Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
судей
Ивановой Ю.В.,Белоногого А.В.
при секретаре
У.Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 сентября 2015 года гражданское дело N 2-980/15 по апелляционной жалобе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт - Петербургу на решение Куйбышевского районного суда Санкт- Петербурга от 17 марта 2015 года по заявлению Б.В.А. о признании незаконным решения Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В.,
выслушав объяснения представителя заявителя Б.В.А. - С.И.В., представителя заинтересованного лица Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт - Петербургу - М.Ю.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Б.В.А. обратился в Куйбышевский районный суд Санкт - Петербурга с заявлением, в котором с учетом изменений заявленных требований просил признать незаконным решение Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт - Петербургу (далее - ГУ МЧС) N ... от "дата" об отказе в постановке его на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права Б.В.А. просил признать за ним право на постановку на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, а также обязать ГУ МЧС поставить его на такой учет.
Решением Куйбышевское районного суда Санкт - Петербурга от 17 марта 2015 года требования Б.В.А. удовлетворены.
Постановленным решением признано незаконным решение ГУ МЧС N ... от "дата" об отказе Б.В.А. в постановке на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, на ГУ МЧС по Санкт-Петербургу возложена обязанность поставить Б.В.А. на указанный учет.
В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В заседание суда апелляционной инстанции заявитель Б.В.А. не явился, извещен судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не известил, доверил представление своих интересов представителю, имеющему надлежащим образом удостоверенные полномочия, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заявителя.
В заседание суда апелляционной инстанции заинтересованные лица, администрация Выборгского района Санкт - Петербурга, федеральное казенное учреждение "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", своих представителей не направили, извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Б.В.А. являясь " ... ", с "дата" проходил службу в " ... "
Приказом N ... от "дата" уволен со службы с "дата" в соответствии с положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации по пункту " ... "
Выслуга лет на "дата" составила " ... " в календарном исчислении.
Б.В.А. совместно с " ... " - Б.С.Н. " ... " - Б.С.В. " ... " - Б.У.В. с "дата" проживает в " ... ", расположенной по адресу: "адрес".
Б.В.А. "дата" обратился в комиссию ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу с просьбой о постановке его на учет по предоставлению единой социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно выписке из протокола заседания ГУ МЧС N ... от "дата" Б.В.А. отказано в постановке его на такой учет, в связи с отсутствием условий, предусмотренных статьей 6 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2012 года N283-Ф3, а именно, Б.В.А. в федеральном органе исполнительной власти на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не состоит.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу, что поскольку в "дата" году заявитель был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, то довод заинтересованного лица, что до "дата" Б.В.А. не был поставлен на учет по месту службы, является не обоснованным, в связи с чем оспариваемое решение не может являться законным и подлежит отмене.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, поскольку такой вывод не основан на представленных при разрешении спора доказательствах, что привело к не правильному применению к рассматриваемым правоотношениям положений действующего законодательства, регулирующего спорные отношения.
Так, "дата" вступил в силу Федеральный закон "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, регулирующий отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Согласно части 1 статьи 6 указанного Закона, сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Таким образом, названная норма права связывает обязанность по предоставлению жилого помещения с фактом принятия сотрудника на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма до 01 марта 2005 года и именно названным федеральным органом исполнительной власти.
Вместе с тем, сведений о том, что Б.В.А. ранее "дата" года обращался с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы в МЧС России, материалы дела не содержат.
Так, согласно справке о прописке, Б.В.А. с "дата" был прописан в " ... " в "адрес", принадлежащем 4 ОГПС МЧС. Совместно с ним, по указанному адресу были также прописаны " ... " - Б.С.Н. с "дата", " ... " - Б.С.В ... с "дата", " ... " - Б.У.В. с "дата".
Согласно представленному в материалы дела ответу ФКГУ "4 отряд ФПС по Санкт-Петербургу" от "дата", заявитель с "дата" Б.В.А. состоял на внутри отрядной очереди по улучшению жилищных условий. Решением ЖБК отряда семье заявителя была выделена " ... " по адресу6 "адрес"
Также в ответе на запрос указано, что информация о том, что заявитель состоял на внутри отрядной очереди, не передавалась ни в администрацию Выборгского района, ни в УГПС ГУВД, так как данные сведения не имели основания для каких-либо действий со стороны указанных органов. На очередь в районную администрацию либо в УГПС ГУВД Б.В.А. имел право обратиться по своей личной инициативе, оформив желание в письменной форме.
Согласно статье 30 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, принятие граждан на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма производилось по месту жительства решением Исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
В соответствии с пунктом 16 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Ленинграде, утвержденных решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 07 сентября 1987 года N 712/6, утративших силу 19 июля 2005 года, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, непрерывно и длительное время (как правило, не менее 10 лет), проживающие в Ленинграде с постоянной пропиской.
Таким образом, принимая во внимание, что заявитель проживал в Санкт - Петербурге с "дата" года, в "дата" году он не мог быть принят на учет нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма, как в администрации района, так и по месту работы, поскольку проживал на территории Санкт - Петербурга на тот период менее 10 лет.
Однако указанное обстоятельство (отсутствие регистрации в течение 10 лет) не могло повлиять на принятие Б.В.А. на учет нуждающихся в предоставлении служебного помещения.
Так, на основании решения жилищно-бытовой комиссии 4 ОГПС от "дата" Б.В.А. на состав семьи из " ... " ( " ... ", " ... ", " ... ", " ... ") по срочному договору найма передано на определенный срок жилое помещение специализированного жилого фонда 4 ОГПС МЧС России по Санкт - Петербургу, а именно - "адрес".
Согласно пункту 2.4 указанного договора указанное жилое помещение предоставляется Б.В.А. в связи с работой в должности " ... "
Согласно статье 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
В свою очередь в соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.
Таким образом, договор найма служебного жилого помещения и договор социального найма существенно отличаются по своей правовой природе, имеют различные цели и основания заключения. При этом возможность заключения договора найма служебного помещения и принятия на учет для его предоставления не ставится в зависимость от срока проживания гражданина на территории Санкт - Петербурга.
Сотрудники МЧС, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания по месту прохождения службы в данном населенном пункте, в соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют право на обеспечение служебными жилыми помещениями (на время прохождения службы).
В связи с чем, заявителю в "дата" году в порядке внутри отрядной очереди было предоставлено служебное жилое помещение. Исходя из изложенного, постановка заявителя на учет нуждающихся "дата" году не подтверждает факт принятии его на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Из материалов дела следует, что предоставленное в "дата" году заявителю служебное жилое помещение в "дата" было исключено из состава специализированного жилого фонда и включено в состав жилищного фонда социального использования, передано в собственность Санкт-Петербурга.
Отсутствие у жилищной комиссии Главного Управления МЧС права принимать заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма следует из норм действующего законодательства Российской Федерации.
Так, с 1 марта 2005 года Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрен порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и орган, осуществляющий такое принятие. Постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства гражданина на основании норм статьей 49, 51 - 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Сотрудники Федеральной пожарной службы, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 года, в соответствии со статьей 5 и пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" сохраняют право на обеспечение жилыми помещениями для постоянного проживания по договорам социального найма.
С 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в порядке, предусмотренном статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) сотрудникам МЧС возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
Кроме того, в настоящее время в системе МЧС действует приказ МЧС от 12 января 2012 года N5 "Об утверждении Порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений", которым регламентирован порядок принятия на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях сотрудников МЧС.
Таким образом, правовые основания для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) сотрудников федеральной противопожарной службы (сотрудников органов внутренних дел) Российской Федерации для последующего предоставления им жилых помещений по договору социального найма после вступления в силу действующего Жилищного кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Согласно справке жилищного отдела администрации Выборгского района Санкт - Петербурга от "дата", Б.В.А. в составе семьи из " ... " состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма с "дата".
Заявителем доказательств того, что уполномоченным органом по месту службы было принято решение о принятии его на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, не представлено.
Таким образом, судебная коллегия полагает обоснованным довод апелляционной жалобы заинтересованного лица, что заявителем по своему усмотрению было реализовано право на улучшение жилищных условий в соответствии с положениями жилищного законодательства.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции не правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, поэтому обжалуемое решение суда не может быть признано отвечающим требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга 17 марта 2015 года отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Отказать в удовлетворении заявления Б.В.А. о признании незаконным решения N ... от "дата" Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий об отказе в постановке на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, а также обязании поставить на такой учет.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.