признанной настоящим решением недействующей.
Возложить на Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики обязанность по опубликованию резолютивной части настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики в сети "Интернет".
Апелляционная жалоба на настоящее решение может быть подана в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий А.И. Буров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.