Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
судей
Бутковой Н.А., Белоногого А.В.
при секретаре
У.Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 07 сентября 2015 года апелляционную жалобу Н.С.В. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 марта 2015 года по гражданскому делу N 2-951/2015 по заявлению Н.С.В. об оспаривании решения Федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области,
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В., выслушав объяснения представителя заявителя Н.С.В. - К.А.В., представителя филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата" - Б.А.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Н.С.В. обратилась в Смольнинский районный суд Санкт - Петербурга с заявлением, в котором просила признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Ленинградской области об отказе во внесении изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) об изменении разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером: N ...
В качестве мер по восстановлению нарушенного права, просила обязать Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области в течение 7 дней с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в запись ЕГРП об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером; N ... , расположенного по адресу: "адрес", с вида разрешенного использования "для ведения крестьянского хозяйства" на - "для ведения дачного хозяйства".
Решением Смольнинского районного суда Санкт - Петербурга от 19 марта 2015 года Н.С.В. отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Н.С.В. просит отменить решение, как постановленное при неправильном применении норм материального права и процессуального законодательства.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Н.С.В. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N ... , расположенный по адресу: "адрес", общей площадью " ... " (предыдущий кадастровый номер N ... ).
Постановлением N ... от "дата" администрацией муниципального образования Мгинского городского поселения Кировского Муниципального района Ленинградской области принято решение об изменении вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения, в том числе указанного земельного участка, принадлежащего Н.С.В., с - для ведения крестьянского хозяйства на вид разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства" без изменения категории земельных участков.
"дата" Н.С.В. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области с заявлением о внесении изменений в записи ЕГРП в связи с изменением разрешенного использования.
В качестве документов, подтверждающих наличие оснований для внесения соответствующих изменений были представлены постановление администрации муниципального образования Мгинское городское поселение Кировского муниципального района "адрес" от "дата" N ... , а также кадастровый паспорт земельного участка от "дата" N ...
Письмом N ... от "дата" заявитель уведомлена о приостановлении регистрационных действий.
"дата" Н.С.В. было отказано во внесении требуемых изменений в ЕГРП.
Основанием для отказа послужило то, что изменение вида разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, относящихся к сельскохозяйственным угодьям, с вида разрешенного использования "для ведения крестьянского хозяйства" на вид разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства" на землях сельскохозяйственного назначения без изменения категории земельных участков противоречит требованиям действующего законодательства. По сведениям ЕГРП на указанный земельный участок для ведения крестьянского хозяйства зарегистрировано право Н.С.В., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
Полагая данное решение незаконным, Н.С.В. указывала, что отказывая в переводе земель из одного вида использования в другое, регистрирующий орган тем самым подвергает оценке законность решения органа местного самоуправления, что не входит в предоставленные ему полномочия.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку спорный земельный участок, принадлежащий заявителю, относится к сельскохозяйственным угодьям и категория земель в результате принятого муниципальным советом постановления от "дата" не изменена, то у заинтересованного лица отсутствовали основания для изменения вида разрешенного использования земельного участка с "для ведения крестьянского хозяйства" на вид разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства" согласно представленным документам.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений статей 7, 42, 77, 78, 79, 81 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 1, части 6 статьи 30, статей 35, 36, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", пункта 1 статьи 13, статьей 18, 19, 20 Закона о регистрации для государственной регистрации прав, пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 7 Закона N 172-Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", абзаца 2 пункта 1 статьи 13 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 55, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда мотивированы и подробно изложены в обжалуемом решении суда.
При этом доводы апелляционной жалобы Н.С.В. о неверном применении судом положений статьей Земельного кодекса Российской Федерации, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, а так же что судом не верно определено, что спорный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственных угодий не могут быть приняты во внимание и положены в основу отмены решения суда, поскольку основаны на неправильном толковании положений вышеприведенных норм материального и процессуального права и противоречат материалам дела.
Так, из материалов дела следует, что распоряжением главы администрации Кировского района Ленинградской области N ... от "дата" в собственность А.Л.П. передан земельный участок общей площадью " ... ", расположенный по адресу: "адрес", с видом разрешенного использования земельного участка "земли сельскохозяйственного назначения ведение крестьянского хозяйства". В составе земель участка перечислены земли, относящиеся к сельхозугодьям.
Согласно договору купли-продажи от "дата", заключенного между А.Л.П. и М.Е.С., М.М.В., последним продан по " ... " долей каждому, кроме того М.М.В. приобретена в пользу С.А.И. доля в размере " ... " указанного участка.
Согласно договору купли-продажи от "дата" М.Е.С. и М.М.В. проданы Н.С.В. принадлежащие им по " ... " долей земельного участка общей площадью " ... ", расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N N ...
Из указанного договора купли-продажи следует, что Н.С.В. приобретено " ... " долей земельного участка с видом разрешенного использования/назначения "для ведения крестьянского хозяйства" с уточнением предназначения территорий, входящих в состав участка, - под чистый сенокос ( " ... "), под сенокос кустарный ( " ... "), под кустарник ( " ... ") и под постройки ( " ... ").
Аналогичные положения изложены в соглашении от "дата" о разделе земельного участка между Н.С.В. и С.А.И., в соответствии с которым Н.С.В. переходит земельный участок (предыдущий кадастровый номер N ... ) площадью " ... ", расположенный на землях сельскохозяйственного назначения, предоставленный для ведения крестьянского хозяйства.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что при рассмотрении заявления Н.С.В. заинтересованное лицо, а затем и суд, располагали доказательствами, подтверждающими особенности земельного участка.
Так, согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом и представляет систематизированный свод сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно пунктам 1, 3 части 1 и пунктам 13, 14 части 2 статьи 7 названного Закона в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:
1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
3) описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;13) категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок;
14) разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
Абзацем 2 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 21 июля 2014 года) на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, возложена обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пунктам 1, 2 части 1, части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения определены в статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации.
Разрешенное использование земельных участков может также определяться и градостроительным регламентом, содержащимся в Правилах землепользования и застройки населенного пункта (пункт 9 статьи 1, пункты 2, 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, в силу пунктов 6, 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков не устанавливаются для отдельных категорий земель, в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральным органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
В настоящее время федеральным законодательством не определен порядок принятия решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительного регламента не распространяется или для которые градостроительные регламенты не устанавливаются, поэтому для разрешения этого вопроса надлежит руководствоваться положениями Земельного кодекса Российской Федерации и законами регулирующими указанные правоотношения.
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются "сельскохозяйственные угодья".
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения их целевого использования, что соответствует статье 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Из системного толкования положений статьей 77, 83, 85 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что законодатель разделил по целевому использованию (видам разрешенного использования) земли сельскохозяйственного назначения:
- находящиеся за границами населенного пункта;
- земель сельскохозяйственного использования, входящие в соответствии с градостроительными регламентами в территориальные зоны населенных пунктов.
Разрешенное использование земельных участков, расположенных за пределами населенного пункта, регламентировано пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом в соответствии со статьей 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственными угодьями признаются пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Возможность дачного, либо иного строительства противоречащего целям предоставления земельного участка на таких участках законом не предусмотрена.
Такому выводу корреспондируют положения статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", содержащей закрытый перечень оснований для перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Более того, действующее законодательство не позволяет муниципальным органам власти под видом изменения разрешенного использования земель фактически изменять категорию земель.
Таким образом, системное толкование вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что изменение вида разрешенного использования земельных участков, в том числе отнесенных к категории "земли сельскохозяйственного назначения", не допускается без изменения категории земельного участка. Следовательно, внесение изменений в государственный кадастр недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельных участков, отнесенных к категории "земли сельскохозяйственного назначения", недопустимо без изменения категории земельного участка.
Согласно части 10 статьи 35 и статье 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны сельскохозяйственного использования (в том числе, зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
С учетом названных положений и пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию "земли населенных пунктов".
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке части 1 и части 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок не переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенного пункта. В связи с этим оспариваемое решение Федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области от "дата" об отказе во внесении изменении в ЕГРП является законным и обоснованным.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что довод апелляционной жалобы заявителя, что земельный участок находится в пределах населенного пункта, следовательно, не может быть отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, не может быть положен в основы отмены оспариваемого решения Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Санкт - Петербургу, поскольку из материалов дела следует, что категория земель, на которых находится земельный участок заявителя, не изменена, и установлена, как земли сельскохозяйственного назначения, занятые сельскохозяйственными угодьями, при этом статья 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусматривает установления для таких земель сельскохозяйственного назначения градостроительного регламента.
Как верно указано судом, в настоящее время федеральный закон, регулирующий порядок изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения, в состав которых входят сельскохозяйственные угодья, отсутствует.
Принимая во внимание, что материалами дела не подтвержден факт нарушения охраняемых прав заявителя, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения районного суда.
Таким образом, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы районного суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены, верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.