Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Пономарёва А.Н.,
судей Неретиной Е.Н., Харитонова Д.М.,
при секретаре Фомичевой В.Е.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Харитонова Д.М. административное дело по апелляционной жалобе Омельченко В.Д. на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 10 апреля 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления Омельченко В* Д* об оспаривании решения органов местного самоуправления - отказать.
установила
Омельченко В.Д., с учетом уточненных требований, обратился в суд с заявлением о признании недействительным постановления Администрации сельского поселения Ильинское от 29.12.2014 года N 544 "О направлении на доработку проекта планировки территории земельных участков общей площадью 214,8529 га для размещения жилого комплекса "*" в поселке Ильинское-Усово, вблизи д. Глухово, вблизи д. Александровка, с. Ильинское, вблизи с. Ильинское, севернее с. Ильинское для ООО "*", обязать Администрацию отменить указанное постановление и издать новое постановление по существу рассмотренных вопросов на публичных слушаниях, состоявшихся 27.12.2014 года по проекту планировки и проекту межевания территории вышеуказанных земельных участков, в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ. Требования мотивированы тем, что оспариваемое постановление нарушает его права и законные интересы как собственника квартиры, расположенной по адресу: Московская область, Красногорский район, с. Ильинское, ул. Ленина, д. *, кв. *, и земельного участка, размером 340 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Красногорский район, с. Ильинское, ул. Ленина, д. *. Оспариваемое постановление создает возможность утвердить проект планировки без учета мнения жителей, чем не обеспечена реализация прав заявителя в осуществлении местного самоуправления, не выяснено отношение населения к спорному проекту; не учтено мнение большинства жителей, которые голосовали против проекта планировки; постановление не содержит решения, предусмотренного п. 13 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом протокола и заключения; оспариваемое постановление нарушает права заявителя на благоприятную окружающую среду, благоприятные условия жизнедеятельности, санитарно-эпидемиологическое благополучие и сохранность объектов культурного наследия. Была нарушена процедура проведения и организации публичных слушаний в той части, что согласно постановлению на слушаниях должны были рассматриваться как проект планировки, так и проект межевания, а на рассмотрение был представлен только проект планировки без проекта межевания; регистрация участников не проводилась, паспорта не проверялись, в слушаниях участвовали посторонние люди, не являющиеся жителями поселения, более того в слушаниях также принимали участие несовершеннолетние дети.
Административный истец Омельченко В.Д. и его представитель Иванова А.А. в судебном заседании Черемушкинского районного суда г. Москвы доводы заявления поддержали в полном объеме.
Представители административных ответчиков Главы сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района, Администрации сельского поселения Красногорского муниципального района в судебное заседание в Черемушкинский районный суд г. Москвы не явились.
Представитель заинтересованного лица ООО "ГрадОлимп" Вьюнов С.В. в судебном заседании требования не признал.
Судом постановлено вышеизложенное решение, об отмене которого просит Омельченко В.Д. по доводам апелляционной жалобы.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, не явившихся в заседание суда второй инстанции, извещённых о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Исследовав представленные материалы дела, выслушав Омельченко В.Д., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя заинтересованного лица ООО "*" Пономаренко Ю.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным, постановленным в соответствии с действующим законодательством и фактическими обстоятельствами дела, обоснованным и подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с п. 20 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 года N 131 к вопросам местного значения поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления могут приниматься муниципальные правовые акты.
Муниципальный правовой акт - обязательное для исполнения на территории муниципального образования документально оформленное решение, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом или должностным лицом местного самоуправления, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер, по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
Согласно ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:
1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;
2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;
3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований;
4) видов территориальных зон;
5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Согласно ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
В соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
В целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.
Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
В силу положений ст. ст. 28, 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности. Их проведение учитывается компетентным органом при принятии того или иного решения в области градостроительства. Публичные слушания, по сути, являются формой прямого волеизъявления граждан, носят рекомендательный характер и не являются обязательными, их проведение учитывается компетентным органом, результаты процедуры публичных слушаний носят рекомендательный характер. При этом проведение публичных слушаний направлено на соблюдение баланса публичных интересов и обеспечение прав и законных интересов правообладателей земельных участков.
Судом первой инстанции установлено, что Омельченко В.Д. является собственником недвижимого имущества - квартиры, расположенной по адресу: Московская область, Красногорский район, с. Ильинское, ул. Ленина, д. *, кв. *, и земельного участка, размером 340 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Красногорский район, с. Ильинское, ул. Ленина, д. *.
Постановлением Администрации сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области от 10.07.2014 года N 251 "О разрешении ЗАО "*" разработки проектной документации по планировке территории для размещения жилого комплекса "МортонГрад Ильинское-Усово" по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, поселок Ильинское-Усово, вблизи д. Глухово, вблизи д. Александровка, с. Ильинское, вблизи с. Ильинское, севернее с. Ильинское" разрешена разработка проектной документации по указанному адресу.
Распоряжением Администрации сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области от 24.11.2014 года N 256 с целью обсуждения и выявления мнения жителей сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района в соответствии с ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Градостроительным кодексом РФ, Уставом сельского поселения Ильинское, учитывая решение, принятое на заседании Градостроительного совета Московской области от 20.05.2014 года (п. 34 протокола N 16) "О согласовании размещения комплексной жилой застройки "*" по адресу: Московская область, Красногорский район, с.п. Ильинское, в районе Александровка, Глухово, Ильинское-Усово и с. Ильинское и решение Губернатора Московской области, принятое на "Строительном часе" 04.06.2014 года, а также учитывая доработки, внесенные на заседаниях Архитектурно-технического совета при Администрации Красногорского муниципального района Московской области от 05.11.2014 года и от 18.11.2014 года, принято решение о проведении публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории земельных участков общей площадью 214,8529 га для размещения жилого комплекса "МортонГрад Ильинское-Усово" категория земель - земли населенных пунктов, расположенных по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, поселок Ильинское-Усово, вблизи д. Глухово, вблизи д. Александровка, с. Ильинское, вблизи с. Ильинское, севернее с. Ильинское, принадлежащих на праве краткосрочной аренды ООО "*", в соответствии с которым проведение публичных слушаний по обсуждению проекта планировки и проекта межевания территории назначено на 27.12.2014 года в 11 часов 00 минут по адресу: Московская область, Красногорский район, с. Петрово-Дальнее, ул. Центральная, *, в здании МБУК ДК "*".
Демонстрационные материалы проекта планировки и проекта межевания территории были представлены на экспозиции, сведения о проведении которой были размещены на информационных стендах и в газетах "Все в курсе", "Красногорские вести".
Публичные слушания по обсуждению проекта планировки и проекта межевания территории проведены 27.12.2014 года в МБУК ДК "Луч" в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 23.06.2014 года N 165-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, Уставом сельского поселения Ильинское, Положением "О порядке организации и проведения публичных слушаний в сельском поселении Ильинское", утвержденным решением Совета депутатов сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района от 29.09.2010 года N 114/14.
По факту обсуждения проекта планировки и проекта межевания территории составлен протокол от 27.12.2014 года.
По результатам публичных слушаний председателем комиссии по публичным слушаниям составлено заключение, из которого следует, что публичные слушания по обсуждению проекта планировки признаны состоявшимися, рассмотренный проект планировки земельных участков общей площадью 214,8529 га для размещения жилого комплекса "МортонГрад Ильинское-Усово" категория земель - земли населенных пунктов, расположенных по адресу: Московская область, Красногорский район, сельское поселение Ильинское, поселок Ильинское-Усово, вблизи д. Глухово, вблизи д. Александровка, с. Ильинское, вблизи с. Ильинское, севернее с. Ильинское, принадлежащих на праве краткосрочной аренды ООО "*" - принят за основу, Главе сельского поселения Ильинское рекомендовано направить на доработку с целью учета мнения местных жителей, выявленных на публичных слушаниях.
Рассматривая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые по делу обстоятельства, исследовал представленные сторонами доказательства и пришел к правильным выводам о том, что подготовка и рассмотрение проекта планировки земельных участков общей площадью 214,8529 га для размещения жилого комплекса "МортонГрад Ильинское-Усово" проводились в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ, Заключение о результатах публичных слушаний по рассматриваемому проекту было опубликовано в установленном законом порядке в общественно-политической газете "Красногорские вести" N 226-227 (3708-3709) от 30.12.2014 года и что Глава сельского поселения Ильинское, в пределах своих полномочий, постановил направить на доработку проект планировки, которую провести с учетом мнений местных жителей, выявленных на публичных слушаниях и заключения о результатах публичных слушаний. Данное постановление опубликовано в общественно-политической газете "Красногорские вести" N 226-227 (3708-3709) от 30.12.2014 года, доказательств обратного суду представлено не было.
Судебная коллегия находит, что на основании изложенного суд пришел к правильному выводу, что права Омельченко В.Д. не нарушены проведенными публичными слушаниями, так как их результат не возлагает на него никаких обязанностей и не создает препятствий к осуществлению прав и свобод.
Судебная коллегия соглашается и с выводом суда о несостоятельности доводов Омельченко В.Д. о том, что оспариваемое постановление нарушает его право на благоприятную окружающую среду, благоприятные условия жизнедеятельности, санитарно-эпидемическое благополучие и сохранность объектов культурного наследия, поскольку суду не представлено доказательств, что проект планировки и оспариваемое постановление от 29.12.2014 года могут повлиять на безопасность и жизнедеятельность административного истца.
Судебная коллегия находит приведённые выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтверждёнными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд незаконно привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица ООО "*" не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку основан на ошибочном толковании норм процессуального права.
Другие доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность постановленного судом решения и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов действиями административного ответчика.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, спор разрешил в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 10 апреля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.