СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Архаровой Л.В.,
судей Харманюк Н.В., Пунегова П.Ф.,
при секретаре Вахниной Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании 19 ноября 2015 года дело по апелляционной жалобе Министерства архитектуры и строительства Республики Коми на решение Интинского городского суда Республики Коми от 15 сентября 2015 года, которым
признано незаконным решение администрации муниципального образования городского округа "Инта" о снятии с учета Гришиной К.А. и членов её семьи;
признано незаконным постановление администрации муниципального образования городского округа "Инта" от "Дата обезличена" "Номер обезличен" в части снятия Гришиной К.А. и членов её семьи с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в Средней полосе России;
на администрацию муниципального образования городского округа "Инта" возложена обязанность восстановить Гришину К.А., "Дата обезличена" года рождения, уроженку ... , с составом семьи три человека в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" по категории " ... " с датой постановки на учет "Дата обезличена".
Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., объяснения Гришиной К.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гришина К.А. обратилась в суд с иском к администрации МОГО "Инта" о признании незаконным постановления о снятии с учета граждан, имеющих право на предоставление субсидии для переселения из районов Крайнего Севера, возложении обязанности восстановить в соответствующих списках с первоначальной датой постановки на учет "Дата обезличена".
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство архитектуры и строительства Республики Коми.
Ответчиком, третьим лицом иск не признан.
Судом постановлено указанное выше решение.
Министерство архитектуры и строительства Республики Коми настаивает на отмене решения, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В суд апелляционной инстанции участники процесса не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела. Судебная коллегия в силу ст.167 ГПК РФ находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
Установлено, что Гришина К.А. родилась "Дата обезличена" в "Адрес обезличен" и до настоящего времени проживает в "Адрес обезличен", является инвалидом с детства бессрочно.
Согласно книге регистрации и учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, под номером ... с датой постановки на учет "Дата обезличена" числится Гришина К.А. с составом семьи: ФИО7 ( ... ), ФИО8 ( ... ).
В списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории " ... " по состоянию на "Дата обезличена" включена Гришина К.А. (заявитель), ФИО7 ( ... ), ФИО8 ( ... ), ФИО8 ( ... , признан членом семьи Гришиной К.А. решением Интинского городского суда от "Дата обезличена".), с датой постановки на учет "Дата обезличена".
Постановлением руководителя администрации МОГО "Инта" "Номер обезличен" от "Дата обезличена" истец и члены ее семьи сняты с учёта в связи с тем, что Гришина К.А. родилась после "Дата обезличена".
Разрешая спор, суд первой инстанции оценил фактические обстоятельства дела и принял решение о восстановлении права Гришиной К.А., поскольку в силу закона предоставление жилищной субсидии инвалидам с детства гарантировано государством и обусловлено только их рождением и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Оспаривая законность постановленного судом решения, в жалобе апеллянт ссылается на то, что одним из условий реализации гражданином, являющимся инвалидом с детства, права на получение жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ, является рождение (прибытие) в районы Крайнего Севера не позднее 01.01.1992.Доводы жалобы основаны на ошибочном толковании закона.
Абзацем третьим части 1 статьи 1 указанного Федерального закона предусмотрена возможность получения жилищной субсидии дополнительно инвалидам с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Таким образом, для данной категории лиц, претендующих по получение жилищной субсидии, приведенным Федеральным законом не предусмотрены требования о прибытии в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее "Дата обезличена", а также о продолжительности трудового стажа работы в таких регионах.
К числу обязательных условий предоставления инвалидам с детства жилищных субсидий на приобретение жилья, законом отнесено их рождение в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, непрерывное проживание в указанных районах и местностях не менее пятнадцати календарных лет, а также отсутствие у них жилья в других регионах Российской Федерации.
Прибытие в районы Крайнего Севера и рождение в районах Крайнего Севера не являются тождественными понятиями, в связи с чем распространение на граждан, относящихся к категории инвалидов с детства и родившихся в указанных районах и местностях, закрепленного в качестве одного из требований в абзаце 1 ч.1 ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ условия о прибытии в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, является неправомерным.
Данные выводы подтверждаются правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22.04.2014 N 916-О, в соответствии с которой федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе предусмотреть специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц.
Изложенное свидетельствует о том, что положения ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ в их системном толковании не связывают право указанной категории граждан (инвалиды с детства) на получение социальной выплаты для приобретения жилья с датой их рождения (не позднее "Дата обезличена"). Определяющими являются обстоятельства, связанные с местом рождения гражданина и временем его проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах.
Инвалиды с детства являются отдельной категорией граждан, которым меры социальной поддержки, в том числе единовременная социальная выплата на приобретение жилья, предоставляются с учетом их особого правового статуса и социальной незащищенности.
Гришина К.А., "Дата обезличена" года рождения, родилась и проживает с рождения в "Адрес обезличен" Республики Коми, является инвалидом с детства. По состоянию на "Дата обезличена" истец достигла возраста ... лет. Следовательно, Гришина К.А. приобрела право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ.
Выводы суда подробно изложены в решении и соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Интинского городского суда Республики Коми от 15 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства архитектуры и строительства Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.