Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Баранниковой Т.Е.
судей
Койпиш В.В.
Щукиной Л.В.
при секретаре
Пухове М.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бриткова А. В. к муниципальному унитарному предприятию "Расчетный информационно-вычислительный центр" и открытому акционерному обществу "Мурманэнергосбыт" об оспаривании действий по начислению платы за централизованное отопление квартиры и возложении обязанности произвести перерасчет
по апелляционной жалобе Бриткова А. В. на
решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 07 сентября 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Бриткова А. В. к муниципальному унитарному предприятию "Расчетный информационно-вычислительный центр" и открытому акционерному обществу "Мурманэнергосбыт" о признании незаконными действий по начислению платы за коммунальную услугу в виде централизованного водяного отопления квартиры по адресу: ... , возложении обязанности произвести перерасчет платы за указанную коммунальную услугу и взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Щукиной Л.В., объяснения истца Бриткова А.В. и третьего лица Бритковой А.Э., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Бритков А.В. обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию "Расчетный информационно-вычислительный центр" (МУП "РИВЦ") и открытому акционерному обществу "Мурманэнергосбыт" (ОАО "Мурманэнергосбыт") об оспаривании действий по начислению платы за централизованное отопление квартиры и возложении обязанности произвести перерасчет.
В обоснование иска указал, что является собственником жилого помещения ? квартиры ... Данный многоквартирный жилой дом оборудован системой централизованного водяного отопления.
В _ _ году собственником квартиры по согласованию с органом местного самоуправления было проведено переустройство жилого помещения с демонтажем отопительных радиаторов системы центрального отопления и переведением его на электрообогрев.
Переустройство жилого помещения произведено на основании решения администрации города Кандалакши с подведомственной территорией о согласовании переустройства жилого помещения от _ _ N *. В технический паспорт дома в отношении квартиры истца внесены изменения в связи с переводом на электрообогрев.
С _ _ года МУП "РИВЦ" ежемесячно выставляет для оплаты платежный документ, в котором в качестве исполнителя коммунальной услуги по отоплению указан ОАО "Мурманэнергосбыт".
Требование об оплате коммунальной услуги по отоплению, которую не получает, полагал незаконным, направленным на двойную оплату (поскольку оплачивает электрообогрев) и на получение незаконных доходов ответчиками.
Указывал, что положениями части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве обязательного основания для возникновения обязанности по оплате коммунальных услуг предусмотрено фактическое предоставление исполнителем этих услуг потребителю, у которого также должно иметься и быть готовым к принятию таких услуг инженерное оборудование. В подтверждение ссылался на позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в решении от 14 января 2014 года N АКПИ13-1157, и полагал, что действия ответчиков нарушают нормы законодательства о защите прав потребителей (статей 32, 37 Закона РФ "О защите прав потребителей").
Просил признать незаконными действия ответчиков по начислению платы за коммунальную услугу в виде централизованного водяного отопления квартиры по адресу: ... ; обязать МУП "РИВЦ" произвести перерасчет платы за указанную коммунальную услугу за период с _ _ по _ _ года в соответствии с плановой потребностью в тепловой энергии для отопления жилого помещения по вышеуказанному адресу - 0,000 Гкал/мес; взыскать с ответчиков солидарно компенсацию морального вреда в размере *** рублей.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении требований.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Бриткова А.Ю. в судебном заседании поддержала исковые требования.
Представитель ответчика ОАО "Мурманэлектросбыт" Кемова Л.В. иск не признала.
Представитель ответчика МУП "РИВЦ" в судебном заседании не участвовал, в письменном отзыве просил признать МУП "РИВЦ" ненадлежащим ответчиком.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района Мурманской области в судебном заседании не участвовал, в письменном отзыве полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Бритков А.В. просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что он с _ _ года не является потребителем коммунальной услуги по отоплению в связи с переоборудованием его квартиры и переводом на электрообогрев, поэтому у ответчиков отсутствуют законные основания для предъявления к нему требований об оплате за не предоставленные коммунальных услуг.
Указывает на согласие третьего лица администрации г.п. Кандалакша с его позицией о возможности удовлетворения заявленных исковых требований.
Считает, что суд необоснованно применил пункт 40 Правил N 354, поскольку указанные судом правила расчета и начисления платы за услуги по централизованному отоплению подлежат применению исключительно в отношении лиц, являющихся потребителями этой услуги в используемых ими жилых помещениях, а поскольку в его квартиру услуга централизованного отопления не поставляется, то отсутствуют законные основания для возложения на него обязанности по оплате за такую услугу, в том числе в совокупности с оплатой на общедомовые нужды.
Полагает, что отсутствие в Правилах механизма перерасчёта за отопление в случае отключения квартиры от центрального отопления не означает, что такой перерасчёт нельзя произвести юридически и невозможно физически.
Также указывает на то, что судом не учтено, что система установленных в квартире электрообогревателей обеспечивает температурный режим в помещениях не менее 18 градусов Цельсия в течение всего отопительного сезона, что является подтверждением исполнения им обязанностей, в том числе в отношении общедомовых нужд.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители ответчиков МУП "Расчетный информационно-вычислительный центр" и ОАО "Мурманэнергосбыт", третье лицо представитель администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района Мурманской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку, в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не усматривает.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Бритков А.В. и Бриткова А.Ю. проживает в принадлежащей им на праве совместной собственности квартире, расположенной по адресу: ...
Указанное жилое помещение находится в многоквартирном жилом доме, в котором поставщиком коммунального ресурса для собственников помещений является "Мурманэнергосбыт", начисление и сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги осуществляет МУП "РИВЦ".
В _ _ году квартира ... была переведена на электрообогрев, в соответствии с техническими условиями, выданными _ _ МУП " ***", в квартире демонтированы отопительные приборы централизованной системы отопления, на основании технических условий, выданных _ _ года ГОУЭП " ***", установлены электрообогреватели.
Решением администрации города Кандалакши с подведомственной территорией от _ _ года N * согласовано переустройство жилого помещения Бритковым А.В.
Согласно справке *** филиала ГУПТИ *** от _ _ года N * на основании списка квартир, переведенных на электрообогрев в установленном действующим законодательством порядке, предоставленного администрацией муниципального образования городское поселение Кандалакша от _ _ года N *, внесены изменения в технический паспорт дома по адресу: ...
С _ _ года внесение платы за коммунальные услуги гражданами, проживающими в доме N ... , осуществляется непосредственно ресурсоснабжающим организациям. Расчет платы и выпуск платежных документов на оплату коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, сбор денежных средств за данные коммунальные услуги производит МУП "РИВЦ" на основании договора от _ _ , заключенного с ОАО "Мурманэнергосбыт", являющимся поставщиком (исполнителем) указанных услуг.
Как видно из счетов-квитанций по оплате коммунальных услуг истца, к оплате за отопление в период с _ _ по _ _ года начислено в общем размере *** рублей *** копеек.
Расчет услуги отопления, как указано в квитанциях, произведен с учетом отопления общедомовых помещений.
Многоквартирный дом N ... оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии: в Акте допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от _ _ указано, что прибор узла учета тепловой энергии в указанном доме после технического осмотра опломбирован и допущен в эксплуатацию с _ _ .
Таким образом, жилой дом, в котором проживает истец, имеет допущенный в эксплуатацию прибор узла учета тепловой энергии, размер платы жильцов за отопление рассчитывается на основании его показаний.
В силу статей 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата потребленной энергии является одной из основных обязанностей абонента. По общему правилу оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого в жилые дома для оказания коммунальных услуг, в приоритетном порядке регулируется нормами жилищного законодательства (пункт 10 части 1 статьи 4, статья 8 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом исполнители коммунальных услуг в случае приобретения ими коммунального ресурса исключительно для оказания коммунальной услуги рассматриваются как субъекты, не имеющие собственного экономического интереса и оплачивающие ресурсоснабжающей организации объем, который потреблен конечными потребителями (жильцами). В связи с этим доводы апелляционной жалобы, основанные на нормах гражданского законодательства, не свидетельствуют о неправильности принятого судом решения.
Как достоверно установлено судом, жилой дом, в котором проживает истец, оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, в связи с чем, истцу по квитанциям за период с _ _ по _ _ года предъявлены к оплате счета за отопление в размере _ _ рублей _ _ копеек. Индивидуальными приборами учета потребления тепловой энергии жилые помещения в многоквартирном доме не оборудованы.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, исходил из того, что действия ответчика по начислению истцу платы за коммунальную услугу "отопление" в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354), соответствуют требованиям жилищного законодательства.
При этом суд правильно принял во внимание, что квартира истца не лишена теплоснабжения посредством теплоотдачи через общие конструкции многоквартирного дома, оборудованного системой централизованного отопления, посредством которой отапливаются не только жилые помещения, но и общее имущество многоквартирного жилого дома, а также учел, что расчет платы за услугу "отопление" без учета площади квартир, переведенных на электрообогрев, нарушает права иных собственников жилых помещений многоквартирного дома, являющихся потребителями данной коммунальной услуги, поскольку возлагает на них обязанность по внесению платы за услугу по отоплению жилых помещений и на общедомовые нужды в большем размере.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, находит их соответствующими обстоятельствам дела и требованиям закона по следующим основаниям.
Жилищным кодексом Российской Федерации (в действующей на момент рассмотрения дела редакции) установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги (статья 154 часть 2).
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу части 1 статьи 157 Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), которыми регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно пунктам 3 "б", 4 "е" Правил состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги: отопление - то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам.
В соответствии с абзацем 2 пункта 40 Правил, потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Пунктом 42.1 Правил определен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом (нежилом) помещении в многоквартирном жилом доме на основании формул 2, 3 и 3.1, содержащихся в приложения N 2 к данным Правилам, в зависимости от наличия или отсутствия индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 Приложения N 2 исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
При определении стоимости тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в расчет берется общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома (пункт 3 Приложения N 2 к Правилам).
Анализ приведенного жилищного законодательства, с учетом положений частей 1, 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации", устанавливающих, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением коллективных (общедомовых), а также индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета используемых ресурсов, а также с учетом положений части 15 статьи 14 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ (ред. от 29.12.2014), предусматривающих запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, позволяет придти к выводу о том, что действующее законодательство допускает учет потребления тепловой энергии либо по показаниям приборов учета, либо расчетным путем исходя из утвержденных Правительством Российской Федерации нормативов. Иного способа определения объема потребления коммунальных услуг по отоплению, действующее законодательство не предусматривает.
Помимо этого, законом не предусмотрено освобождение собственников жилых помещений от оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды, что следует из положений статей 210, 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу статьи 153 части 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Судом принято решение с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, при правильном их толковании, выводы суда в решении мотивированы.
Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, по существу повторяют позицию истца, изложенную им в ходе разбирательства в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для его отмены или изменения.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 07 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бриткова А. В.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.