Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Курлаевой Л.И.
судей Коротченковой И.И., Ларионовой С.В.,
при секретаре Митюревой И.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению С.М.А., действующей в интересах С.М.А. к администрации " ... ", Департаменту финансов " ... ", Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства " ... " о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
по апелляционной жалобе администрации г. Орла на решение Советского районного суда г. Орла от 16 сентября 2015 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Коротченковой И.И., представителя ответчика администрации " ... " С.М.А., поддержавшую жалобу, возражения представителя С.М.А. по доверенности С.М.А., просившей оставить решение без изменения, изучив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
установила:
С.М.А., действующая в интересах С.М.А. обратилась в суд с иском к администрации "адрес" о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указывала, что ее семья составом из трех человек: она, дочь С.М.А. и сын С.М.А. постановлением администрации " ... " N от "дата"г. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В настоящий момент они проживают по договору найма в квартире площадью " ... " кв.м., расположенной по адресу: "адрес", принадлежащей на праве собственности С.М.А.
Ее дочь С.М.А., "дата" года рождения является инвалидом первой группы бессрочно, страдает тяжелой формой хронического заболевания, входящим в п. " ... " перечня " ... " заболеваний, утвержденным постановлением Правительства РФ от "дата" N.
Постановлением администрации " ... " от "дата" С.М.А. признана малоимущей, поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, включена в Книгу учета граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений. Однако, до настоящего времени жилым помещением во внеочередном порядке не обеспечена.
Проживание в однокомнатной квартире всей семьей, значительно усугубляет болезненное состояние С.М.А., в связи с чем С.М.А. просит суд обязать администрацию "адрес" предоставить ей на состав семьи три человек вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в " ... " с учетом права С.М.А. на дополнительную жилую площадь.
Представитель администрации " ... " в суде исковые требования не признала.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Департамент финансов " ... ", Департамент строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства " ... " в сфере строительства, электроэнергетики и энергоснабжения, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйств Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства " ... ".
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация " ... " просит отменить решение суда как незаконное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Полагает, что поскольку семья С.М.А. не состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на "дата", суд незаконно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения на администрацию " ... ".
Суд не учел, что в силу действующего законодательства к полномочиям органов государственной власти субъекта относится только обеспечение мер социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов, тогда как такая мера социальной поддержки инвалидов как обеспечение жилой площадью по договору социального найма является расходным обязательством Российской Федерации.
На заседание судебной коллегии истец С.М.А., представители третьих лиц Департамента финансов " ... ", Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства " ... " в сфере строительства, электроэнергетики и энергоснабжения, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйств, Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства " ... ", представитель отдела по обеспечению переданных государственных полномочий в сфере опеки и попечительства управления социальной политики администрации " ... " не явились, извещены о заседании надлежащим образом. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, поверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ) и установилисключение для отдельных категорий граждан (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Так, в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим " ... " заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом " ... " части 1 статьи " ... " настоящего Кодекса Перечне.
В соответствии с п. 2 ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса Перечне.
Частью первой статьи 17 Федерального закона от "дата" N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из статьи 31 Федерального закона от "дата" N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Частью пятой и шестой статьи 17 Федерального закона от "дата" N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей- инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из материалов дела усматривается, что семья С.М.А., состоящая из трех человек: С.М.А., С.М.А. и С.М.А. зарегистрированы и проживают в однокомнатной квартире, расположенной по адресу: "адрес". Данное жилое помещение находится в собственности С.М.А., что подтверждается свидетельством о государственном регистрации права от "дата" ( л.д. " ... ")
Постановление администрации " ... " N от "дата"г. семья С.М.А. из трех человек признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. " ... ").
С.М.А. "дата" года рождения, признана инвалидом " ... " группы бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ- N ( л.д. " ... " ).
Как следует из справки " ... " областного психоневрологического диспансера, С.М.А. страдает " ... " " ... ", входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от "дата" N, и на основании Постановления N от "дата" дающим инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь (л.д. 12).
Решением Заводского районного суда " ... " от "дата" С.М.А. признана недееспособной, опекуном назначена ее мать С.М.А. ( л.д. " ... ")
Постановлением администрации " ... " N от "дата" С.М.А. признана малоимущей, поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, включена в Книгу учета граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений (л.д. " ... ").
Анализируя представленные выше доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что право С.М.А. на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов, соответственно органы местного самоуправления обязаны во внеочередном порядке обеспечить ее жильем.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в указанной части, находя их законными и обоснованными.
Не влекут отмену состоявшегося решения доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку семья С.М.А. не состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на "дата", суд незаконно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения на администрацию г " ... ", а также, что в силу действующего законодательства такая мера социальной поддержки инвалидов как обеспечение жилой площадью по договору социального найма является расходным обязательством Российской Федерации.
В силу пп. 3 п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке. При этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Из изложенного следует, что в силу указанной нормы, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. А предоставление гражданам жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
В соответствии с частью 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления указанной категории граждан, для которых не требуется признания малоимущими, возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями.
Таким образом, по общим правилам Жилищного кодекса Российской Федерации для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и для получения жилого помещения по договору социального найма муниципального жилищного фонда во внеочередном порядке гражданин должен быть признан в установленном порядке малоимущим либо быть отнесенным к иной определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан (часть 2 ст. 49 ЖК РФ).
На федеральном уровне обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от "дата" N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее по тексту Закон).
Согласно п. 1 ст. 17 Закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 17 данного Закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после "дата", обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, отсутствие регулирования вопроса о предоставлении жилья вышеуказанной категории граждан, не может лишить данных граждан права на получение жилья во внеочередном порядке, поэтому к данным правоотношениям с учётом положений ст. 17 Закона, не связывающей право инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью с их материальным положением, должны применяться нормы п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, регулирующие предоставление гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилых помещений по договорам социального найма на основании решений органа местного самоуправления.
Поскольку распределение жилых помещений по договорам социального найма осуществляется на основании акта органа местного самоуправления, суд обоснованно возложить на администрацию г " ... " обязанность по предоставлению С.М.А. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в " ... " с учетом права на дополнительную площадь.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы о том, что суд незаконно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения на администрацию г " ... " не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 16 сентября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации " ... " об отмене решения - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.