Судебная коллегия по административным делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Наумовой И.В.,
судей Щербаковой Ю.А., Самыгиной С.Л.,
при секретаре Тягнирядно Я.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зарубиной Н.К. об обжаловании решения об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения
по апелляционной жалобе Зарубиной Н.К.
на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 6 августа 2015 г.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Ю.А., объяснения представителя МКУ "Городской жилищный фонд" Клюевой И.В., полагавшей жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия,
установила:
На основании договора дарения от 29 января 2008 г. Зарубина Н.К. является собственником двухкомнатной квартиры N общей площадью 44,7 кв. м, в том числе жилой - 30,3 кв. м, расположенной в доме N по адресу: "адрес" и одна зарегистрирована в последнем.
Из содержания технического паспорта вышеуказанного жилого помещения, подготовленного 31 мая 2007 г. Городским БТИ усматривается, что данная квартира включает в себя следующие помещения: помещение N 1 - коридор площадью 5,3 кв. м, помещение N 2 - санузел площадью 1 кв. м, помещение N 3 - ванная площадью 1,9 кв. м, помещение N 4 - кухня площадью 5,9 кв. м, помещение N 5 - жилая площадью 16,4 кв. м, помещение N 6 - шкаф площадью 0,3 кв. м, помещение N 7 - жилая площадью 13,9 кв. м. В квартире имеется балкон помещение N 8 площадью 0,7 кв.м.
Зарубина Н.К. обратилась в МКУ "Городской жилищный фонд" по вопросу разрешения перепланировки жилого помещения.
Муниципальное казенное учреждение "Городской жилищный фонд" администрации города Белгорода решением от 14 мая 2015 г. N отказало Зарубиной Н.К. в согласовании перепланировки жилого помещения в связи с несоответствием проекта перепланировки жилого помещения требованиям законодательства и несоответствием жилого помещения требованиям действующего законодательства.
В заявлении, поданном в порядке ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), Зарубина Н.К. просит признать незаконным и необоснованным отказ N от 14 мая 2015 г. и обязать администрацию города Белгорода согласовать проект перепланировки квартиры N в доме N по "адрес" с выдачей разрешения на перепланировку в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением суда в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении требований.
В связи с введением в действие с 15 сентября 2015 г. Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционная жалоба подлежит рассмотрению в порядке гл. 34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На момент обращения Зарубиной Н.К. в суд с вышеназванным заявлением порядок оспаривания решения органа государственной власти, органа местного самоуправления был урегулирован положениями гл. 23 и 25 ГПК РФ, утратившими силу с 15 сентября 2015 г. (Федеральный закон от 08 марта 2015 г. N 23-ФЗ). С 15 сентября 2015 г. предъявление административного искового заявления об оспаривании решений органа государственной власти, органа местного самоуправления регламентированы гл. 22 КАС РФ.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (ч. 2 ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Перепланировка жилых помещений может включать перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (абз. 3 п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170).
В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В соответствии с постановлением администрации города Белгорода от 26 сентября 2012 г. N "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения" МКУ "Городской жилищный фонд" предоставляется муниципальная услуга "Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения".
Ч. 2 ст. 26 ЖК РФ и п. 2.6 вышеуказанного административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов необходимых для предоставления данной муниципальной услуги.
При этом, вышеуказанными нормами предусмотрено, что для согласования переустройства и (или) перепланировки жилого помещения заявитель вместе с заявлением на имя главы администрации города Белгорода о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения предоставляет: подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.
В соответствии с п. 2.3 административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является: выдача решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; выдача решения об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
Исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в согласовании перепланировки (переустройства) жилого помещения установлен ч. 1 ст. 27 ЖК РФ, согласно п. 3 которой отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ (действующей на момент рассмотрения данного дела) обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Рассмотрев пакет документов, представленных Зарубиной Н.К. для согласования перепланировки собственной квартиры, МКУ "Городской жилищный фонд" администрации города Белгорода выдало заявителю 14 мая 2015 г. решение N об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения. Принимая такое решение, уполномоченный орган местного самоуправления, исходил из того, что принадлежащее заявителю жилое помещение после перепланировки не будет соответствовать требованиям действующего законодательства, т.к. согласно СП 54.13330.2011 "Здания жилые многоквартирные" площадь общей жилой комнаты в квартирах с числом комнат две и более должна быть не менее 16 кв. м. В данном случае после осуществления перепланировки в квартире будут отсутствовать жилые помещения, удовлетворяющие требованиям указанного СП.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции со ссылкой на положения п. 5.7 СП 54.13330.2011 "Здания жилые многоквартирные", пришел к выводу о законности решения МКУ "Городской жилищный фонд" от 14 мая 2015 г. N, поскольку после выполнения перепланировки, жилая комната будет иметь площадь 12,5 кв. м вместо 16,4 кв.м.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться, поскольку он сделан при неправильном применении норм материального права.
Свод правил 54.13330.2011 "Здания жилые многоквартирные" (актуализированная редакция СНиП 31-01-2003) (далее - Правила) распространяется на проектирование и строительство вновь строящихся и реконструируемых многоквартирных жилых зданий высотой до 75 м, в том числе общежитий квартирного типа, а также жилых помещений, входящих в состав помещений зданий другого функционального назначения.
П. 4.4а Правил предусматривает, что перепланировка и переустройство квартир должны осуществляться в соответствии с правилами ст. 26 ЖК РФ.
Пятый раздел данных Правил посвящен требованиям к квартирам и их элементам.
П. 5.7 которых предусматривает, что в квартирах, указанных в 5.3, площадь должна быть не менее: общей жилой комнаты в однокомнатной квартире - 14 м, общей жилой комнаты в квартирах с числом комнат две и более - 16 м, спальни - 8 м (10 м - на двух человек); кухни - 8 м; кухонной зоны в кухне - столовой - 6 м. В однокомнатных квартирах допускается проектировать кухни или кухни-ниши площадью не менее 5 м.
Из приведенного пункта во взаимосвязи с положениями п. 5.3 этих же Правил следует, что в них установлены требования к жилым помещениям (квартирам), предоставляемым гражданам в зданиях государственного и муниципального жилищных фондов, жилищного фонда социального использования.
Вместе с тем, подлежащая перепланировке квартира N, расположенная по адресу: "адрес", не относится к жилым помещениям государственного или муниципального жилищного фонда, жилищного фонда социального использования. Указанная квартира является собственностью заявителя Зарубиной Н.К., которая вправе устанавливать иную площадь жилых комнат принадлежащей ей квартиры, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозы их жизни или здоровью.
Заявителем представлены достаточные и убедительные доказательства возможности производства перепланировки в указанном жилом помещении.
Проектом перепланировки квартиры N в д. N по "адрес", подготовленным в 2015 г. ООО "ПТАМ Р", предусмотрен: демонтаж ненесущей перегородки с дверным проемом между помещениями N 6 (шкаф) и N 1(коридор) - нумерация согласно плану до перепланировки; демонтаж двух ненесущих перегородок между помещениями N 6 (шкаф) и N 5 (жилая комната) - нумерация согласно плану до перепланировки; демонтаж дверного блока в ненесущей перегородке между помещениями N 5 (жилая комната) и N 1 (коридор) - нумерация согласно плану до перепланировки; разбор перегородки над проемом до потолка; возведение новой перегородки из ГКЛ толщиной 75 мм с дверным проемом шириной 810 мм, высотой 2100 мм между помещениями N 5 (жилая комната) и N 6 (коридор) нумерация согласно плану до перепланировки. После перепланировки общая площадь квартиры будет составлять 44,6 кв.м., в том числе жилая 26,4 кв.м. Жилые комнаты будут иметь площадь 12,5 и 13,9 кв.м.
Согласно заключению ООО "ПТАМ Р" N от ДД.ММ.ГГГГ, которое состоит в Саморегулируемой организации Некоммерческом партнерстве "Объединение проектировщиков Черноземья", имеет допуск к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, перепланировка квартиры N, расположенной на первом этаже, выполненная по специально разработанному проекту, не снизит несущую способность строительных конструкций и не окажет отрицательного влияния на сложившееся техническое состояние и эксплутационную пригодность жилого дома N по ул "адрес", не создает угрозы жизни и здоровью граждан и не нарушит охраняемые законом интересы других лиц, при условии осуществления эксплуатации перепланированной квартиры N в соответствии с функциональным назначением и требованиями нормативных документов.
ООО "Юринформцентр" выдано заключение от ДД.ММ.ГГГГ N о соответствии принадлежащей заявителю квартиры после ее перепланировки требованиям пожарной безопасности.
По результатам проведенной экспертизы, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области" письмом от ДД.ММ.ГГГГ N сообщило, что проведенная в квартире заявителя перепланировка не противоречит требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что указанные МКУ "Городской жилищный фонд" администрации города Белгорода основания для отказа в согласовании проекта перепланировки не соответствуют требованиям ст. 27 ЖК РФ, в связи с чем, обжалуемое решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене на основании п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ с вынесением нового решения.
Руководствуясь ст. ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 6 августа 2015 г. по делу по заявлению Зарубиной Н.К. об обжаловании решения об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения - отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконным, нарушающим права, свободы и законные интересы Зарубиной Н.К. - решение МКУ "Городской жилищный фонд" администрации г. Белгорода от 14 мая 2015 г. N об отказе в согласовании проекта перепланировки квартиры N в доме N по "адрес".
Заявленное Зарубиной Н.К. требование удовлетворить.
Обязать МКУ "Городской жилищный фонд" администрации г. Белгорода, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, выдать Зарубиной Н.К. решение о согласовании перепланировки жилого помещения - квартиры N в доме N по "адрес".
Об исполнении решения по делу сообщить суду и Зарубиной Н.К.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.