Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
Председательствующего: Малькова А.Г.,
судей: Холиковой Е.А., Савушкиной О.С.,
при секретаре Москвичевой И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 14 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Холиковой Е.А., объяснения представителя Сорокиной В.П. - Сорокина Д.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия,
установила:
Сорокина В.П. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области (далее - администрация) в выдаче градостроительного плана принадлежащего ей на праве собственности земельного участка и возложении обязанности на администрацию выдать градостроительный план.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие Сорокиной В.П., извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель администрации Талашов В.С. возражал против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что вид разрешенного использования принадлежащего Сорокиной В.П. земельного участка, регламент территориальной зоны, не предусматривает жилищное строительство.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 14.09.2015 заявление Сорокиной В.П. удовлетворено.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления Сорокиной В.П., ссылаясь на то, что оспариваемый отказ соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов Сорокиной В.П. по использованию принадлежащего ей земельного участка, который не предназначен для строительства индивидуального жилого дома, в связи с чем, у администрации отсутствовала обязанность по выдаче градостроительного плана.
В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 08 марта 2015 г. N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и подлежит рассмотрению по правилам административного судопроизводства.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами ч. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Так, в силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Градостроительного кодекса РФ по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Согласно ст. 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
По смыслу названных норм закона градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по возможной застройке земельного участка (реконструкции расположенных на участке объектов недвижимости).
Порядок подготовки градостроительного плана земельного участка регламентирован ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 указанной статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного любого заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. На стадии выдачи градостроительного плана орган местного самоуправления не вправе давать оценку намерениям заявителя по строительству планируемого им объекта недвижимости. Возможность отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка не предусмотрена.
Как следует из материалов дела, на основании решения Смоленского районного суда Смоленской области от (дата) Сорокина В.П. является собственником земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером N, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения крестьянско-фермерского хозяйства, расположенный по адресу: ...
Данный участок был выделен из земельного участка с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - жилищное строительство.
В силу ч. 8 ст. 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
(дата) Сорокина В.П. в целях осуществления строительства индивидуального жилого дома на своем земельном участке обратилась с заявлением в администрацию об оформлении градостроительного плана указанного участка.
Письмом от (дата) администрация отказала Сорокиной В.П. в удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что согласно утвержденным Правилам землепользования и застройки Михновского сельского поселения от 30.09.2010 N109, земельный участок Сорокиной В.П. расположен в территориальной зоне СХ-1-1 (зона сельскохозяйственных угодий без возможности жилого строительства вследствие нахождения в зоне неблагоприятной эпидемиологической обстановки), которая не подразумевает строительства объектов капитального строительства в соответствии с видом разрешенного использования данной территориальной зоны.
Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, судебная коллегия исходит из того, что вид разрешенного использования земельного участка, принадлежащего Сорокиной В.П., не имеет значения для целей выдачи градостроительного плана и не может служить основанием для отказа в выдаче градостроительного плана.
Таким образом, исходя из того, что Сорокина В.П. вправе использовать принадлежащий ей земельный участок в соответствии с ранее установленным в отношении него видом разрешенного использования, которое опасность, перечисленную ч. 8 ст. 36 ГрК РФ не представляет, доказательств обратного суду не представлено, подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка является обязанностью уполномоченного органа, и на стадии утверждения и выдачи градостроительного плана вопрос о целях реконструкции имеющихся объектов (возведения новых) обсуждаться не может, орган местного самоуправления не вправе давать оценку намерениям заявителя по строительству планируемого им объекта недвижимости, учитывая то, что градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по возможной застройке земельного участка (реконструкции расположенных на участке объектов недвижимости).
При таких обстоятельствах у администрации отсутствовали основания для отказа Сорокиной В.П. в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: ... , в связи с чем суд первой инстанции правомерно обязал администрацию выдать данный документ Сорокиной В.П.
Суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, проверил доказательства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи, с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии положениями ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 14 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.