Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,
при секретаре судебного заседания А.А.Р.,
с участием прокурора Сафина А.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Каминского О.А. о признании несоответствующим закону и недействующим приложения N 1 Адресного перечня аварийным многоквартирных домов и приложения N 3 Реестра аварийных многоквартирных домов по способам переселения к Адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 года N 136 (в редакции от 13 августа 2015 года), в части включения многоквартирного жилого дома 121 корпус "а" по улице Пархоменко города Уфы,
УСТАНОВИЛ:
28 марта 2014 года Постановлением Правительства Республики Башкортостан N 136 утверждена Адресная программа Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы и Адресная программа Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013 - 2017 годы (далее - Адресная программа), изменения внесены Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 ноября 2014 года N 547, от 26 декабря 2014 года N 623, от 27 февраля 2015 года N53, от 13 августа 2015 года N 318.
В приложении N 1 к названной программе содержится Адресный перечень аварийных многоквартирных домов, а в приложении N 3 Реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения.
В подпунктах N 310 указанного Адресного перечня и Реестра указан многоквартирный жилой дом 121 корпус "а" по улице Пархоменко города Уфы. В качестве документа подтверждающего признание дома аварийным значится акт межведомственной комиссии, утвержденный постановлением главы администрации Советского района города Уфы от 22 марта 1999 года N 735.
Данный нормативный правовой акт был опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru, 25 апреля 2014 года и в журнале "Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", 12 мая 2014 года, N 214(452), статья 615 (опубликован без Адресной программы и приложений).
Каминский О.А., собственник квартиры 12 жилого дома 121 корпус "а" по улице Пархоменко города Уфы, обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением, в котором просил признать незаконным включение данного многоквартирного жилого дома в Адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденную Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 года N 136, и обязать Правительство Республики Башкортостан исключить дом из приложений к вышеуказанному постановлению.
В обоснование своих требований административный истец указал, что включение жилого дома 121 корпус "а" по улице Пархоменко города Уфы в Адресную программу противоречит федеральному законодательству и нарушает его жилищные права, поскольку дом не был в установлен порядке признан аварийным или подлежащим реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации и сносу, несмотря на это начато расселение дома и жильцам предложено переехать из центра в отдаленные районы города.
В принятии административного искового заявления в части обязания Правительства Республики Башкортостан исключить дом из приложений к Постановлению Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 года N 136 было отказано определением судьи от 23 октября 2015 года.
В судебном заседании представитель административного истца Соболев В.А. заявленное требование поддержал, просил удовлетворить.
Представитель Правительства Республики Башкортостан Ступин С.П., представитель администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Хайрльварина Л.И., представитель Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре Ханнанов О.А. просили суд отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов (часть 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В целях ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда в Российской Федерации, а также реализации прав граждан на жилище был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ (в редакции от 29 июня 2015 года) "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Из оспариваемого Постановления Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 года N 136 следует, что республиканский нормативный правовой акт принят в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Согласно названному пункту Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предоставляет финансовую поддержку за счет средств Фонда при наличии региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Основными задачами данной региональной адресной программы являются формирование жилищного фонда, необходимого для переселения граждан из аварийного жилищного фонда; обеспечение жилищных прав граждан, проживающих в жилых помещениях жилищного фонда, находящихся в аварийных многоквартирных домах; обеспечение жилищных прав собственников изымаемых жилых помещений, находящихся в аварийных многоквартирных домах, путем создания условий для обеспечения альтернативности в выборе способа переселения и прозрачности формирования участников адресной программы. Реализация адресной программы, как это заявлено в ней осуществляется с соблюдением Жилищного кодекса Российской Федерации при организации переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Таким образом, включение жилого дома в региональную адресную программу не должно противоречить нормам Жилищного кодекса Российской Федерации и предписаниям Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", которыми установлены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем по предоставлению такой финансовой поддержки, и которыми в том числе вводятся понятия "переселение граждан из аварийного жилищного фонда" и "аварийный жилищный фонд".
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда представляет собой принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации. Аварийный жилищным фонд - это совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном до 1 января 2012 года порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (пункты 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства").
Статья 16 названного Федерального закона предусматривает, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1) и должна содержать определенные данные (часть 2).
В силу пункта 1 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная программа должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В 1999 году порядок отнесения жилых домов и жилых помещений к категории непригодных для постоянного проживания был установлен Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденным приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 года N 529, согласно которому рассмотрение вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания возлагалось на межведомственные комиссии исполкомов районных (городских, районных в городах) Советов народных депутатов.
В результате работы комиссии оформлялся акт об отнесении здания или жилого помещения к категории непригодного для постоянного проживания.
Решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности выносил исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Судом установлено, что приведенные требования федерального законодательства не были соблюдены, в региональную адресную программу включен многоквартирный жилой дом 121 корпус "а" по улице Пархоменко города Уфы, который не признан в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийным и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, а именно отсутствует акт межведомственной комиссии Советского района города Уфы, утвержденный постановлением главы администрации Советского района города Уфы от 22 марта 1999 года N 735.
С учетом требований части 3 статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд пришел к выводу о невозможности разрешить дело без подлинного экземпляра акта межведомственной комиссии Советского района города Уфы обследования жилого дома 121 корпус "а" по улице Пархоменко города Уфы, утвержденного постановлением главы администрации Советского района города Уфы от 22 марта 1999 года N 735. В определении о подготовке дела суд обязал Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре и администрацию городского округа город Уфа представить в суд акт межведомственной комиссии о признании аварийным дома 121 корпус "а" по улице Пархоменко города Уфы и постановление администрации Советского района города Уфы или администрации городского округа города Уфы об утверждении данного акта.
Пункты 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возложена на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу истец, оспаривая в части нормативный правовой акт, ссылался на то, что дом 121 корпус "а" по улице Пархоменко города Уфы не признан в установленном порядке аварийным и непригодным для проживания (обследование состояния жилого дома не проводилось, акт межведомственной комиссии в 1999 году не составлялся).
Данный довод административного истца не был опровергнут представителями Правительства Республики Башкортостан и заинтересованных лиц.
Утверждение представителя администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, что вышеуказанный документ изъят на основании постановления заместителя начальника отдела СЧ по РОПД ГСУ МВД по РБ о производстве выемки от 27 января 2014 года, голословно, не подтверждается никакими доказательствами. Так из протокола выемки и ответа и.о. начальника Следственной части по РОПД Главного следственного управления МВД по Республике Башкортостан усматривается, что акт межведомственной комиссии Советского района города Уфы об обследовании жилого дома 121 корпус "а" по улице Пархоменко города Уфы не изымался сотрудниками полиции.
Находящаяся в материалах гражданского дела незаверенная надлежащим образом копия акта межведомственной комиссии Советского района города Уфы обследования спорного жилого дома не является допустимым доказательством по смыслу статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Представитель Правительства Республики Башкортостан Ступин С.П., представитель администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Хайрльварина Л.И., представитель Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре Ханнанов О.А. пояснили, что не могут представить подлинник акта межведомственной комиссии Советского района города Уфы о признании спорного дома аварийным, утвержденного постановлением главы администрации Советского района города Уфы от 22 марта 1999 года N 735.
Из показаний представителя Правительства Республики Башкортостан Ступина С.П. следует, что подлинники или копии актов межведомственных комиссий и постановлений администраций районов города, об утверждении актов, в Правительство Республики Башкортостан не представлялись.
Представитель Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре Ханнанов О.А. показал, что вышеуказанные документы были представлены администрацией города Уфы в копиях, подлинность документов комитет не проверяет.
Суд также учитывает, что в силу пункта 2.2 Положений по оценке непригодности жилых домой и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 5 ноября 1985 года N529, действовавшего на момент вынесения постановления главы администрации Советского района города Уфы от 22 марта 1999 года N 735, к непригодным для постоянного проживания жилым домам относились:
- каменные дома с физическим износом свыше 70%;
- деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65 %.
Однако исходя из технического паспорта от 16 сентября 2002 года жилой дом 121 корпус "а" по улице Пархоменко города Уфы, 1953 года постройки, физический износ здания 40 %. В акте оценки приватизируемой квартиры заявителей, составленном 23 августа 2002 года, физический износ спорного дома 39,20 %, год ввода в эксплуатацию 1953, капитальный ремонт произведен в 1968 году.
При таких обстоятельствах дом 121 корпус "а" по улице Пархоменко города Уфы не мог быть отнесен в 1999 году к домам непригодным для постоянного проживания на основании пункта 2.2 вышеуказанных Положений.
Поскольку в установленном порядке до 1 января 2012 года многоквартирный жилой дом 121 корпус "а" по улице Пархоменко города Уфы не был признан аварийным, то его включение в Адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденную Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 года N 136 (в редакции от 13 августа 2015 года), противоречит пункту 1 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Оспариваемый в части республиканский нормативный правовой акт нарушает жилищные и гражданские права административного истца, поскольку предусматривает переселение граждан из спорного дома, предполагает лишение его права собственности.
Следовательно, требование Каминского О.А. подлежит удовлетворению.
Поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части применялся до вынесения решения суда, суд считает необходимым признать нормативный правовой акт в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения в законную силу.
При подаче заявления в Верховный Суд Республики Башкортостан об оспаривании нормативного правового акта Каминский О.А. уплатил государственную пошлину в размере 300 рублей согласно платежному поручению от 15 октября 2015 года, которая подлежит взысканию с Правительства Республики Башкортостан в пользу административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление Каминского О.А. удовлетворить.
Признать приложение N 1 Адресный перечень аварийных многоквартирных домов и приложение N 3 Реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения Адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 года N 136, в части включения многоквартирного жилого дома 121 корпус "а" по улице Пархоменко города Уфы, противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Правительства Республики Башкортостан в пользу Каминского О.А. государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Cудебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.А. Тазетдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.