Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Безуха А.Н.,
судей Филипчук С.А., Герцева А.И.,
при секретаре Павловой Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лысенко В.И. о признании незаконными действий нотариуса об отказе в совершении нотариального действия
по апелляционной жалобе Лысенко В.И.
на решение Валуйского районного суда Белгородской области от 21 августа 2015 года.
Заслушав доклад судьи Филипчук С.А., объяснения Лысенко В.И., поддержавшей жалобу, судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГГГ года К. составил завещание, которым все свое имущество, которое окажется ему принадлежащим к моменту его смерти, завещал своему сыну - С. (л.д. 22). ДД.ММ.ГГГГ года К. умер (л.д. 18). С его смертью открылось наследство на "данные изъяты" долю жилого дома "адрес" Наследник по завещанию - С. обратился в нотариальную контору с заявлением, в котором отказался от причитающегося ему по завещанию наследства в пользу своей родной сестры, дочери наследодателя, - Лысенко В.И. (л.д. 20). В свою очередь Лысенко В.И. составила заявление о принятии наследства (л.д. 17). Постановлением нотариуса Валуйского нотариального округа Белгородской области Сущенко О.И. от ДД.ММ.ГГГГ года в совершении нотариального действия по выдаче свидетельства о праве Лысенко В.И. на наследство по закону отказано по мотиву отсутствия зарегистрированного в установленном порядке права наследодателя на "данные изъяты" долю жилого дома ДД.ММ.ГГГГ Наследодателем получено лишь свидетельство о праве на наследство на указанное имущество после смерти его супруги - З. (матери Лысенко В.И. и С. (л.д. 4).
Отказ в совершении нотариального действия Лысенко В.И. оспорила в суде. Указала, что имущество, на которое отрылось наследство после смерти К., при жизни принято им по наследству, о чем ему выдано свидетельство о праве на наследство по закону. Оснований считать указанное имущество не принадлежащим К. не имеется. Просила суд признать отказ в совершении нотариального действия незаконным и обязать нотариуса Сущенко О.И. выдать ей свидетельство о праве на наследство по закону на "данные изъяты" долю жилого дома "адрес"
Решением суда заявление признано необоснованным и в его удовлетворении отказано.
В апелляционной жалобе заявительница просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, которым иск удовлетворить. Ссылается на несоответствие выводов решения обстоятельствам дела, выход суда за пределы заявленных требований без законных на то оснований.
Проверив материалы дела по доводам, приведённым в жалобе, по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия признает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
По правилам ст. 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (ст. 1153 ГК РФ).
В силу ст. 1157 ГК РФ, наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц (статья 1158) или без указания лиц, в пользу которых он отказывается от наследственного имущества.
По правилам ст. 1158 ГК РФ, наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц из числа наследников по завещанию или наследников по закону любой очереди, не лишенных наследства (пункт 1 статьи 1119), в том числе в пользу тех, которые призваны к наследованию по праву представления или в порядке наследственной трансмиссии (статья 1156).
Не допускается отказ в пользу какого-либо из указанных лиц от имущества, наследуемого по завещанию, если все имущество наследодателя завещано назначенным им наследникам.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснил, что в случае, если все имущество наследодателя завещано назначенным им наследникам, допускается лишь отказ от наследства без указания лиц, в пользу которых наследник отказывается от наследственного имущества (безусловный отказ); при этом доля отпавшего наследника переходит к остальным наследникам по завещанию пропорционально их наследственным долям, если завещанием не предусмотрено иное распределение этой части наследства или отказавшемуся наследнику не подназначен наследник (абзац третий пункта 1 статьи 1158, абзац второй пункта 1 статьи 1161 ГК РФ), а при отказе единственного наследника по завещанию, которому завещано все имущество наследодателя, - наследникам по закону.
Судом первой инстанции установлено, что С. является наследником по завещанию к имуществу К. умершего ДД.ММ.ГГГГ года.
С. от принятия наследства отказался в пользу Лысенко В.И. - дочери наследодателя, которая обратилась в нотариальную контору с заявлением о принятии наследства, открывшегося со смертью К.
При этом суд первой инстанции посчитал, что указанный отказ не соответствует требованиям ст. 1158 ГК РФ и нарушает права других наследников по закону, праву представления и завещанию, в порядке наследственной трансмиссии, а также наследников, имеющих право на обязательную долю в наследстве. При этом, в нарушении положений ст. 195, ст. 198 ГПК РФ, в решении не приведено обстоятельств, с достоверностью указывающих на то, что такие наследники имеются и они обратились с заявлениями о принятии наследства или приняли наследство фактически.
Из объяснений заявительницы следует, что иных наследников по закону первой очереди не имеется.
Данных, опровергающих указанные обстоятельства, в материалах дела не имеется.
При таком положении выводы решения в этой части не основаны на представленных суду доказательствах и противоречат оспариваемому постановлению об отказе в совершении нотариального действия, поскольку таких оснований к отказу в совершении нотариального действия данное постановление не содержит.
Кроме того, судом оставлено без внимания, что заявление об отказе от наследства в пользу конкретного лица составлено при непосредственном участии самого нотариуса, с разъяснением положений ГК РФ, регулирующих правоотношения в области наследования, и Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, с удостоверением подписи заявителя (л.д. 20). Таким образом, правильность заявления удостоверена нотариусом, что исключает для заявителя сомнения в законности этого заявления.
Не содержит постановление об отказе в совершении нотариального действия и указаний на непредоставление Лысенко В.И. технического паспорта домовладения. Доводы решения в этой части приведены по инициативе суда, что не соответствует положениям п.3 ст. 196, ст. 310 ГПК РФ.
Условия выдачи свидетельства о праве на наследство по закону определены в ст. 72 "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате", в соответствии с ч.1 которой нотариус при выдаче свидетельства о праве на наследство по закону путем истребования соответствующих доказательств обязан проверить следующие обстоятельства: факт смерти наследодателя; время открытия наследства; место открытия наследства; наличие отношений, являющихся основанием для призвания к наследованию по закону лиц, подавших заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство; состав и место нахождения наследственного имущества.
Как предусмотрено Методическими рекомендациями Минюста России по совершению нотариальных действий:
факт смерти и время открытия наследства могут подтверждаться свидетельством о смерти наследодателя, выданным органом ЗАГС, а в случае гибели во время Великой Отечественной войны - извещением или иным документом о гибели, выданным командованием воинской части, администрацией госпиталя, военным комиссариатом и другими органами Министерства обороны СССР (п. 29);
место открытия наследства может подтверждаться справкой жилищно-эксплуатационной организации или справкой органов внутренних дел о последнем месте жительства наследодателя, а если место жительства умершего неизвестно - документом, в котором содержатся сведения о месте нахождения наследственного имущества (например, документом организации, осуществляющей учет или регистрацию имущества, правоустанавливающим документом на наследственное имущество, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и т.п.). В случае отсутствия у наследников указанных документов место открытия наследства подтверждается решением суда об установлении места открытия наследства (п. 30);
доказательством родственных и иных отношений наследников с наследодателем могут являться: документы, выданные органами ЗАГС, вступившие в законную силу решения суда об установлении факта родственных или иных отношений. В отдельных случаях могут быть приняты справки о родственных или иных отношениях, выданные организациями по месту работы или жительства; записи в паспортах о детях, о супруге; справки органов социальной защиты о назначении пенсии по случаю потери кормильца и т.п., если они в совокупности с другими документами подтверждают родственные или иные отношения наследников с наследодателем (п. 31).
В пункте 14 разд. IX Методических рекомендаций ФНП по оформлению наследственных прав указано, что на наследуемое имущество, в том числе на имущественные права, должны быть представлены документы, подтверждающие принадлежность наследодателю имущества на праве собственности, а также имущественных прав на день открытия наследства; стоимость наследственного имущества; наличие либо отсутствие обременения наследственного имущества, права на которое подлежат специальному учету или государственной регистрации.
Согласно Приказа Минюста России от 10.04.2002 N 99 (ред. от 30.12.2014) "Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах" свидетельство о праве на наследство по закону, выдаваемое одному наследнику, в отношении недвижимого имущества должно содержать - его местонахождение и кадастровый номер.
При этом предоставление технического паспорта, о чем суд указал в своем решении, закон не требует.
По правилам ст. 25.3, Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25.3 этого же Закона, документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
После государственной регистрации прав на объект недвижимости орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, должен направить декларацию, представленную заявителем вместе с заявлением о государственной регистрации прав, в орган кадастрового учета для постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости.
Письмом Минэкономразвития России от 29.04.2013 N Д23и-1165 "О государственном кадастровом учете, государственной регистрацией права объектов недвижимости и предоставлением сведений государственного кадастра недвижимости" разъяснено, что в случае, если в государственном кадастре недвижимости в настоящее время отсутствуют сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, то внесение таких сведений органом кадастрового учета возможно следующими способами:
- при получении органом кадастрового учета запроса о предоставлении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в порядке, предусмотренном статьей 14 Закона о кадастре, при условии, что право собственности на такой объект учета зарегистрировано в порядке, установленном Законом о регистрации (часть 6 статьи 45 Закона о кадастре);
- при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом (часть 7 статьи 45 Закона о кадастре);
- на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации по его запросам (часть 7 статьи 45 Закона о кадастре);
- в порядке, установленном Законом о кадастре для постановки на государственный кадастровый учет объектов учета, с учетом особенностей, предусмотренных частью 8 статьи 45 Закона о кадастре при условии отсутствия зарегистрированного права в установленном Законом о регистрации порядке (часть 8 статьи 45 Закона о кадастре).
При этом согласно части 8 статьи 45 Закона о кадастре для включения в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости сведений об объекте недвижимости, если он является ранее учтенным, вместо документа, указанного в пункте 3 части 1 статьи 22 Закона о кадастре, в орган кадастрового учета представляется указанная в части 9 статьи 45 Закона о кадастре выписка о соответствующем ранее учтенном объекте недвижимости (кадастровый паспорт ранее учтенного объекта недвижимости, выданный организацией, осуществляющей хранение учетно-технической документации о ранее учтенном объекте недвижимости).
Таким образом, из положений частей 8 и 9 статьи 45 Закона о кадастре следует, что орган или организация, осуществляющие хранение учетно-технической документации о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, вправе после 1 января 2013 г. выдавать кадастровые паспорта на ранее учтенные объекты недвижимости. Однако эти кадастровые паспорта выдаются не для целей государственной регистрации прав, а для включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
Положениями ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Документы государственного земельного кадастра, а также технические паспорта, оценочная и иная хранящаяся в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-техническая документация об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационные книги, реестры, копии правоустанавливающих документов и тому подобное) являются федеральной собственностью. Хранение и использование указанных документов и документации осуществляются в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке.
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В срок до 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
При включении сведений и соответствующих документов о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер.
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости предоставляются в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, с учетом определенных настоящей статьей особенностей.
В случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости, межведомственного запроса о представлении сведений государственного кадастра недвижимости, заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган кадастрового учета, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в срок, установленный статьей 17 настоящего Федерального закона для постановки на учет объекта недвижимости, со дня получения органом кадастрового учета соответствующих документов обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном частью 2 статьи 22 настоящего Федерального закона), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункте 2 статьи 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти (в том числе органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган кадастрового учета по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
С учетом указанных положений, а также требований статей 13, 16 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление о включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости может быть представлено одновременно с заявлением о государственной регистрации прав.
Из системного толкования приведенных положений закона и письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 6 марта 2015 г. N Д3и-876 следует, что кадастровый номер при выдаче свидетельства о праве на наследство по закону указывается на земельные участки.
Выводы решения в этой части не основаны на законе и обстоятельствах дела.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" указал, что при рассмотрении заявлений об отказе в выдаче свидетельства о праве на наследство надлежит учитывать следующее: не допускается отказ в выдаче свидетельства о праве на наследство в случае смерти наследодателя, получившего свидетельство о праве на наследственное имущество, подлежащее государственной регистрации, до регистрации его прав в установленном порядке (п.96).
Вывод суда первой инстанции о незаконности постановления об отказе в совершении нотариального действия по выдаче свидетельства о праве Лысенко В.И. на наследство по закону по мотиву отсутствия зарегистрированного в установленном порядке права наследодателя на "данные изъяты" долю жилого дома "адрес" является правильным.
Поскольку иные основания к отказу в совершении нотариального действия в оспариваемом постановлении не названы, постановление является незаконным и необоснованным и подлежит отмене.
Спора о праве при разрешении дела не установлено.
При таком положении оснований к отказу в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону не имеется.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявления.
Руководствуясь п.2 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Валуйского районного суда Белгородской области от 21 августа 2015 года по делу по заявлению Лысенко В.И. о признании незаконными действий нотариуса об отказе в совершении нотариального действия отменить. Принять новое решение. Признать отказ в совершении нотариального действия от ДД.ММ.ГГГГ года незаконным и обязать нотариуса Валуйского нотариального округа Белгородской области Сущенко О.И. выдать Лысенко В.И. свидетельство о праве на наследство по закону после умершего отца - К., на "данные изъяты" долю жилого дома "адрес"
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.