Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
Председательствующего Л.Е.Коропенко
Судей Е.А. Ковешниковой, И.В.Андриановой
При секретаре О.Г.Герасимовой
Рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Зимарина В.А. на решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 7 сентября 2015 года,
по гражданскому делу по иску Зимарина В.А., Пузанова Ю.Н. к администрации г.Тамбова, администрации Тамбовской области, НКО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области" об исключении многоквартирного дома N113 по ул.Советской г.Тамбова из региональной программы по ремонту многоквартирных домов, освобождении собственников названного дома от уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома,
Заслушав доклад судьи Ковешниковой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зимарин В.А., Пузанов Ю.Н. являются сособственниками квартир многоквартирного жилого ***.
Зимарин В.А., Пузанов Ю.Н. обратились с иском к Администрации г.Тамбова, Администрации Тамбовской области, НКО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области" об исключении многоквартирного *** из региональной программы по ремонту многоквартирных домов, освобождении собственников названного дома от уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Свои требования истцы мотивировали тем, что собственники помещений в данном доме на общем собрании выразили свое нежелание участвовать в региональной программе по ремонту многоквартирных домов, они способны самостоятельно содержать и ремонтировать свое имущество. Считают, что денежные средства на капитальный ремонт должны собираться добровольно, а не принудительно, собственники помещений дома могут самостоятельно на свои денежные средства произвести все ремонтные работы, просили обязать ответчиков исключить названный многоквартирный дом из программы и освободить собственников дома от уплаты взносов на капитальный ремонт.
Решением Октябрьского районного суда г.Тамбова от 7 сентября 2015 года отказано в удовлетворении иска.
В жалобе поставлен вопрос об отмене решения и приведены доводы о том, что 85,5% многоквартирных домов выступили против вступления в программу на 30лет. Принудительный сбор денег с этих людей является преступлением, а суд данному обстоятельству не дал оценку.
Авторы жалобы считают, что деньги за 30 лет действия программы буду разворованы или съедены инфляцией. Включение домов ЖСК в данную программу является бесхозяйственным преступлением. Закон Тамбовской области ухудшает жизнь людей, чего не должно быть. Закон предусматривает выход из региональной программы только в случае признания дома аварийным, что им никогда не преодолеть, так как собственники не допустят свой дом до аварийного состояния и сноса.
В возражениях НКО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области" указано на законность принятого решения и необоснованность доводов жалобы.
Проверив и оценив фактические обстоятельства дела, их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со ст.167 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, которыми:
1) устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
2) устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов;
3) создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора;
4) утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам, в случае, если соответствующие средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации;
5)устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам;
6)устанавливаются порядок предоставления лицом, на имя которого открыт специальный счет и региональным оператором сведений, подлежащих предоставлению в соответствии с частью 7 статьи 177 и статьей 183 настоящего Кодекса, перечень иных сведений, подлежащих предоставлению указанными лицами, и порядок предоставления таких сведений;
7)устанавливается порядок выплаты владельцем специального счета и (или) региональным оператором средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме, а также порядок использования средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
8)устанавливается порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств.
Законом Тамбовской области N 309-3 от 23 июля 2013 года "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области" (с изменениями дополнениями от 31 января 2014 года) установлены правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных жилых домов, расположенных на территории Тамбовской области.
Статья 1 названного закона устанавливает правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области, регулирует порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и требования к программам, порядок деятельности регионального оператора системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области, порядок выполнения региональным оператором своих функций порядок осуществления им финансирования капитального ремонта, а также положения, необходимые для организации и проведения капитального ремонта об имуществе в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области.
В силу части 2 статьи 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 13 Закона Тамбовской области "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области" региональная программа капитального ремонта формируется на срок 30 лет, необходимый для проведения капитального ремонта имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбоской области, что не противоречит Жилищному кодексу РФ. Постановлением Администрации Тамбовской области от 25 ноября 2013 г. N "Об утверждении Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области, на период 2014 - 2043 годов" утверждена указанная Программа во исполнение статей 13 и 14 Тамбовской области от 23.07.13г. N 309-3.
Многоквартирный *** включен в названную Программу.
В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ и ст.290 ГК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно частям 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно частям 1-7 статьи 36.1 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытом в кредитной организации, и сформированные за счет взносов на капитальный ремонт, процентов, уплаченных в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате таких взносов, и начисленных кредитной организацией процентов за пользование денежными средствами на специальном счете.
Доля собственника помещения в многоквартирном доме в праве на денежные средства, находящиеся на специальном счете, пропорциональна суммарному размеру взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственником такого помещения и предшествующим собственником такого помещения.
Взносы на капитальный ремонт, до принятия решения собственниками жилых помещений решения о проведении капитального ремонта, не являются оплатой за оказанную коммунальную услугу по проведению капитального ремонта, а представляют собой денежные средства собственника, находящиеся на специальном счете.
Из анализа приведенных выше норм следует, что федеральным законом на собственника помещения в многоквартирном доме возложена обязанность по его содержанию, в том числе по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Статья 3 закона Тамбовской области N 309-3 от 23 июля 2013 года предусматривает, что собственники помещений в многоквартирном доме, за исключением жилых домов блокированной застройки, обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи и частью 2 статьи 8 настоящего Закона в размере, установленном в соответствии с частью 2 настоящей статьи, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, Тамбовской области или муниципальному образованию.
Обязанность но уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении шести календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Федеральным жилищным законодательством правовых оснований для освобождения от уплаты взносов на капитальный ремонт собственников жилых помещений, расположенных в домах, которым требовался или потребуется капитальный ремонт не предусмотрено.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что действующие нормы закона Тамбовской области N 309-3 от 23 июля 2013 года, положения Жилищного кодекса РФ и принятой в их исполнение региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов подлежат неукоснительному исполнению всеми участниками жилищных правоотношений, в том числе и жильцами ***. Данный дом не признан аварийным и не подлежит изъятию для государственных и муниципальных нужд. При таком положении, законных оснований для исключения дома истца из программы капитального ремонта не имеется.
Выводы суда первой инстанции соответствуют действующему законодательству, основаны на материалах дела, и не опровергаются доводами жалобы, которые по своему содержанию аналогичны основаниям иска, рассмотренного судом.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, коллегия
Определила:
Решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 07 сентября 2015 года оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.