Челябинский областной суд в составе: председательствующего судьи Турковой Г.Л.,
при секретаре Бурцеве П.А.
с участием прокурора Прокуратуры Челябинской области Корневой
Н.П.
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда гражданское дело по заявлению Бортикова Н.Б.об оспаривании в части Закона Челябинской области от 29 июня 2006 года N 36-30 "О муниципальных выборах в Челябинской области" и
установил:
Бортиков П.Б. обратился в Челябинский областной суд с заявлением об оспаривании в части Закона Челябинской области от 29 июня 2006 года N 36-30 "О муниципальных выборах в Челябинской области" (в редакции Закона Челябинской области от 29 июня 2006 года N 36-30 и Закона Челябинской области от 29 июня 2006 года N 36-30) и просил признать его противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия. В обоснование своих требований заявитель указал на противоречие оспариваемой нормы пункту 9 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и нарушение избирательных права заявителя, поскольку оспариваемая норма уменьшает гарантии избирательных прав, установленных федеральным законом.
Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен, заявлений о причинах неявки и ходатайств не поступило, дело рассмотрено без его участия в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Представитель заявителя Гурман Ю.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал и просил обратить решение суда к немедленному исполнению в связи с избирательной компанией по выборам в Собрание депутатов Пластовского муниципального района Челябинской области, в которых заявитель был намерен баллотироваться, но был лишен этой возможности в силу действия оспариваемой нормы.
Представитель Законодательного Собрания
Челябинской области Январева Л.В., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась, указав на то, что оспариваемая норма принята в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, не противоречит действующему федеральному законодательству, которое не содержит запрета на оспариваемое регулирование, направлена на упорядочение избирательного процесса и не нарушает прав заявителя.
Представитель Губернатора Челябинской области Харчевникова
Т.В., действующая на основании доверенности, с заявленными
требованиями не согласилась, поддержав доводы представителя Законодательного Собрания Челябинской области.
Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные сторонами доказательства, заключение прокурора Челябинской областной прокуратуры, полагавшей об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая заявителем норма противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд ие связан основаниями и доводами заявленных требований и проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, по всем имеющим значение основаниям, в том числе не указанным в заявлении (часть 3 статьи 246, статья 248, часть 8 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ).
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесены вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Совместное ведение предполагает разделение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов и означает, что при отсутствии федерального закона субъект Российской Федерации вправе самостоятельно урегулировать соответствующий вопрос. Следовательно, по предмету совместного ведения субъект Российской Федерации вправе принимать свои законы по вопросам, не урегулированным на уровне Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 65 Конституции Российской Федерации и статьей 1 Устава (Основного закона) Челябинской области Челябинская область является субъектом РФ, государственная законодательная власть в которой осуществляется законодательным (представительным) органом области - Законодательным Собранием Челябинской области, в компетенцию которого входит принятие законов Челябинской области и внесение в них изменений и дополнений ( подпункт "а" статьи 4, пункт 2 статьи 53, подпункты "б", "г" пункта I статьи 55 Устава (Основного закона) Челябинской области).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований установлены Федеральным законом от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", который имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (статья 1).
В частности Федеральным законом от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных нрав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав) установлено, что законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом, а также то, что законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону ( части 3 и 6 статьи 1).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 3 статьи 23 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу названных положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" субъекты Российской Федерации имеют собственное законодательство, на основе которого осуществляются муниципальные выборы в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на территории данного субъекта Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 33 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в органы местного самоуправления - не менее 20 дней.
Законодательным Собранием Челябинской области принят Закон Челябинской области от 29 июня 2006 года N 36-30 "О муниципальных выборах в Челябинской области", который опубликован в издании "Южноуральская панорама" от 1 1 июля 2006 года (спецвыпуск). В настоящее время закон действует в редакции Закона Челябинской области от 02.06.2015 года N 174-30, которые вступили в силу со дня официального опубликования на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.Tu 04.06.2015 года.
Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, иным законом (часть 1 статьи 32 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав).
В силу пункта 10 статьи 2 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав под выдвижением кандидата понимается самовыдвижение кандидата, инициатива избирательного объединения в
определении кандидата в выборный орган, на выборную
государственную или муниципальную должность.
В пункте 1 статьи 33 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав предусмотрено, что о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке, следовательно, кандидат считается выдвинутым, после поступления в избирательную комиссию заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться. При этом, к указанному заявлению одновременно должны быть приложены копии предусмотренных и перечисленных в законе документов.
Следовательно, выдвижение кандидата - это юридический факт, обозначающий начальный этап в реализации гражданином России своего конституционного права быть избранным в органы местного самоуправления и наряду с peine грацией кандидатов является одной из самых важных стадий избирательного процесса.
Статья 19 Закона Челябинской области от 29 июня 2006 года N 36-30 "О муниципальных выборах в Челябинской области" регламентирует условия выдвижения кандидатов, согласно которым о выдвижении кандидата (кандидатов) избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться но соответствующему избирательному округу с приложением документов, предусмотренных частями 2, 2-2, 3 и 3-1 статьи 33 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, статьи 19 Закона Челябинской области от 29 июня 2006 года N 36-30 "О муниципальных выборах в Челябинской области": копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина (части 2 и 2.2 ), сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, пенных бумагах ( часть 3), сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет
которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей, сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей (часть 3.1).
После уведомления избирательной комиссии о выдвижении, кандидат осуществляет сбор подписей в поддержку своего выдвижения.
Период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, должен составлять не менее 20 дней (абзац 2 части 8 статьи 19 Закона Челябинской области от 29 июня 2006 года N 36-30 "О муниципальных выборах в Челябинской области").
Приведенные выше положения частей 2, 2-2, 3, 3-1 и 8 статьи 19 Закона Челябинской области от 29 июня 2006 года N 36-30 "О муниципальных выборах в Челябинской области" аналогичны по своему содержанию соответствующим положениям статьи 33 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, которой закреплены гарантии установления в федеральных законах и законах субъектов РФ минимального периода, включающего в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения.
Оспариваемая заявителем норма абзаца 4 пункта 8 статьи 19 Закона Челябинской области от 29 июня 2006 года N 36-30 "О муниципальных выборах в Челябинской области" предусматривает, что документы, предусмотренные частями 2, 2-2, 3 и 3-1 настоящей статьи, представляются в соответствующую избирательную комиссию одновременно после дня официального опубликования решения о назначении выборов и не позднее чем за 64 дня до дня голосования до 18 часов по местному времени.
Норма, аналогичная оспариваемой, в Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав отсутствует.
Разрешая данное дело, суд пришел к выводу о том, что минимальные сроки, установленные для выдвижения кандидатов и сбора ими подписей избирателей в поддержку своего выдвижения, установленные частью 9 статьи 33 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав не могут быть сокращены региональным законодателем по сравнению с установленными в федеральном законе сроками. При тгом к полномочиям регионального законодателя в этой
части отнесено полномочие предусмотреть в конкретном законе о выборах "точку отсчета" для начала периода выдвижения кандидатов, списков кандидатов (в оспариваемом Законе Челябинской области - со дня официального опубликования решения о назначении выборов), а также последний день для представления избирательных документов для регистрации кандидатов, списков кандидатов, при этом период между двумя установленными датами на выборах в органы местного самоуправления не может быть менее 20 дней.
Системный анализ положении оспариваемой нормы и норм, регулирующих порядок назначения выборов, выдвижения кандидатов и сбора подписей избирателей, позволяет сделать вывод о том, что оспариваемая норма содержит собственное правовое регулирование условий выдвижения кандидатов, введенное региональным законодателем, при котором период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, который в силу федерального законодательства не может быть менее 20 дней, разделен на два самостоятельных периода:
период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, и
период сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иных форм поддержки выдвижения.
При этом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, составляет заканчивается за 64 дня до дня голосования, а истечение этого срока носит пресекательный характер.
Оспариваемая норма, устанавливая самостоятельный период уведомления избирательной комиссии кандидатом о намерении баллотироваться па выборах, который заканчивается за 64 дня до голосования, противоречит федеральному законодательству, которое не разделяет период избирательной кампании с момента уведомления кандидата о своем выдвижении и до представления в избирательную комиссию подписных листов, а устанавливает один период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, который в целом должен быть не менее 20 дней.
Установление двух самостоятельных периодов в избирательной кампании но срокам, истечение которых носит пресекательный характер, фактически сокращает период, в течение которого кандидат может уведомить избирательную комиссию о своем выдвижении и представить
вместе с заявлением необходимый пакет документов и делает его менее срока, гарантированного пунктом 9 статьи 33 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав.
Данный факт подтверждается анализом положений части 7 статьи 10 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, предусматривающей сроки принятия решений о назначении выборов и публикации решения в средствах массовой информации, а также анализом разработанного с учетом регионального закона Календарным планом мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов в Собрание депутатов 1 Кчастовского муниципального района Челябинской области, голосование на которых назначено па 13 сентября 2015 года, утвержденным решением Территориальной избирательной комиссии Пластовского района Челябинской области от 28 июня 2015 года N 87/333-3, размещенного на сайте администрации названного выше муниципального района. Выборы депутатов в Собрание депутатов Пластовского муниципального района назначены решением Собрания депутатов Пластовского муниципального района Челябинской области N 90 от 24 июня 2015 года, которое опубликовано 27 июня 2015 года. Согласно Календарному плану, представление кандидатами в избирательную комиссию документов на выдвижение при самовыдвижении, при выдвижении избирательным объединением заканчивается 10 июля 2015 года, т.е. за 64 дня до даты голосования на выборах. При ном период с момента уведомления избирательной комиссии до представления кандидатом подписных листов и документов, необходимых для регистрации, оканчивается 31 июля 2015 года. Таким образом, кандидат в силу федерального законодательства имел возможность уведомить избирательную комиссию о своем выдвижении и после уведомления собрать подписи избирателей и представить их в избирательную комиссию в период с 27 июня по 31 июля 2015 года, тогда как в силу оспариваемой нормы, кандидаты, не уведомившие избирательную комиссию о своем выдвижении в срок до 10 июля 2015 года, т.е. в течение 13 дней, такого права лишены.
Оспариваемая норма, устанавливая отдельный самостоятельный срок для уведомления кандидатом избирательной комиссии о своем выдвижении (не позднее чем за 64 дня до дня голосования), ограничивает права граждан, обладающих пассивным избирательным правом, реализовать эти права в пределах минимальных сроков, установленных федеральным законом в силу пресекательного
характера региональной нормы.
Доводы представителя Законодательного Собрания Челябинской области о том, что установленный оспариваемой нормой самостоятельный срок для уведомления кандидатом избирательной комиссии о своем выдвижении является достаточным по длительности,
поскольку это действие не требует от кандидата длительных временных затрат, и что установленный этой нормой срок направлен на повышение ответственности кандидатов и проверку их способности осуществлять деятельность на выборной муниципальной должности, не могут быть приняты. Статьей 1 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав региональному законодателю предоставлено право устанавливать гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом, тогда как оспариваемая норма не только не содержит дополнительных гарантий избирательных прав, которыми в силу положений частей 7 и 8 статьи 10, части 9 статьи 33 этого же Федерального закона, обладает гражданин, реализуя пассивные избирательные права, но и создаст определенные препятствия в реализации этих прав, что свидетельствует о наличии противоречия оспариваемой нормы федеральному законодательству - пунктам 1, 3 и 6 статьи 1, пункту 9 статьи 33 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав.
В силу части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или сто часть противоречит' федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая, что до вынесения решения абзац 4 пункта 8 статьи 19 Закона Челябинской области от 29 июня 2006 года N 36-30 "О муниципальных выборах в Челябинской области" применялся и на его основании реализовались права граждан, именно это обстоятельство послужило поводом для заявителя для обращения в суд с настоящим заявлением, суд, руководствуясь частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, разъяснениями, содержащимися в пункте
28 Постановления Пленума Верховною Суда Российской Федерации от
29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", считает необходимым признать оспариваемую норму недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.
Суд не усматривает оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению, поскольку дела об оспаривании нормативных правовых актов не отнесены статьей 211 Гражданского процессуального кодекса РФ к категориям дел, решения по которым подлежат немедленному исполнению.
Часть 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривает, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Между тем суд считает, что особые обстоятельства, свидетельствующие о том, что замедление исполнения решения суда о признании недействующей оспариваемой нормы может привести к значительному ущербу для заявителя или исполнение может оказаться невозможным, отсутствуют. Сроки подачи заявлений об уведомлении избирательных комиссии о выдвижении, в том числе с учетом положений федерального законодательства, по выборам в органы местного самоуправления, голосование по которым назначено на 13 сентября 2015 года, истекли. Обращение решения суда к немедленному исполнению само по себе не повлечет для соответствующей избирательной комиссии обязанности принять заявление о выдвижении кандидата за пределами установленных законодательством сроков.
Руководствуясь статьями 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Челябинский областной суд
р е ш п л :
Признать абзац 4 пункта 8 статьи 19 Закона Челябинской области от 29 июня 2006 года N 36-30 "О муниципальных выборах в Челябинской области" противоречащим федеральному закону и недействующим со дня вступления решения суда в законною силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Челябинский областной суд.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.