Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Железняковой С.А.,
судей Бады-Сагаана А.В., Ховалыга Ш.А.
при секретаре Монгуш Ш.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д.А. к Мэрии города Кызыла о возложении обязанности изменить вид разрешённого использования земельного участка, выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома, компенсации морального вреда, к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка по апелляционным жалобам истца Д.А., представителя Мэрии города Кызыла по доверенности О. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 31 июля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Железняковой С.А., истца Д.А.
УСТАНОВИЛА:
Д.А. обратился в суд с иском к Мэрии города Кызыла (далее - мэрия), указав, что он является субарендатором земельного участка ** (далее - земельный участок, земля). 26 ноября 2014 года он обратился в Муниципальное казённое учреждение "Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г. Кызыла" (далее - МКУ "ДЗИО") с заявлением за вх. N 5343, в котором просил изменить вид разрешённого использования земельного участка с "для комплексного освоения в целях жилищного строительства" на разрешённый вид использования "под индивидуальное жилищное строительство" с приложением необходимых документов. До 13 января 2015 года никаких решений по его заявлению не было принято, неоднократные попытки получить ответ не дали результатов. Когда он самостоятельно обратился к главному архитектору управления архитектуры и градостроительства мэрии г. Кызыла (далее - Управление архитектуры), ему было выдано заключение на проект постановления "Об изменении вида разрешённого использования земельных участков" от 13 января 2015 года NА-10, где сказано, что нет противоречий и препятствий для изменения вида разрешённого использования. Однако, несмотря на это, все его устные и письменные обращения к должностным лицам Мэрии г. Кызыла не привели к положительному результату. Д.А. неоднократно обращался к главному архитектору города, заместителю мэра города, специалистам мэрии, которые не дали результатов, и 11 марта 2015 года он обратился в Прокуратуру Республики Тыва, по результатам проверки установлены нарушения федерального законодательства, в связи с чем прокурором г. Кызыла внесено представление от 9 апреля 2015 года N 214-ж-2015 об устранении нарушений федерального законодательства. 29 апреля 2015 года мэрией прокурору направлен ответ о том, что изменить вид использования данного земельного участка возможно только после внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа город Кызыл Республики Тыва, на данный момент ведутся подготовительные работы для рассмотрения на публичных слушаниях, которые мэрия планирует провести в июне 2015 года. 15 мая 2015 года истцом подан пакет документов в Управление архитектуры для получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке. 22 мая 2015 года он получил уведомление, где указано о необходимости для получения разрешения на строительство предоставить градостроительный план земельного участка и схему планировочной организации земельного участка. Указанные документы им представлены. 19 июня 2015 года. Управлением архитектуры в получении разрешения на строительство индивидуального жилого дома отказано, отказ мотивирован тем, что данный земельный участок согласно Правилам землепользования и застройки городского округа город Кызыл Республики Тыва (далее - правила землепользования, ПЗЗ), утверждённым решением Кызылского городского Хурала представителей от 27 ноября 2012 года N 432, расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2). Зона предназначена для застройки многоквартирными малоэтажными жилыми домами (2-4 этажа). Умышленная волокита должностных лиц Мэрии г. Кызыла ведёт к тому, что 8 августа 2015 года заканчивается срок субаренды земельного участка. 17 июля 2015 года он обращался в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - Минземимущество РТ) по вопросу о заключении договора аренды. Бесконечные и безрезультатные поездки из г. Турана в г. Кызыл, постоянное чувство тревоги, беспокойство, нарушение сна, эмоциональная подавленность, повышенное артериальное давление в связи с чрезмерными переживаниями, существенно повлияли на его здоровье. Его психическое и психологическое благополучие было нарушено бездействием должностных лиц Мэрии г. Кызыла. Для защиты своих прав и законных интересов был вынужден обратиться за юридической помощью к защитнику, услуги которого составили ** рублей. Просит обязать Мэрию г. Кызыла изменить вид разрешённого использования земельного участка "для комплексного освоения в целях жилищного строительства" на "индивидуальное жилищное строительство, предназначенное для размещения дома индивидуальной жилой застройки"; обязать Мэрию г. Кызыла выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке; взыскать с Мэрии г. Кызыла в его пользу компенсацию за причинение морального вреда в размере ** рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере ** рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере ** рублей; обязать Минземимущество РТ заключить с ним договор аренды земельного участка.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 31 июля 2015 года иск Д.А. удовлетворён частично. На Мэрию г. Кызыла возложена обязанность выдать Д.А. разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке **. С Мэрии г. Кызыла в пользу Д.А. взысканы расходы по оплате услуг представителя в размере ** рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере ** рублей. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда, истец Д.А. подал апелляционную жалобу, указывая на то, что судом не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела. Статья 30.2 ЗК РФ не предусматривает ограничения либо отказ в изменении вида разрешённого использования. Разрешённое использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешённого использования земельных участков, признаётся действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору. Орган местного самоуправления обязан внести соответствующие изменения в ПЗЗ до 01 января 2020 года, при этом проведения публичных слушаний не требуется. Мэрией не выполнены требования п. 13 ст. 34 Федерального закона N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Управлением архитектуры выдавался проект постановления об изменения вида разрешённого использования, где указано о возможности изменения вида разрешённого использования земельного участка. Истец не просил возложить обязанность на Минземимущество РТ заключить договор аренды земли с ним в период действия договора субаренды от 5 мая 2014 года N 97. 31 августа 2015 года Минземимущество РТ незаконно отказало в предоставлении земельного участка в аренду с 09.08.2015 года, не предлагает пути решения вопроса, тем самым снимая с себя всю ответственность, тогда как он обязан заключить с истцом договор аренды земли. В подтверждение причинения истцу морального вреда были представлены все необходимые документы. Необоснованно взыскана только часть судебных расходов, хотя адвокатом проведена объёмная работа по оказанию помощи истцу. Просит отменить решение в части и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе представитель Мэрии города Кызыла по доверенности О. просит отменить решение суда в части удовлетворённого требования и принять в указанной части новое решение. В обоснование указывает, что согласно Градостроительному кодексу РФ основным документом по данному спору является ПЗЗ, согласно которым земельный участок находится в зоне Ж-2, то есть земля предназначена для застройки многоквартирными малоэтажными жилыми домами до 4 этажей с размещением объектов инженерной и транспортной инфраструктур. Судом не дана оценка основному договору аренды от 9 августа 2010 года N 5788, земельный участок, переданный по указанному договору аренды, не разграничен и находится в введении Минземимущества РТ. Арендатором - ООО "ИТК-306/1" не выполнены условия договора аренды N 5788 по подготовке и утверждению в срок до 9 августа 2011 года проекта планировки территории, по обустройству территории посредством строительства инженерной инфраструктуры. На данный момент на спорном земельном участке возведены жилые дома без разрешительных документов, не соблюдены противопожарные разрывы между строениями, в связи с чем ООО "ИТК-306/1" отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуальных жилых домов на указанной территории.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Д.А. апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержал.
Представитель Мэрии г. Кызыла О. в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель ответчика - Минземимущества РТ, третьего лица - муниципального казённого учреждения "Департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Кызыла" в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного заседания, об уважительности причин неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. Судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав объяснения истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Материалами дела установлено и сторонами не оспаривается, что земельный участок с кадастровым номером N относится к категории земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Указанный земельный участок предоставлен истцу Д.А. в субаренду по договору от 5 мая 2014 года N, заключённому с ООО "ИТК-306/1". Срок субаренды установлен до 9 августа 2015 года. Договор субаренды зарегистрирован в установленном законом порядке 18 ноября 2014 года. Земельному участку присвоен адрес: **.
Указанный земельный участок выделен из земельного участка с кадастровым номером N, который МКУ "ДЗИО" предоставлен в аренду ООО "ИТК-306/1" для комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании договора аренды от 9 августа 2010 года N 5788.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешённого использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешённого использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утверждённым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Разрешённое использование земельных участков, установленное до дня утверждения классификатора видов разрешённого использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (Федеральный закон от 23.06.2014 года N 171-ФЗ).
В соответствии с частями 2, 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешённого использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 3 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" указано, что вплоть до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но применительно к городу федерального значения Москве, к Московской области, к муниципальным образованиям, в которых по состоянию на 1 января 2015 года правила землепользования и застройки не утверждены, решение об изменении одного вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешённого использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учётом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определённом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ)
Как установлено судебной коллегией, решением Хурала представителей города Кызыла от 27 ноября 2012 года N 432 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" (далее по тексту - ПЗЗ).
Следовательно, решение об изменении вида разрешённого использования земельного участка должно приниматься в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Кызыл Республики Тыва".
На основании статьи 17 ПЗЗ изменение одного вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Правом на изменение одного вида на другой вид разрешённого использования земельных участков и иных объектов недвижимости обладают:
собственники земельных участков, являющиеся одновременно собственниками расположенных на этих участках зданий, строений, сооружений;
собственники зданий, строений, сооружений, владеющие земельными участками на праве аренды;
лица, владеющие зданиями, строениями, сооружениями, их частями на праве аренды, при наличии в договоре аренды согласия собственника на изменение одного вида на другой вид разрешённого использования объектов недвижимости.
Изменение одного вида на другой вид разрешённого использования земельных участков и иных объектов недвижимости осуществляется при условии:
1) получения лицом, обладающим правом на изменение одного вида на другой вид разрешённого использования земельных участков и иных объектов недвижимости, специального согласования на публичных слушаниях, проведённых в порядке, определённом настоящими Правилами;
2) выполнения технических регламентов - в случаях, когда изменение одного вида на другой вид разрешённого использования земельных участков и иных объектов недвижимости связано с необходимостью подготовки проектной документации и получением разрешения на строительство;
3) получения лицом, обладающим правом на изменение одного вида на другой вид разрешённого использования земельных участков и иных объектов недвижимости, заключения от мэрии города Кызыла о том, что изменение одного вида на другой вид разрешённого использования земельных участков и иных объектов недвижимости не связано с необходимостью подготовки проектной документации и может быть осуществлено без получения разрешения на строительство в соответствующих случаях.
Таким образом, поскольку истец Д.А. не является лицом, имеющим право на изменение одного вида на другой вид разрешённого использования земельного участка, то его исковые требования к Мэрии города Кызыла о возложении обязанности изменить вид разрешённого использования земельного участка обоснованно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Кроме того, основным механизмом реализации права на использование земельного участка арендатором является предоставление ему участка в аренду. Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешённого использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка. Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.
В связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение использования земельного участка (в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом) предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора.
Если земельный участок находится в зоне разрешённого использования - для комплексного освоения в целях жилищного строительства, это не означает, что любое лицо, получившее его в аренду или субаренду с одним видом разрешённого использования, может по своему усмотрению выбрать другой вид разрешённого использования (для индивидуального жилищного строительства), изменить его и использовать участок по своему усмотрению без волеизъявления собственника (решения соответствующего уполномоченного органа). Произвольное, не основанное на нормах действующего законодательства и противоречащее условиям договора изменение вида разрешённого использования земельного участка не допускается.
При таких обстоятельствах истец, являющийся субарендатором, не вправе требовать изменения вида разрешённого использования земельного участка при отсутствии сведений о наличии у арендатора - ООО "ИТК-306/1" соответствующего разрешения на изменение вида разрешённого использования.
Выдача Управлением архитектуры положительного заключения на проект постановления "Об изменении вида разрешённого использования земельного участка" не является доказательством того, что мэрия на основании этого проекта постановления обязана изменить вид разрешённого использования земельного участка истца.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешённым использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьёй 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи (пункт 1 статьи 41 Земельного кодекса РФ).
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных законом (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).
Полномочиями по выдаче разрешения на строительство в соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ наделены органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В случае, если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду для комплексного освоения территории, выдача разрешения на строительство объектов капитального строительства - многоквартирных домов в границах данной территории допускается только после образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утверждёнными проектом планировки территории и проектом межевания территории (часть 3.1).
Системное толкование приведённых положений Градостроительного кодекса РФ даёт основание полагать, что застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства (в случаях, когда необходимо получение разрешения) только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства. Предоставление застройщиком указанных в ст. 51 Градостроительного кодекса РФ документов, необходимых для получения разрешения на строительство, является обязательным, но их наличие не является единственным основанием для получения разрешения на строительство.
Поскольку из земельного участка, предоставленного ООО "ИТК-306/1" в аренду для комплексного освоения территории, были образованы отдельные земельные участки, в том числе земельный участок истца, все они поставлены на кадастровый учёт, им присвоены мэрией адреса, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 5 мая 2014 года N 17/14-1-29478, выпиской из решения Управления архитектуры и градостроительства от 7 июля 2014 года N А 18-28, имеющимися в материалах дела, то, следовательно, истец Д.А. имел право на обращение за выдачей разрешения на строительство на переданном ему в субаренду земельном участке.
В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (часть 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).
Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов (часть 10 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).
Как установлено судом, все документы, необходимые для получения истцом разрешения на строительство, сданы Д.А.
То обстоятельство, что земельный участок, переданный ООО "ИТК-306/1" в аренду для комплексного освоения территории, был разбит на отдельные участки без утверждённого проекта планировки территории, не может ставиться в вину истцу, тем более, что Мэрия г. Кызыла 22 мая 2015 года утвердила и зарегистрировала градостроительный план земельного участка **, оформленный на Д.А., присвоила ему адрес.
Ссылка представителя мэрии в жалобе на то, что арендатором не были выполнены условия договора аренды N5788 по подготовке и утверждению в срок до 09.08.2011 года проекта планировки территории, по обустройству территории посредством строительства инженерной инфраструктуры, судебной коллегией отклоняется, поскольку перечисленное бездействие не может быть поставлено в вину субарендатору, не наделённому перечисленными обязанностями ни в силу договора, ни в силу закона.
Довод жалобы представителя мэрии о том, что разрешение на строительство не может быть выдано, поскольку земельный участок находится в зоне Ж-2, то есть земля предназначена для застройки многоквартирных малоэтажных жилых домов до 4 этажей с размещением объектов инженерной и транспортной инфраструктур, судебной коллегией отклоняется как необоснованный, поскольку, согласно статьи 60 ПЗЗ, зона застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2) предназначена для размещения многоквартирных малоэтажных жилых домов до 4 этажей (включительно) с размещением объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктур. При этом указанная зона застройки в качестве одного из основных видов разрешённого использования предполагает строительство блокированных жилых домов (2 - 4 этажа).
Согласно Инструкции о проведении учёта жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 N 37 (далее - Инструкция), к этажам жилых домов относят этаж мансардный (мансарда).
Блокированный жилой дом - тип малоэтажного жилого дома, обычно состоящего из нескольких расположенных в ряд квартир, с изолированными входами в каждую квартиру и приквартирными земельными участками и бывают:
1-этажные, 2-этажные с квартирами в двух уровнях каждая;
2-этажные с квартирами, размещёнными поэтажно;
Истцом Д.А. в адрес ответчика предоставлялся проект блокированного 2-этажного дома, 2 этаж которого является мансардным. Из плана, приложенного к проекту, видно, что блокированный дом является двухквартирным, как пояснил истец, дом будет располагаться на двух смежных земельных участках, один из которых с кадастровым номером **, расположенный по адресу: **, принадлежит его ** Д.М. на основании договора субаренды N 98 от 05.05.2014 года.
На день принятия судом первой инстанции решения договор аренды N 5788 от 09.08.2010 года, договор субаренды N 97 от 05.05.2014 года действовали, не были расторгнуты.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает, что вывод суда первой инстанции о возможности возложить обязанность на Мэрию города Кызыла выдать истцу разрешение на строительство обоснован и соответствует требованиям действующего законодательства.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы жалобы истца о необходимости взыскания компенсации морального вреда, поскольку, как верно указано судом первой инстанции, при нарушении имущественных прав граждан компенсация морального вреда допускается только в случаях, предусмотренных законом. Земельным и Градостроительным кодексами Российской Федерации компенсация морального вреда не предусмотрена.
Сумма, подлежащая взысканию в счёт возмещения расходов на оплату услуг представителя в размере ** рублей судом установлена в разумных пределах в полном соответствии с требованиями статьи 100 ГПК РФ, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для изменения решения в указанной части.
Вопреки доводам апелляционной жалобы Д.А. о том, что истец не просил возложить на Минземимущество РТ обязанность заключить договор аренды/субаренды, такое требование содержится в уточнённом исковом заявлении (п. 7 просительной части).
Подпунктами 2 и 9 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключён договор о комплексном освоении территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов.
В связи с чем судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что отсутствуют правовые основания для обязания Минземимущества РТ заключить договор аренды с истцом Д.А.
Другие доводы апелляционной жалобы истца повторяют позицию истца, выраженную в суде первой инстанции, не содержат правовых оснований для отмены или изменения решения суда, сводятся к неверному толкованию норм материального права, не опровергают выводы суда, а выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, в силу чего правового значения не имеют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 31 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 ноября 2015 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.