Свердловский областной суд в составе судьи Шумкова Е.С.,
при секретаре Четиной Е.А.,
с участием представителя некоммерческого партнерства "Уральская палата недвижимости" Найденковой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-302/2015 по заявлению некоммерческого партнерства "Уральская палата недвижимости" об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
некоммерческое партнерство "Уральская палата недвижимости" (далее - административный истец) является арендатором земельного участка с кадастровым номером 66:41:0302032:7, площадью 4500 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства торгового комплекса, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Августа Бебеля, д. 124 (т.1, л.д.12-46).
Кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена приказом Министерства оп управлению государственным имуществом Свердловской области от 15 января 2013 года N 32 в размере 62312490 рублей по состоянию на 15 ноября 2012 года (т.1, л.д.48).
Административный истец обратился в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, указывая, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что затрагивает его права в части размера уплачиваемой арендной платы. Просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 31000000 рублей.
В настоящем судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить, пояснив, что рыночная стоимость земельного участка по заключению эксперта составляет 33371010 рублей, в этой сумме и должна быть установлена его кадастровая стоимость.
Представители Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области, Администрации г. Екатеринбурга в настоящее судебное заседание не явились, о причине неявки ничего не сообщили, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом и заблаговременно.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей вышеуказанных лиц, участвующих в деле.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5).
Статьей 66 вышеназванного кодекса определено, что кадастровая стоимость земельных участков устанавливается в результате государственной кадастровой оценки земель, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки, в том числе и земель, урегулирован главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Статья 24.18 названного федерального закона устанавливает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административный истец, являясь арендатором вышеназванного земельного участка, осуществляет арендную плату за пользование земельным участком, размер которой определяется на основании постановления Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 года N 1855-ПП в процентном отношении от кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, размер уплачиваемой административным истцом арендной платы за земельный участок напрямую зависит от кадастровой стоимости земельного участка. Следовательно, результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают права административного истца, который в силу вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" вправе оспорить эти результаты.
Административный истец оспорил указанную кадастровую стоимость по мотиву установления в отношении земельного участка его рыночной стоимости, обратившись 26 декабря 2014 года с соответствующим заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, но решением от 21 января 2015 года в удовлетворении его заявления было отказано (т.1, л.д. 49-53).
Определение рыночной стоимости земельного участка в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для установления кадастровой стоимости этого земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установление судом в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка. При этом резолютивная часть решения суда должна содержать указание на вновь установленную величину кадастровой стоимости (часть 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" рыночная стоимость земельного участка определяется оценщиком, а результаты деятельности оценщика по установлению рыночной стоимости земельного участка отражаются в отчете об оценке земельного участка.
В силу статьи 12 названного Федерального закона итоговая величина рыночной стоимости земельного участка, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленной законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В подтверждение рыночной стоимости земельного участка, административным истцом представлен отчет N 14-12/14 об оценке рыночной стоимости земельного участка, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0202032:7 по состоянию на 15 ноября 2012 года составляет 31000000 рублей (т.1, л.д. 112-206).
После исследования названного отчета о рыночной стоимости земельного участка, у суда возникли сомнения относительно достоверности содержащихся в нем выводов, которые путем допроса оценщика не были устранены. В связи с этим по делу была назначена судебная экспертиза.
Согласно заключению эксперта N 2340/07-4 от 12 ноября 2015 года величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0202032:7 по состоянию на 15 ноября 2012 года составила 33371010 рублей 00 копеек (т.2, л.д. 78-138).
Часть 2 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает требования, которым должно соответствовать экспертное заключение. В нем, в частности, должны содержаться: дата, время и место проведения экспертизы; основания ее проведения; сведения об экспертном учреждении и об эксперте (фамилия, имя и отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено проведение экспертизы; сведения о предупреждении эксперта об ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом Российской Федерации, за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом; объекты исследований и материалы административного дела, предоставленные эксперту для проведения экспертизы; описание и результаты исследований с указанием примененных методов; выводы по поставленным перед экспертом (комиссией экспертов) вопросам и обоснование этих выводов.
Суд, исследовав указанное заключение эксперта, сопоставив его содержание с материалами дела, приходит к выводу, что оно соответствует вышеперечисленным требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующему законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости и допустимости.
Лицами, участвующими в деле, не представлено каких-либо доказательств опровергающих выводы эксперта, а также ставящих их под сомнение.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов эксперта, поскольку заключение эксперта мотивировано, обосновано исследованными обстоятельствами и не содержит противоречий.
Принимая во внимание, что административными ответчиками не представлено доказательств иной величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0202032:7 суд находит доказанным, что его рыночная стоимость по состоянию на 15 ноября 2012 года составляет 33371010 рублей 00 копеек.
Именно эта стоимость в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и подлежит определению в качестве кадастровой по результатам рассмотрения настоящего спора.
Датой подачи заявления об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка является дата обращения административного истца с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области - 26 декабря 2014 года (т.1, л.д. 49).
Указанная дата, а также сведения об установленной судом кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, в соответствии с требованиями статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и пункта 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости на основании настоящего решения.
Указанная кадастровая стоимость подлежит применению для целей уплаты арендной платы с 01 января 2014 года и до внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка (абзац 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности").
Поскольку, обратившись в суд с настоящим заявлением, некоммерческое партнерство "Уральская палата недвижимости" реализовало свое право на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, то настоящее решение нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков, в связи с чем все судебные расходы подлежат отнесению на административного истца и взысканию с административных ответчиков (заинтересованных лиц) они не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
требования некоммерческого партнерства "Уральская палата недвижимости" удовлетворить.
Установить на период с 01 января 2014 года и до внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0302032:7, площадью 4500 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства торгового комплекса, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Августа Бебеля, д. 124, в размере 33371010 (тридцать три миллиона триста семьдесят одна тысяча десять) рублей 00 (ноль) копеек, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 ноября 2012 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 26 декабря 2014 года.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию Свердловского областного суда.
Судья (подпись).
Копия верна
Судья Шумков Е.С.
секретарь Четина Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.