Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Кривцовой О.Ю.
судей Жерненко Е.В.
Троценко Ю.Ю.
при секретаре Мамаюсуповой Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Г.А.Д. на решение Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 02 апреля 2015 г., которым постановлено:
Исковые требования Г.А.Д. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в постановке Г.А.Д. на жилищный учет как сироты и оставшейся без попечения родителей, обязании Администрации Советского района г. Уфы поставить на учет Г.А.Д. на жилищный учет и предоставлении жилого помещения - удовлетворить частично.
Признать отказ Администрации Советского района г. Уфы в постановке Г.А.Д. на жилищный учет как сироты и оставшейся без попечения - незаконным.
В остальной части исковых требований - отказать.
Заслушав доклад судьи Троценко Ю.Ю., судебная коллегия
установила:
Г.А.Д. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрации ГО г. Уфа РБ) о признании незаконным отказа в постановке Г.А.Д. на жилищный учет как сироты и оставшейся без попечения родителей, обязании Администрации Советского района г. Уфы поставить на учет Г.А.Д. и предоставлении жилого помещения, указав, что она является сиротой с дата после трагической смерти своих родителей. Опекунство оформил ее дядя - родной брат ее отца Г.Р.Р ... Она была зарегистрирована по его месту жительства. По достижении ею ... лет ее вынудили сняться с регистрационного учета. В настоящее время у нее нет жилья, и она вынуждена проживать в съемной квартире. Регистрации она не имеет, в связи с чем не может пользоваться медицинскими и прочими услугами, которые предоставляются только при наличии регистрации. Администрация Советского района г. Уфы на ее обращение о постановке ее на учет, ответило ей отказом, мотивировав тем, что у истца нет постоянной регистрации по месту жительства.
Просит суд признать незаконным отказ в постановке Г.А.Д. на жилищный учет как сироты и оставшейся без попечения родителей, обязать Администрацию Советского района г. Уфы поставить Г.А.Д. на жилищный учет и предоставить жилое помещение.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановилприведенное выше решение.
Не согласившись с принятым решением в части отказа в удовлетворении исковых требований об обязании Администрации Советского района городского округа г.Уфа, поставить Г.А.Д. на жилищный учет и предоставлении ей жилого помещения, Г.А.Д. обратилась в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Башкортостан с апелляционной жалобой, указав, что на органы местного самоуправления возложен учет нуждающихся в приобретении жилья детей-сирот. Для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), подают заявление. Если лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не было поставлено на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, то оно подает заявление самостоятельно. Такое заявление подается в органы местного самоуправления по месту установления опеки (попечительства), заключения договора о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью, детский дом семейного типа либо по месту нахождения учреждений, воспитанниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, либо воспитанниками которых являлись лица из их числа. Полагает, что своими отказами ответчик намеренно затягивает время до исполнения ей ... лет.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
В судебном заседании апелляционной инстанции Верховного суда Республики Башкортостан Г.А.Д., ее представитель С.Р.Р. - поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Заслушав объяснения истца, её представителя, изучив материалы дела и имеющиеся в нем доказательства, а также обсудив доводы апелляционной жалобы, возражение на жалобу, судебная коллегия пришла к следующему.
В силу ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Г.А.Д. дата рождения является дочерью Г.Д.Р. и Г.Л.В., согласно свидетельству о рождении VI N ... от дата.
Согласно свидетельству о смерти отец истицы - Г.Д.Р. дата.р., умер дата (свидетельство о смерти 1-АР N ... от дата.).
Согласно справке от дата., по запросу Г. P.P., местонахождение Г.Л.В. не установлено.
Согласно заявлению от дата Г.А.Д. просит Администрацию Советского района г. Уфы поставить ее на учет в качестве нуждающейся, так как является сиротой.
Письмом Главы Администрации от дата истцу указано, что принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, осуществляется органом местного самоуправления по месту постоянной регистрации.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не устанавливает прямое обязательство государственного органа поставить на учет и предоставить жилое помещение.
С данными выводами судебная коллегия согласиться не может, так как они не соответствуют установленным судом обстоятельствам дела.
В настоящее время Г.А.Д. имеет временную регистрацию по месту пребывания по адресу: адрес. Постоянной регистрации не имеет.
Статьей 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с абз. 4 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Закон Российской Федерации от 25.07.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" устанавливает, что место жительства - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 2).
Учитывая вышеприведенные положения, судебная коллегия приходит к выводу, что регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания. Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.
Следовательно, отсутствие у гражданина регистрации (прописки) по месту жительства (пребывания) не может влиять на его конституционное право на жилище, в том числе и на право быть поставленным на учет нуждающихся во внеочередном получении жилья (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года N 3-П). Однако постановка на учет может быть осуществлена лишь на основании заявления истца.
Как было пояснено в суде апелляционной инстанции Г.А.Д., впервые с заявлением о постановке на учет для внеочередного получения жилья в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, она обратилась в Администрацию Советского района г. Уфы Республики Башкортостан в дата., т.е. в возрасте ... года.
Установив, что Г.А.Д. относится в категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения на праве собственности или на условиях договора социального найма не имеет, из жилого помещения, ранее закрепленного за ней в установленном законом порядке с регистрационного учета снята, последним местом регистрации являлся адрес, судебная коллегия приходит к выводу о наличии у нее права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
При таких объективно установленных обстоятельствах имеются все правовые основания для удовлетворения требований истца не только в части признания незаконным отказа Администрации Советского района городского округа г.Уфа в постановке на жилищный учет, но и требований об обязании поставить на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по категории "дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно абз. 2 п. 8.3. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 6 сентября 2013 г. N 407 "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан", жилые помещения для детей-сирот предоставляется по месту их жительства в муниципальном образовании Республики Башкортостан, на территории которого эти лица включены в список.
Вместе с тем, Г.А.Д. в своем исковом заявлении, а также в апелляционной жалобе просит обязать Администрацию Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить жилое помещение.
В соответствии с положением об Администрации Советского района г. Уфы, утвержденным решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от дата N ... , Администрация Советского района является территориальным органом Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан осуществляющим исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения в пределах компетенции, установленной главой Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, на территории Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Согласно пунктам 2.3.14.1. и 2.3.14.2. Администрация Советского района г. Уфы ведет учет нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; формирует списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с подпунктом 2.3.14.1 настоящего Положения.
Таким образом, Администрация Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан не наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и является ненадлежащим ответчиком по данным требованиям.
На основании п. 2 ст. 328 ГПК РФ по делу надлежит постановить новое решение об удовлетворении требования Г.А.Д. в части обязания Администрации Советского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан поставить ее на жилищный учет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 02 апреля 2015 г. в части отказа в удовлетворении требования Г.А.Д. в обязании Администрации Советского района городского округа г. Уфа поставить её на жилищный учет, отменить.
В отменённой части принять по делу новое решение.
Обязать Администрацию Советского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан поставить Г.А.Д. на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий О.Ю. Кривцова
Судьи Е.В. Жерненко
Ю.Ю. Троценко
Справка: судья Богомазов С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.