Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Калимуллина Р.Я.,
судей Мигуновой О.И. и Габидуллиной А.Г.,
при секретаре судебного заседания Закировой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе П.Р.А. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 22 сентября 2015 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований П.Р.А. к Исполнительному комитету муниципального образования г.Набережные Челны об обязании предоставить жилое помещение вне очереди.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя П.Р.А. - Г.В.А., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
П.Р.А. обратился в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования г.Набережные Челны (далее по тексту - ИК МО г.Набережные Челны) об обязании предоставить вне очереди, инвалиду второй группы, благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее установленных норм предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям. В обоснование иска указано, что 27 декабря 2011 года истец был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как инвалид. Согласно заключению врачебной комиссии N1025 истец страдает заболеванием, входящим в перечень, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и имеет право на внеочередное получение жилое площади и получение дополнительной площади. На данный момент истец проживает в однокомнатной квартире, общей площадью 21,71 кв.м. В данной квартире проживают еще два человека, своего жилья в собственности не имеет. При обращении ответчиком было отказано в предоставлении жилого помещения в связи с отсутствием свободных жилых помещений в муниципальном жилищном фонде.
В судебном заседании П.Р.А. и его представитель А.С.М. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ИК МО г.Набережные Челны в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что улучшение жилищных условий возможно в порядке очередности из аналогичной категории граждан, принятых на учет ответчиком, и при наличии фактической возможности в таком улучшении.
Суд отказал в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе П.Р.А. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В жалобе ссылается на те же доводы, что и в обоснование своего искового заявления. Считает, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Выражает несогласие с выводами суда о том, что ИК МО является ненадлежащим ответчиком. Указывает, что суд первой инстанции должен был привлечь надлежащего ответчика. Кроме того, оспариваемое решение входит в противоречие со сложившейся практикой, в том числе и в части указания ответчика, на которого законом возложена обязанность по предоставлению жилого помещения. В практике Набережночелнинского городского суда имеются аналогичные дела, которые были рассмотрены с принятием решения об удовлетворении исковых требований к ИК МО г.Набережные Челны и без привлечения к участию в деле Кабинета Министров Республики Татарстан.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В соответствии с ч.ч. 2, 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Во исполнение статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Так, в силу пунктов "к", "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений определены статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом "б" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 06 октября 1999 года
N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации осуществляет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.Одновременно решение вопросов социальной поддержки инвалидов к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 указанного Закона. При этом пунктом 1 названной статьи определено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения субъектов Российской Федерации, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно преамбуле Федерального закона от 24 ноября 1995 года
N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 17 данного Закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля
1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложена обязанность осуществить необходимые организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с Правилами, утвержденными данным Постановлением, а также по оборудованию жилых помещений, занимаемых инвалидами, специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Таким образом, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01 января 2005 года, осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и является, исходя из системного анализа положений федерального законодательства, расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Приведенные выше нормативные правовые акты во взаимосвязи с требованиями статей 49, 51, 57, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, позволяют прийти к выводу, что Кабинет Министров Республики Татарстан наделен полномочиями и обязанностями в сфере организации и предоставления мер социальной поддержки инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в виде обеспечения их жилыми помещениями в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан.
Законом Республики Татарстан от 23 июля 2014 года N 69-ЗРТ внесены изменения в Закон Республики Татарстан от 08 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", в соответствии с положениями статей 2, 3 которого в новой редакции, а также статьей 8.2 предусмотрено, что меры государственной адресной социальной поддержки в порядке, предусмотренном законодательством Республики Татарстан, устанавливаются инвалидам, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний.
Расходы на реализацию мер социальной поддержки, установленных статьей 8.2 настоящего Закона, производятся в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на соответствующий финансовый год и на плановый период уполномоченному Кабинетом Министров Республики Татарстан органу исполнительной власти Республики Татарстан.
Инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в данном перечне, признанным нуждающимися в жилых помещениях, вставшим на учет после 1 января 2005 года, предоставляется жилищная субсидия (единовременная денежная выплата) на приобретение жилого помещения.
При наличии у инвалидов и детей-инвалидов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, права на дополнительную жилую площадь, предусмотренного частью шестой статьи 17 Федерального закона
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", жилищная субсидия (единовременная денежная выплата) предоставляется с учетом такого права.
Порядок расчета жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Из материалов дела следует, что согласно справке серии МСЭ-2004 N1603331 П.Р.А. является инвалидом второй группы бессрочно.
Из заключения ВК N1025 от 18 ноября 2011 года следует, что П.Р.А. страдает заболеванием, входящим в перечень, при которых не возможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года и в соответствии с данным постановлением и Жилищным кодексом Российской Федерации, имеет право на внеочередное получение жилой площади и получение дополнительной площади.
Постановлением ИК МО г.Набережные Челны N7215 от 27 декабря 2011 года П.Р.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, инвалида 2 группы, составом семьи из одного человека.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции исходил из того, что ИК МО г.Набережные Челны является не надлежащим ответчиком, поскольку он не наделен полномочиями по предоставлению жилой площади инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами и требованиям закона не противоречат.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ИК МО г.Набережные Челны является надлежащим ответчиком, отклоняется судебной коллегией, поскольку из материалов дела следует, что истец малоимущим гражданином в установленном законом порядке не признан. При указанных обстоятельствах обязанность по предоставлению жилого помещения истцу не может быть возложена на органы местного самоуправления, поскольку ответчик полномочиями по предоставлению жилых помещений инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, вставших на учет нуждающихся в жилых помещениях после 01 января 2005 года, не наделен.
Довод апелляционной жалобы истца о том, что суд в порядке подготовки был обязан самостоятельно привлечь к участию в деле надлежащего ответчика - Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, является несостоятельным, замена ответчика на надлежащего в силу ст. 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации производится лишь по ходатайству или с согласия истца. Истцом ходатайство о замене ответчика заявлено не было, суд первой инстанции правомерно рассмотрел исковые требования П.Р.А. по предъявленному им иску к ИК МО г.Набережные Челны и отказал в иске по мотиву предъявления иска к ненадлежащему лицу.
Доводы жалобы о том, что в данном случае имеется обширная судебная практика по удовлетворению аналогичных исковых требований, не могут быть приняты в качестве основания для отмены решения, поскольку, каждое дело и обстоятельства иска индивидуальны и должны быть рассмотрены судом с учетом всесторонности, полноты и объективности. Кроме того, решения судов не являются источниками права.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию истца при рассмотрении дела в суде первой инстанции и выражают несогласие с выводами суда, поэтому отклоняются судебной коллегией, как основанные на неправильном толковании норм материального права. Указанные доводы являлись предметом судебного исследования и были признаны несостоятельными с приведением в решении убедительных мотивов.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 22 сентября 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу П.Р.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.