Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Белоногого А.В.
судей
Ивановой Ю.В., Ильичёвой Е.В.
при секретаре
Задирако Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 7 сентября 2015 года апелляционное представление прокурора Красносельского района Санкт-Петербурга на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 9 июня 2015 года по гражданскому делу N 2-3444/2015 по исковому заявлению прокурора Красносельского района Санкт-Петербурга в интересах В.И.С. к администрации Красносельского района Санкт-Петербурга об обязании включить в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
Заслушав доклад судьи Белоногого А.В., объяснения прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Тимуш А.В., материального истца В.И.С. поддержавших доводы представления, представителя ответчика, администрации Красносельского района Санкт-Петербурга Ждановой А.А., действующей на основании доверенности от "дата", возражавшей против доводов представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Красносельского района Санкт-Петербурга обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с вышеуказанным иском в защиту прав и законных интересов В.И.С., в котором просил обязать администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга включить В.И.С. в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга в срок 30 дней после вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указал, что В.И.С. находился под опекой, постоянно проживал с опекуном по адресу: Санкт-Петербург, "адрес".
Фактически В.И.С. зарегистрирован по месту жительства по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, "адрес". Однако жилой дом по указанному адресу признан не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и непригодным для проживания.
На обращение В.И.С. в администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга о включении его в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, администрация района ответила отказом.
Прокурор полагал, что такое решение администрации района является незаконным, нарушает права и законные интересы В.И.С.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 9 июня 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционном представлении прокурора Красносельского района Санкт-Петербурга ставится вопрос об отмене решения с вынесением нового об удовлетворении иска.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, приходит к следующим выводам.
Разрешая иск прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку В.И.С. не проживает на территории Санкт-Петербурга, поскольку постоянно зарегистрирован в Ленинградской области, то у органов исполнительной власти Санкт-Петербурга не возникло обязательств по жилищному обеспечению материального истца.
Суд также пришел к выводу, что поскольку В.И.С. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, как проживающий в непригодном жилом помещении, администрацией муниципального образования Ломоносовский район Ленинградской области, то оснований для включения его в список детей-сирот, подлежащих жилищному обеспечению в Санкт-Петербурге, не имеется.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции ошибочными, а само решение постановлено при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу "дата" решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 5 ноября 2004 года по гражданскому делу N2-621/2004 З.Е.В. была лишена родительских прав в отношении С.И.С. "дата" года рождения (в настоящее время - В.И.С.) (л.д.19).
В.И.С. на основании постановления главы администрации муниципального образования Ломоносовский район Ленинградской области от "дата" N ... передан под опеку В.Е.М. (л.д.29).
В.И.С. "дата" обратился в администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга с заявлением о включении его в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
Решением комиссии администрации Красносельского района Санкт-Петербурга от "дата" материальному истцу отказано во включении в названный список.
Основанием отказа послужило то обстоятельство, что В.И.С. постоянно зарегистрирован в другом субъекте Российской Федерации по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, "адрес".
Разрешая заявленный иск прокурора, судебная коллегия полагает отметить следующее.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет.
Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 вышеупомянутого Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.
Согласно материалам дела, отец В.И.С. - С.С.А. умер "дата" (л.д.83), при этом мать - З.Е.В. лишена в отношении В.И.С. родительских прав (л.д.82-83).
С "дата" материальный истец зарегистрирован по месту жительства в жилом доме по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, "адрес" (л.д.78).
Данный жилой дом общей площадью " ... " кв.м. принадлежит на праве собственности с "дата" Г.В.А., при этом В.И.С. был зарегистрирован в данный дом предыдущим собственником.
Помимо В.И.С. в указанном жилом доме зарегистрированы ещё 4 человека, в том числе и мать З.Е.В. (л.д.77).
Данный жилой дом на основании заключения МВК от "дата" признан не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению и непригодным для проживания (л.д.71-72).
В акте обследования указанного дома, проведенного МВК "дата", отмечено, что физический износ дома около 75%, отопление печное, водопровод отсутствует, канализация отсутствует, туалет дощатый ветхий во дворе.
Также указано на то, что основания и несущие конструкции жилого дома имеют явные разрушения и повреждения, которые снижают несущую способность и снижают эксплуатационные свойства дома; комната и кухня представляют одно общее помещение, что не обеспечивает возможности размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования; электроосвещение дома в неисправном состоянии.
Также МВК указало на то, что фундамент дома практически отсутствует; каркас дома нарушен, обнаружены многочисленные просветы; перекрытие имеет прогибы; полы в доме прогнили; кровля местами нарушена, восстановлению не подлежит; окна и двери перекошены; печь местами разрушена, не пригодна для эксплуатации, отсутствует протопочный лист; электропроводка в неисправном состоянии, не отвечает требованиям противопожарной безопасности (л.д.69-70).
Судебная коллегия учитывает, что в постановлении главы администрации муниципального образования Ломоносовский район Ленинградской области от "дата" N ... за В.И.С. закреплено право на жилую площадь по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, "адрес".
Вместе с тем, поскольку жилое помещение по указанному адресу признано не пригодным для проживания, материальный истец в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ имеет право на жилищное обеспечение со стороны государства.
Не может быть принят довод администрации района, что материальный истец подлежит соответствующему обеспечению администрацией муниципального образования Ломоносовский район Ленинградской области.
Согласно материалам дела, с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата" В.И.С. был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" (л.д.99-101).
Понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных как в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 года N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", так и в других нормативных актах.
При этом место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами, а также видом такой регистрации, поскольку согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
При этом положения данной нормы закона не содержат указания на то, что место жительства гражданина определяется по месту его регистрации.
Местом жительства малолетних детей (несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста) признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов.
Таким образом, в силу прямого указания закона местом жительства В.И.С. до достижениям им возраста 14 лет являлось место жительства его опекуна.
Согласно пункту 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными.
Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
Для несовершеннолетнего, достигшего 14 лет, не имеющего родительского попечения, свобода выбора места жительства ограничена обязательностью проживания с ним законного представителя до совершеннолетия ребенка.
В исключительном случае с 16 лет ребенку может быть разрешено органом опеки и попечительства раздельное проживание с попечителем.
Вместе с тем доказательств, что на дату достижения В.И.С. совершеннолетия ( "дата") В.И.С. проживал отдельно от попечителя не по адресу по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", в материалы дела не представлено.
При этом оснований полагать, что В.И.С., будучи опекаемым (подопечным) не проживал с опекуном (попечителем) не имеется, поскольку доказательств наличия со стороны органов опеки и попечительства в адрес опекуна претензий по причине ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, не представлено.
Действительно до внесения изменений в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ место жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определялось иначе, чем предусмотрено статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно считалось, что местом жительства указанных граждан признавалось место закрепления за ними жилого помещении.
Семья опекуна (попечителя), приемная семья признавались для указанных граждан местом пребывания (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ в редакции до внесения изменения Федеральным законом N 15-ФЗ).
Вместе с тем В.И.С. достиг совершеннолетия "дата", т.е. после введения в действие Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ, когда статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ изложена в действующей редакции.
Таким образом, на дату обращения материального истца в администрацию района такой оговорки уже не имелось, место жительства названного лица следует определять по общим правилам.
Местом жительства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, должно признаваться, по общему правилу, местом устройства указанных лиц в зависимости от формы устройства и воспитания, предусмотренной Семейным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".
Местом устройства В.И.С. под опеку является Санкт-Петербург.
Таким образом, местом жительства В.И.С. должно признаваться жилое помещение опекуна (попечителя).
Отсутствие у В.И.С. регистрации по месту жительства в жилом помещении опекуна само по себе не означает наличие (отсутствие) места жительства ребенка в указанном жилом помещении и наличие (отсутствие) права пользования этим жилым помещением.
Отсутствие регистрации гражданина по месту жительства (пребывания) не может являться основанием для отказа во включении его в список детей-сирот и лиц из их числа для предоставления жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, принимая во внимание, что материальный истец исполнил свою обязанность и встал на учет по месту своего жительства вне зависимости от того, что такой учет являлся временным, судебная коллегия полагает, что в юридически значимый период времени В.И.С. проживал в Санкт-Петербурге, имел право на жилищное обеспечение по месту жительства - Красносельском районе Санкт-Петербурга.
Доводы администрации района о том, что не имеется доказательств невозможности проживания В.И.С. в закрепленном за ним жилом помещении, не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку таким доказательством является заключение МВК от "дата".
Кроме того доказательства невозможности проживания в закрепленном жилом помещении должны представлять лишь наниматель, член семьи нанимателя или собственник жилого помещения, к которым В.И.С. не относится.
Кроме этого, судебная коллегия полагает отметить следующее.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, институт обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, не связывая такое предоставление со временем постановки.
При таких обстоятельствах, не имеют правового значения доводы администрации района о том, что "дата" В.И.С. поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма в Ленинградской области, поскольку при исполнении Санкт-Петербургом обязательств перед истцом своевременно с соответствующего учета в Ленинградской области он подлежит снятию при условии прекращения обстоятельств, послуживших основанием постановки на учет.
Доводы ответчика, что материальный истец не оспорил соответствующее решение администрации района, значения для рассмотренного спора не имеют.
Так решение принято "дата", однако доказательств того, что материальный истец ознакомлен с названым решением в такие сроки, которые позволили бы сделать вывод о пропуске трехмесячного срока для обращения в суд, ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая наличие на стороне материального истца права на жилищное обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда, подтверждение факта проживания на территории Санкт-Петербурга, требования прокурора подлежат удовлетворению.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции не может быть признано законным, обоснованным, не отвечает требованиям статьи 195 ГПК РФ и подлежит отмене по доводам апелляционного представления.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 9 июня 2015 года отменить.
Обязать администрацию Красносельского района Санкт-Петербурга включить В.И.С. в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга в срок 30 дней с даты принятия настоящего апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.