Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Ноевой В.В.,
судей Скакуна А.И., Оконешниковой М.М.,
при секретаре Кононове С.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 ноября 2015 года в г. Якутске апелляционную жалобу АО "Аэропорт Якутск" на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 сентября 2015 года по делу по заявлению Акционерного общества "Аэропорт Якутск" об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия), которым
ПОСТАНОВЛЕНО:
В удовлетворении заявленяи Акционерного общества "Аэропорт Якутск" отказать.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М., пояснения представителя АО "Аэропорт Якутск" Томтосова А.А. и представителя Государственной инспекции труда в РС (Я) Глухих С.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Акционерное общество "Аэропорт Якутск" (далее - АО "Аэропорт Якутск") обратилось в суд с названным выше заявлением в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Заявление мотивировано тем, что предписанием ... Л. от 20 августа 2015 года на Общество возложена обязанность в срок до 11 сентября 2015 г. принять меры к устранению нарушений трудового законодательства, а именно ст.ст.130, 134 и 325 ТК РФ: определить обязанность проводить индексацию заработной платы, механизм индексации, периодичность повышения заработной платы, привести в соответствие с трудовым законодательством положение о предоставлении проезда работникам Общества.
АО "Аэропорт Якутск " считает требования предписания незаконными, ссылаясь на то, что очевидное нарушение отсутствует, Коллективным договором работодатель ежегодно проводит индексацию заработной платы и предоставляет проезд к месту использования отпуска и обратно одному неработающему члену семьи работника, предписание вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, Общество просило суд признать незаконным и отменить оспариваемое предписание.
По результатам рассмотрения дела судом вынесено решение об отказе в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе АО "Аэропорт Якутск" ставит вопрос об отмене решения суда по основанию нарушения и неправильного применения норм материального права. Ссылаясь на те же доводы, что и в первоначальном заявлении, указывает о том, что выводы суда противоречат обстоятельствам дела и не основаны на законе.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.03.2015 N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" не рассмотренные до 15.09.2015 апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
Таким образом, апелляционная жалоба на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 сентября 2015 года подлежит рассмотрению в порядке главы 34 КАС РФ.
В силу положений статьи 37 КАС РФ лицами, участвующими в деле, являются стороны; заинтересованные лица; прокурор; органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц. При этом согласно ст. 38 КАС РФ сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик.
В связи с изложенным, в настоящем деле АО "Аэропорт Якутск" является административным истцом, Государственная инспекция труда в РС (Я) - административным ответчиком.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя АО "Аэропорт Якутск", поддержавшего апелляционную жалобу и настаивавшего на ее доводах, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В силу статьи 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (статья 357 ТК РФ).
Решения государственных инспекторов труда согласно статье 361 ТК РФ могут быть обжалованы в судебном порядке.
Судом установлено, что Государственной инспекцией труда в РС (Я) в августе 2015 г. проведена внеплановая проверка в отношении Акционерного общества "Аэропорт Якутск", по результатам которой ... Л. 20 августа 2015 года выдано предписание N ... об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, в частности в соответствии со ст.ст.130, 134 ТК РФ в локальных нормативных актах определить обязанность работодателя проводить индексацию заработной платы, механизм индексации с указанием его размера и периодичность, а также привести Положение о предоставлении проезда работникам в соответствие со ст.325 ТК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Разрешая заявление, суд пришел к выводу о том, что нарушения трудового законодательства в АО "Аэропорт Якутск " имели место быть, в таком случае государственный инспектор труда правомерно вынес предписание об их устранении. Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции ошибочными, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
В соответствии с абзацем 2 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
По смыслу приведенных положений закона в их нормативном единстве, при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства: вмешательство должно быть соразмерным, и выдача предписания не должна нарушать справедливого баланса законных интересов работника и работодателя.
В соответствии с частью второй статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно части первой статьи 40 ТК РФ коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по вопросам, определенным сторонами, а также с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями (части вторая и третья статьи 41 ТК РФ).
Ст.134 ТК РФ предусмотрено, что государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В рассматриваемом случае установлено, что п.11.2.18 Коллективного договора АО "Аэропорт Якутск" на 2015-2016 годы предусмотрена обязанность работодателя повышать заработную плату работников по мере роста эффективности деятельности Общества. Во исполнение договора на предприятии могут приниматься локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (п.2.6). Из материалов дела видно, что индексация заработной платы работников Общества производится ежегодно на основании локальных приказов.
Согласно ст.325 ТК РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Пунктом 1.4 Положения о предоставлении проезда работникам АО "Аэропорт Якутск" (приложение N ... к Коллективному договору) предусмотрена оплата проезда к месту отдыха и обратно одному неработающему члену семьи.
Учитывая то обстоятельство, что внеплановая документарная проверка Государственной инспекцией труда проводилась по жалобе работников АО "Аэропорт Якутск" по поводу невыплаты (задержки) заработной платы, а не её индексации или оплате проезда к месту отдыха членов семьи, при этом в ходе проверки факты очевидного нарушения Обществом требований ст.ст.134,135 и 325 ТК РФ не было установлено, судебная коллегия считает, что оспариваемое предписание вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия признает решение суда незаконным, принятым с существенным нарушением норм материального и процессуального права и подлежащим отмене.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебное постановление, принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, об удовлетворении заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 сентября 2015 года по делу по заявлению Акционерного общества "Аэропорт Якутск" об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) отменить.
Принять по делу новое решение об удовлетворении заявления АО "Аэропорт Якутск" и отмене предписания ... Государственной инспекции труда в РС (Я) Л. от 20 августа 2015 года N ...
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи: Скакун А.И.
Оконешникова М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.