Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Желонкиной Г.А.,
судей Литвиновой М.В., Поляниной О.А.,
при секретаре Дагаевой В.В.,
рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по заявлению Квитчук Н.В., заинтересованные лица - администрация муниципального образования "Город Саратов", комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании бездействия незаконным, понуждении совершить действие, по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Волжского районного суда города Саратова от 27 августа 2015 года, которым заявление удовлетворено частично.
Исследовав материалы дела и доказательства в письменной форме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Квитчук Н.В. обратилась в суд с заявлением о признании бездействия незаконным, понуждении совершить действие. В обоснование требований указала, что 06 июля 2015 года обратилась к Главе администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация) Буренину А.Г. и председателю комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет) с заявлением о подготовке градостроительного плана земельного участка площадью 3427 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", для строительства, реконструкции многоквартирного дома. В соответствии со статьей 24 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельный участков", утвержденного Постановлением администрации от 18 июня 2010 года N1539, срок предоставления муниципальной услуги не должен превышать 30 календарных дней со дня получения заявления о предоставлении муниципальной услуги. В связи с обращением в администрацию 06 июля 2015 года, срок предоставления муниципальной услуги истек 06 августа 2015 года. Просит признать незаконным бездействие заинтересованных лиц, выразившихся в не подготовке градостроительного плана земельного участка площадью 3427 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", для строительства, реконструкции многоквартирного дома в 30-тидневный срок по заявлению Квитчук Н.В. от 06 июля 2015 года, обязать заинтересованных лиц устранить допущенные нарушения путем подготовки градостроительного плана земельного участка площадью 3427 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", для строительства, реконструкции многоквартирного дома.
Решением Волжского районного суда г. Саратова от 27 августа 2015 года признано незаконным бездействие комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившееся в не подготовке градостроительного плана земельного участка площадью 3427 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" для строительства, реконструкции многоквартирного дома в 30-дневный срок по заявлению Квитчук Н.В. от 06 июня 2015 года; суд обязал комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" устранить допущенные нарушения прав заявителя в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования "Город Саратов" просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления Квитчук Н.В. Указывает, что проект ответа администрации МО "Город Саратов" был подготовлен и находился на согласовании в структурных подразделениях администрации. В связи с тем, что согласование занимает определенное время, считает, что бездействия органов местного самоуправления в данном случае не усматривается.
Федеральным законом от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" с 15 сентября 2015 года введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), регулирующий порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (ч. 1 ст. 1 КАС РФ).
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений). Таким образом, при рассмотрении настоящей апелляционной жалобы подлежит применению КАС РФ.
В связи с тем, что на заседание судебной коллегии 19 ноября 2015 года лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, Квитчук Н.В. представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, при этом явка указанных лиц не является обязательной, не признана судом обязательной, апелляционная жалоба судебной коллегией рассмотрена по правилам, установленным главой 33 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно требованиям ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации закреплено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 1 ст. 254, ст. 255 ГПК РФ (в редакции, действующей на момент рассмотрения дела) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2).
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 10 февраля 2009 года N 2 разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Удовлетворяя заявление Квитчук Н.В., районный суд исходил из того, что заинтересованным лицом не представлено доказательств, свидетельствующих о совершении определенных действий по предоставлению муниципальной услуги.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (ч. 2).
В составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд (ч. 3).
Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 5).
В силу ч. 6 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, должна осуществляться в составе проектов межевания территорий, такая же возможность предусмотрена и в отношении застроенных земельных участков.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11 августа 2006 года N 93 утвержден порядок заполнения формы градостроительного плана земельного участка. Сведения, указанные в градостроительном плане земельного участка, содержат в себе информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет, который по своему содержанию не является правоустанавливающим или правоподтверждающим.
В силу ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Часть 11 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований для подготовки проектной документации объектов капитального строительства.
По смыслу вышеприведенных норм, право подготовить проектную документацию возникает у лица, обратившегося за выдачей градостроительного плана земельного участка, лишь после получения такого плана - документа, содержащего всю необходимую для проектирования и строительства информацию.
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.
Как следует из материалов дела, 06 июля 2015 года Квитчук Н.В. обратилась к Главе администрации муниципального образования "Город Саратов", председателю Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о подготовке градостроительного плана земельного участка площадью 3427 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", для строительства, реконструкции многоквартирного дома.
Согласно пунктам 2.3., 2.4. Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков", утвержденного Постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 18 июня 2010 года N 1539, результатом предоставления муниципальной услуги является выдача утвержденного градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ). Срок предоставления муниципальной услуги не должен превышать 30 календарных дней со дня получения заявления о предоставлении муниципальной услуги.
Судом установлено и заинтересованными по делу лицами не оспаривалось, что какое-либо решение по заявлению Квичук Н.В. от 06 июля 2015 года на момент вынесения судебного решения не принято.
Исходя из положений ч. 1 ст. 249 ГПК РФ (в редакции, действующей на момент рассмотрения дела) обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Аналогичное указание содержится в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2, при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать: либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению; либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о бездействии, выразившегося в не подготовке комитетом градостроительного плана земельного участка площадью 3427 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", для строительства, реконструкции многоквартирного дома в установленный законом 30-дневный срок по заявлению Квитчук Н.В. от 06 июля 2015 года, районный суд правильно пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и их удовлетворении, с возложением обязанности на данный орган устранить допущенные нарушения прав заявителя, установив для этого разумный срок. При этом судебная коллегия учитывает, что в удовлетворении заявленных требований Квитчук Н.В. к администрации муниципального образования "Город Саратов" было отказано.
В соответствии с положением о комитете данному органу переданы полномочия по составлению и градостроительного плана земельного участка. Исходя из административного регламента, предоставление муниципальной услуги "Выдача градостроительных планов земельных участков", утвержденного постановлением администрации от 18 июня 2010 года N 1539, данная услуга предоставляется комитетом в 30-дневный срок, а поэтому неосуществление возложенных на комитет полномочий в установленный срок обоснованно расценено судом первой инстанции, как незаконное бездействие, в связи с чем суд обоснованно возложил на комитет обязанность по устранению допущенных нарушений.
Довод жалобы о невозможности оказания государственной услуги по причине нахождения на согласовании документов не имеет правового значения. При этом какие-либо доказательства в подтверждение указанных доводов автора жалобы ни в суд первой инстанции, ни судебной коллегии представлены не были.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами, закон, подлежащий применению, в полном объеме установлены значимые для дела обстоятельства, доводам сторон и доказательствам дана правильная оценка в их совокупности.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании закона и не могут повлечь изменение или отмену постановленного решения. Выводы суда об обстоятельствах дела подтверждены доказательствами, мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты.
Нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, являющимися основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда города Саратова от 27 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.