Саратовский областной суд в составе:
председательствующего Совкича А.П.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Саратовской области Новичкова Е.А.,
при секретаре Усталковой Е.В.,
с участием представителя административного истца Комова Д.С. - Анощенкова А.А., действующего на основании доверенности от 10 ноября 2015 года серии 64 АА N 1634040, представителя административного ответчика Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области Гончарова А.В., действующего на основании доверенности от 29 сентября 2015 года N 03-2-23/496, представителей заинтересованных лиц администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Сударкиной О.Ф., действующей на основании доверенности от 21 сентября 2015 года N 01-20/4149, комитета финансов администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Лобанова Н.А., действующего на основании доверенности от 15 октября 2015 года N 04-2-1559, комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Мохова А.В., действующего на основании доверенности от 24 сентября 2015 года N 6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Комова Д.С. к Собранию Балаковского муниципального района Саратовской области об оспаривании решения Собрания депутатов Балаковского муниципального образования Саратовской области от 26 января 2007 года N 197 "Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района" в редакции решения Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 28 октября 2014 года N 819 в части установления в строке N 9 таблицы "Ставки арендной платы за земли Балаковского муниципального района" пункта 1 ставки арендной платы за аренду земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, в размере 4,9 процента от кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
26 января 2007 года Собранием депутатов Балаковского муниципального района Саратовской области принято решение N 197 "Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района", которым установлены ставки арендной платы для земель, находящихся в собственности Балаковского муниципального района и земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Решением Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 28 октября 2014 года N 819 в указанное решение внесены изменения, в том числе в части установления в строке N 9 таблицы "Ставки арендной платы за земли Балаковского муниципального района" пункта 1 ставки арендной платы за аренду земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, в размере 4,9 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Действие названных изменений в соответствии с пунктом 3 решения Собрания депутатов Балаковского муниципального образования Саратовской области от 28 октября 2014 года N 819 распространяется на правоотношения, возникшие с 30 октября 2014 года.
Комов Д.С. обратился в Саратовский областной суд с административным иском к Собранию Балаковского муниципального района Саратовской области об оспаривании решения Собрания депутатов Балаковского муниципального образования Саратовской области от 26 января 2007 года N 197 "Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района" в редакции решения Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 28 октября 2014 года N 819 в приведённой выше части.
В обоснование заявленных требований Комов Д.С. указывает, что он является арендатором земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 6 500 квадратных метров, расположенного по адресу: Саратовская область, "адрес" участок N N, относящегося к виду разрешённого использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Оспариваемый нормативный правовой акт был применён в отношении Комова Д.С. Арбитражным судом Саратовской области при принятии 31 июля 2015 года решения по делу N А57-13551/2015 о взыскании с индивидуального предпринимателя Комова Д.С. в пользу комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области задолженности по арендной плате за указанный земельный участок за период с 01 октября 2013 года по 31 марта 2015 года.
По мнению административного истца ставка арендной платы в размере 4,9 процента от кадастровой стоимости земельного участка не соответствует принципу экономической обоснованности, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", а также положениям статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку указанная ставка определена произвольно, без учёта доходности земельных участков по виду разрешённого использования, и превышает предельные ставки арендной платы, установленные для земель федеральной собственности на территории Балаковского муниципального района в размере 2 процентов от кадастровой стоимости.
Кроме того, действие решения Собрания депутатов Балаковского муниципального образования Саратовской области от 26 января 2007 года N 197 в оспариваемой редакции распространяется на правоотношения, возникшие с 30 октября 2014 года, то есть до опубликования 06 ноября 2014 года решения Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 28 октября 2014 года N 819, что по мнению административного истца свидетельствует о придании данному нормативному правовому акту обратной силы в нарушение принципа предсказуемости расчёта размера арендной платы, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
В судебном заседании представитель административного истца Комова Д.С. - Анощенков А.А. поддержал административное исковое заявление по указанным выше основаниям.
Представитель административного ответчика Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области Гончаров А.В., представители заинтересованных лиц администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Сударкина О.Ф., комитета финансов администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Лобанов Н.А., комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Мохов А.В., в судебном заседании возражали против удовлетворения административного искового заявления по тем основаниям, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Административный истец Комов Д.С. извещён о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки суд не известил, в рассмотрении дела принимает участие его представитель, в связи с чем, руководствуясь статьёй 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца.
Заслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, учитывая заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путём признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии со статьёй 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела, Комов Д.С. является арендатором земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 6 500 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", участок N, с разрешённым использованием - земельные участки, предназначенные для размещения зданий, строений, сооружений (строительство складского помещения), государственная собственность на который не разграничена, что подтверждается договором аренды земли от 03 сентября 2015 года N 3 (том N 1 листы дела N 239-244).
Как установлено пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, разграничение государственной собственности, земельное законодательство.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В силу абзаца 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 июля 2009 года N 145-ФЗ) порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со статьёй 22 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 217-ФЗ) общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 закреплены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учётом категории земель, к которой отнесён такой земельный участок, и его разрешённого использования, а также с учётом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке, и принцип запрета необоснованных предпочтений, согласно которому порядок расчёта размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесённые к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Также названным постановлением утверждены Правила определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, согласно которым размер арендной платы при аренде земельных участков, предоставленных без проведения торгов, в случаях, не указанных в данных Правилах, составляет в расчёте на год 2 процента кадастровой стоимости таких земельных участков.
Постановлением правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 года N 412-П "Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов" установлено, что годовой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области, предоставляемые в аренду без торгов, определяется исходя из кадастровой стоимости земельных участков и в соответствии с их видами разрешённого использования, в том числе для земельных участков, предназначенных для целей не перечисленных в постановлении, он составляет 2 процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков (пункт 1) и определяется по формуле (пункт 2) Аг = УПКС x S x К (%), где: Аг - размер арендной платы за год; УПКС - удельный показатель кадастровой стоимости 1 квадратного метра земельного участка; S - площадь земельного участка; К - коэффициент в процентах от кадастровой стоимости по видам разрешённого использования земель. Порядок определения указанного коэффициента "К (%)" и его значение устанавливаются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов дифференцировано с учётом видов разрешенного использования земельных участков. В случае если органами местного самоуправления коэффициент не установлен, размер арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, определяется в порядке, установленном пунктом 1 настоящего постановления.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации относительно земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой, выраженной в определении от 11 мая 2004 года N 209-О, плата за землю должна определяться не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка. При этом нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно.
Решением Собрания депутатов Балаковского муниципального образования Саратовской области от 26 января 2007 года N 197 "Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района" (пункт 1) установлены ставки арендной платы за земли Балаковского муниципального района в зависимости от вида разрешённого использования земельных участков, в том числе для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок в размере 2,25 процента от кадастровой стоимости земли.
Решением Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 31 июля 2013 года N 575 внесены изменения в пункт 1 указанного решения, в том числе в части установления ставки арендной платы для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок в размере 5 процентов от кадастровой стоимости земли.
Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 26 августа 2014 года, вступившим в силу 16 сентября 2015 года, признано недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу решение Собрания депутатов Балаковского муниципального образования Саратовской области от 26 января 2007 года N 197 в редакции решения Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 31 июля 2013 года N 575 в указанной выше части.
Решением Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 28 октября 2014 года N 819 в пункт N 1 решения Собрания депутатов Балаковского муниципального образования Саратовской области от 26 января 2007 года N 197 "Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района" внесены изменения, согласно которым годовой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Балаковского муниципального района, и за земельные участки, находящиеся на территории Балаковского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено действующим законодательством, а также за исключением случаев, когда право на заключение договора аренды земельного участка приобретено на торгах, определяется по формуле, установленной пунктом 2 постановления Правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 года N 412-П "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения".
Также установлено значение коэффициента "К (%)", применяемого для определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Балаковского муниципального района и за земельные участки, находящиеся на территории Балаковского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено действующим законодательством, а также за исключением случаев, когда право на заключение договора аренды земельного участка приобретено на торгах, в соответствии с их видами разрешенного использования согласно таблице "Ставки арендной платы за земли Балаковского муниципального района".
В строку N 9 названной таблицы также внесены изменения: значение коэффициента "К (%)", применяемого для определения арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок установлено в размере 4,9 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктами 2 и 3 решения Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 28 октября 2014 года оно вступает в силу со дня его официального опубликования, при этом его действие в части установления коэффициента в строке N 9 таблицы "Ставки арендной платы за земли Балаковского муниципального района" пункта 1 распространено на правоотношения, возникшие с 30 октября 2014 года.
Согласно решению Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 28 марта 2012 года N 250 официальным опубликованием муниципальных правовых актов Главы Балаковского муниципального района, Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области считается первая публикация их полного текста в бюллетене "Вестник Собрания Балаковского муниципального района" или в газете "Балаковские вести" муниципального автономного учреждения Балаковского муниципального района "Информационный центр "Балаковские вести".
Решение Собрания Балаковского муниципального района от 28 октября 2014 года N 819 "О внесении изменений в решение Собрания депутатов Балаковского муниципального образования от 26 января 2007 года N 197 "Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района" опубликовано в Вестнике Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области N 48 (ноябрь 2014), который вышел в свет 06 ноября 2014 года.
В соответствии с приведёнными выше положениями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, и правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации размер арендной платы, устанавливаемой органами местного самоуправления за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, должен быть дифференцирован исключительно по критериям, влияющим на доходность земельного участка, в том числе должно учитываться государственное регулирование тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на арендуемом земельном участке. При этом порядок расчёта арендной платы за земельные участки, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться. Основываясь на принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 и правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 года N 412-П арендная плата для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок и находящихся в собственности Российской Федерации и в собственности Саратовской области соответственно, составляет 2 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Как установлено статьёй 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу пункта 3 части 8 и части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт обязан доказать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Однако, административным ответчиком Собранием Балаковского муниципального района Саратовской области суду не представлено достаточных доказательств, подтверждающих, что фактически увеличивая ставку арендной платы с 2,25 процента от кадастровой стоимости земли до 4,9 процента для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, находящихся в муниципальной собственности Балаковского муниципального района, а также государственная собственность на которые не разграничена, Собрание Балаковского муниципального района руководствовалось принципом экономической обоснованности, то есть исходило из анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности таких земельных участков, а также принципом запрета необоснованных предпочтений, а именно не допустило установление различного размера арендной платы за земельные участки, отнесённые к той же категории земель, находящиеся в собственности Российской Федерации и в собственности Саратовской области.
Напротив, как следует из пояснительной записки Управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (том N 1 листы дела N 225-227) в качестве обоснования внесения изменений в решение Собрания депутатов Балаковского муниципального образования от 26 января 2007 года N 197 указано то обстоятельство, что решением Балаковского районного суда Саратовской области от 26 августа 2014 года названное решение Собрания в редакции решения Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 31 июля 2013 года N 575 признано недействующим в части установления ставки арендной платы в размере 5 процентов за земельные участки с указанным выше разрешённым видом использования, в связи с чем возникла необходимость корректировки оспоренного решения путём установления ставки в размере 4,9 процента от кадастровой стоимости земли. Экономического обоснования необходимости увеличения ставки арендной платы, как и обоснования соблюдения принципа запрета необоснованных предпочтений названная пояснительная записка не содержит.
В приложенных к данной пояснительной записке экономическом обосновании и порядке определения коэффициента в процентах от кадастровой стоимости по видам разрешённого использования (том N 1 листы дела N 48-49) также не приведён анализ экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков с указанным выше разрешённым видом использования, позволяющий сделать вывод об экономической обоснованности увеличения ставки арендной платы с 2,25 процента от кадастровой стоимости земли до 4,9 процента.
Кроме того, пояснительная записка к решению Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 31 июля 2013 года N 575 (том N 1 листы дела N 77-78) обосновывает внесение изменений в решение Собрания депутатов Балаковского муниципального образования от 26 января 2007 года N 197 исключительно необходимостью компенсации потерь бюджета в связи с уменьшением кадастровой стоимости земель населённых пунктов и дополнительного получения в бюджет района 27,3 миллионов рублей.
Доказательств тому, что при рассмотрении вопроса о принятии оспариваемого нормативного правового акта Собранием Балаковского муниципального района Саратовской области учитывались иные документы, содержащие экономическое обоснование для принятия решения об увеличении ставки арендной платы, административным ответчиком суду не представлено.
Доводы возражений представителя Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области и заинтересованных лиц о том, что оспариваемый нормативный акт соответствует положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, так как при его принятии учитывался пакет документов, содержащий, помимо прочего, экономическое обоснование предлагаемых размеров коэффициента "К (%)", суд полагает несостоятельными исходя из следующего.
Названное экономическое обоснование содержит только расчёт коэффициента "К (%)", фактически являющегося ставкой арендной платы. При этом согласно расчёту коэффициента "К (%)" он устанавливается в виде набора коэффициентов: "К1" - базовый коэффициент равный ставке земельного налога в размере 1,5 процента, "К2" - коэффициент снижения среднего удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в размере 1,85662 процента, "К3" - коэффициент, учитывающий вид деятельности арендатора в размере 1,762 процента, "Кп" - понижающий коэффициент для социально значимых видов деятельности. Таким образом, первая составляющая ставки арендной платы ("К1") не может служить основанием экономической целесообразности повышения ставки арендной платы так как является ставкой земельного налога, не имеющего правового значения при определении арендной платы за землю согласно приведённым выше положениям нормативных правовых актов, вторая составляющая ("К2") по своей сути направлена на компенсацию потерь бюджета в связи с уменьшением кадастровой стоимости земли, третья составляющая ("К3") также не отражает анализ экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков с указанным выше разрешённым видом использования, четвёртая составляющая ("Кп") не имеет отношения к рассматриваемому спору, поскольку не влияла на размер коэффициента для земельных участков со спорным видом разрешённого использования.
Следовательно, указанное экономическое обоснование не содержит анализ экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, а имеет своей целью оправдать повышение ставки арендной платы за землю, фактически направленное на компенсацию потерь бюджета в связи с уменьшением кадастровой стоимости земель населённых пунктов, дополнительное получение бюджетных средств и корректировку решения Собрания от 26 января 2007 года N 197 в связи с признанием его недействующим в части установления ставки арендной платы в размере 5 процентов за земельные участки с указанным выше разрешённым видом использования.
Нормативный правовой акт в оспариваемой части нарушает права, свободы и законные интересы административного истца Комова Д.С., поскольку приводит к необоснованному увеличению размера арендной платы за земельный участок, арендатором которого является истец.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что решение Собрания депутатов Балаковского муниципального образования Саратовской области от 26 января 2007 года N 197 "Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района" в редакции решения Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 28 октября 2014 года N 819 в части установления в строке N 9 таблицы "Ставки арендной платы за земли Балаковского муниципального района" пункта 1 ставки арендной платы за аренду земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок в размере 4,9 процента от кадастровой стоимости земельных участков, не соответствует требованиям приведённых выше нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, поскольку не отвечает принципам экономической обоснованности и запрета необоснованных предпочтений, которые должны соблюдаться при установлении органами местного самоуправления размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена.
В этой связи в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление Комова Д.С. подлежит удовлетворению, а оспариваемый нормативный правовой акт в указанной части должен быть признан недействующим и не подлежащим применению.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд исходит из следующего.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 28 постановления от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Обстоятельства, в связи с которыми суд пришёл к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт в той части, которая противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, был принят позднее таких нормативных правовых актов, при этом оспариваемое положение не устанавливало права граждан и организаций, а регулировало исключительно вопросы определения размера арендной платы за земельные участки, суд полагает необходимым признать решение Собрания депутатов Балаковского муниципального образования Саратовской области от 26 января 2007 года N 197 в редакции решения Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 28 октября 2014 года N 819 в оспариваемой части недействующим и не подлежащим применению со дня его принятия 28 октября 2014 года.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящее решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу подлежит опубликованию Собранием Балаковского муниципального района Саратовской области в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.
В связи с удовлетворением административного иска и исходя из положений статей 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подпункта 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с административного ответчика Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области следует взыскать в пользу административного истца Комова Д.С. понесённые последним расходы по уплате государственной пошлины в сумме "данные изъяты" рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Комова Д.С. к Собранию Балаковского муниципального района Саратовской области об оспаривании решения Собрания депутатов Балаковского муниципального образования Саратовской области от 26 января 2007 года N 197 "Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района" в редакции решения Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 28 октября 2014 года N 819 в части установления в строке N 9 таблицы "Ставки арендной платы за земли Балаковского муниципального района" пункта 1 ставки арендной платы за аренду земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, в размере 4,9 процента от кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Признать недействующим и не подлежащим применению с 28 октября 2014 года решение Собрания депутатов Балаковского муниципального образования Саратовской области от 26 января 2007 года N 197 "Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района" в редакции решения Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от 28 октября 2014 года N 819 в части установления в строке N 9 таблицы "Ставки арендной платы за земли Балаковского муниципального района" пункта 1 ставки арендной платы за аренду земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, в размере 4,9 процента от кадастровой стоимости земельных участков.
Решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию Собранием Балаковского муниципального района Саратовской области в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.
Взыскать с Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области в пользу Комова Д.С. расходы по уплате государственной пошлины в сумме "данные изъяты" рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.П. Совкич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.