Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Нурисламова Ф.Т.,
судей Батршиной Ю.А., Милютина В.Н.,
при секретаре Кутушевой С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 31 июля 2015 года, которым постановлено:
исковые требования Кузнецовой Н.Р. к Администрации городского округа г. Уфа об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа города Уфа Республики Башкортостан в течение месяца направить Кузнецовой Н.Р. проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: адрес, с кадастровый номер N ... , общей площадью ... кв.м., в собственность по цене, устанавливаемой в размере 3-х процентов от кадастровой стоимости.
Заслушав доклад судьи Батршиной Ю.А., судебная коллегия
установила:
Кузнецова Н.Р. обратилась в суд с иском м к Администрации городского округа г. Уфы Республики Башкортостан (далее по тексту Администрация ГО г.Уфа РБ) об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N ... площадью ... кв.м., расположенный по адресу: адрес, мотивируя тем, что она является собственником жилых домов, расположенных на вышеуказанном земельном участке.
Истец обратилась в Администрацию городского округа г. Уфа с просьбой о предоставлении земельного участка в собственность, на что сообщили, что испрашиваемый земельный участок входит в перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель и отнесен к землям, ограниченным в обороте.
Суд вынес вышеприведенное решение.
Не соглашаясь с решением суда, в апелляционной жалобе Администрация ГО г.Уфа РБ просит его отменить как незаконное и необоснованное.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения.
Судебная коллегия по гражданским делам, руководствуясь ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, учитывая надлежащее извещение участников процесса, отсутствие сведений о причинах их неявки, а также ходатайств об отложении судебного заседания, признала возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя Кузнецова Н.Р. - Шокирова И.З., судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец Кузнецова Н.Р. является собственником жилых домов площадью ... кв.м. с кадастровым номером N ... и ... кв.м., с кадастровым номером N ... , расположенных по адресу: адрес на основании решения Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата.
Из дела видно, что жилые дома расположены на земельном участке площадью ... м., с кадастровым номером N ... по вышеуказанному адресу.
Согласно акту согласования границ земельного участка от дата споров по его границам с соседними правообладателями земельных участков не имеется.
Согласно представленному в суд апелляционной инстанции кадастровому паспорту земельного участка N ... от датаг., земельный участок площадью ... кв.м. с кадастровым номером N ... по адресу: РБ, адрес состоит на кадастровом учете с дата г.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу, что, поскольку на испрашиваемом земельном участке расположен находящийся в собственности истца жилой дом, земельный участок не ограничен в обороте, то он может быть предоставлен истцу в собственность за плату.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда на основании следующего.
Согласно ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со ст. 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Согласно ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно Постановления Правительства Республики Башкортостан за N629 от 29.12.2014 "Об определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках" цена земельных участков устанавливается в размере 3 процентов от их кадастровой стоимости.
Согласно ч. 3 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Как усматривается из материалов дела, в дата года Кузнецова Н.Р. в предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса РФ порядке, обратилась в Администрацию городского округа г. Уфа с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность для обслуживания индивидуального жилого дома и хозяйственных построек.
Согласно Постановлению Правительства Республики Башкортостан за N629 от 29.12.2014 "Об определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках", действующего на момент обращения истца в Администрацию городского округа г. Уфа РБ, выкупная цена земельного участка составляет 3% от кадастровой стоимости.
Согласно ответу Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа РБ N N ... от дата в предоставлении земельного участка в собственность истцу отказано в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок согласно решению Совета городского округа г. Уфа РБ N ... от дата входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления в собственность.
В соответствии с подпунктом 23 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно ст. 56.1 ЗК РФ, резервирование земель является одним из видов ограничений прав на землю. Согласно п. 6 ст. 56 ЗК РФ, ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", при этом доказательств государственной регистрации ограничения прав на землю в соответствии с решением Совета ГО г. Уфа РБ не представлено.
Согласно п. 4 ст. 70.1 ЗК РФ, порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ.
Согласно ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации к земельным участкам, изъятым из оборота, которые не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами, перечень которых приведен в части 1 данной статьи.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не представляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
К земельным участкам, ограниченным в обороте, относятся, в том числе, земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд" (пункт 5) установлено, что решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.
Согласно пункту 8 приведенного Постановления Правительства РФ орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 г. "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 9 указанного Постановления, государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ от 24.07.2007 г. "О государственном кадастре недвижимости".
В силу п. 6 ст. 56 ЗК РФ ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 приведенного Федерального закона ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Доказательства регистрации обременения на испрашиваемый земельный участок в виде резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, внесения в кадастр недвижимости сведений об этом, наличия на испрашиваемом земельном участке объектов общего пользования в материалах дела отсутствуют, ответчиком суду не представлены.
Доводы жалобы о том, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих необходимость использования земельного участка площадью ... кв.м., несостоятельны, поскольку, земельный участок, площадью ... кв.м. сформирован, индивидуализирован как объект недвижимости. То обстоятельство, что истец добросовестно владеет и пользуется указанным земельным участком для обслуживания индивидуальных жилых домов площадью ... кв.м. и ... кв.м. ответчиком не опровергнуто.
В силу ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На основании ст. 33 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года), максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно, для индивидуального жилищного строительства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления - из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.
Собственник объекта недвижимости обладает исключительным правом на приобретение в собственность или на праве аренды земельного участка, с учетом фактически используемой площади, - определенной с учетом требований земельного и градостроительного законодательства. Собственник объекта недвижимости, в порядке статьи 36 ЗК Российской Федерации, вправе претендовать только на земельный участок, площадь которого рассчитана с учетом предельных размеров отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
При этом, п. 1 Решения Совета городского округа г. Уфа РБ от 22 августа 2008 года N 7/4 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" установлено, что коэффициент застройки - отношение площади застроенной части территории планировочного элемента либо земельного участка ко всей его площади (%).
По смыслу указанных норм, предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.
При таких обстоятельствах, предоставление участка меньшей площади привело бы к существенному нарушению права Кузнецовой Н.Р. на нормальное хозяйственное использование принадлежащих ей объектов недвижимости, что является нарушением баланса интересов сторон.
Доводы жалобы о том, что площадь испрашиваемого земельного участка составляет ... кв.м., что значительно превышает максимально допустимый размер земельного участка, предоставляемого гражданам для индивидуального жилищного строительства, который установлен Постановлением Правительства Республики Башкортостан N ... от дата в размере ... га., не могут влиять на законность решения суда, поскольку на момент подачи апелляционной жалобы указанное Постановление утратило силу на основании Постановления Правительства Республики Башкортостан N ... от дата года.
Иных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности предоставления данного участка в собственность физического лица, судебная коллегия не усматривает. Обстоятельства по делу судом установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда соответствуют требованиям закона и сделаны на основании имеющихся в деле доказательств, обязанность представления которых возложена согласно ст. 56 ГПК РФ на стороны. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан,
определила:
решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий: Ф.Т. Нурисламов
Судьи: Ю.А. Батршина
В.Н. Милютин
Справка:
судья ФИО5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.