Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего судьи Рассошенко Н.П.,
судей Лобановой Н.В., Пыжовой И.А.,
с участием прокурора Коваль Д.В.,
при секретаре судебного заседания К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 30 ноября 2015 г. апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Северодвинск" на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 30 июня 2015 г., которым (с учетом дополнительного решения названного суда от 23 сентября 2015 г.) постановлено:
"исковые требования заместителя прокурора города Северодвинска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Северодвинск и Северодвинскому муниципальному унитарному предприятию "Здоровье" о возложении обязанности оборудования входа в помещение аптеки приспособлениями для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51261-99 "Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования" и Свода Правил СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружения для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" удовлетворить.
Возложить на Администрацию муниципального образования Северодвинск и Северодвинское муниципальное унитарное предприятие "Здоровье" обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать вход в помещение аптеки, расположенном на "данные изъяты" этаже здания, находящегося по адресу: "адрес", приспособлениями для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51261-99 "Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования" и Свода Правил СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружения для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001".
Взыскать с Северодвинского муниципального унитарного предприятия "Здоровье" в доход бюджета муниципального образования Северодвинск государственную пошлину в размере "данные изъяты" рублей".
Заслушав доклад судьи Лобановой Н.В., судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора г. Северодвинска В.Е. в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования "Северодвинск" (далее по тексту - Администрация Северодвинска) и северодвинскому муниципальному унитарному предприятию "Здоровье" (далее по тексту - СМУП "Здоровье") о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ. оборудовать вход в помещение аптеки приспособлениями для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51261-99 "Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования" и Свода Правил СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружения для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001".
В обоснование требований указано на результаты проведенной прокуратурой проверки, в ходе которой выявлено ненадлежащее исполнение ответчиками требований ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в части создания условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа в здание аптеки, расположенной по адресу: "адрес", чем нарушены права и законные интересы указанной категории граждан.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Иванова Т.С. исковые требования поддержала.
Представитель Администрации Северодвинска В.Д., возражая против удовлетворения предъявленных к данному ответчику требований, полагала, что обязанность по обустройству беспрепятственного доступа в указанное помещение маломобильных групп населения должна быть возложена на СМУП "Здоровье", которому занимаемое аптекой помещение передано на праве хозяйственного ведения.
Представитель СМУП "Здоровье" П. иск признала. Указала, что работы по оборудованию входа в аптеку в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" предприятие планирует завершить в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Суд постановилуказанное решение, с которым не согласилась Администрация Северодвинска. В апелляционной жалобе просит данное судебное постановление отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска к администрации. Ссылаясь на положения Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", пункты 2.1, 5.2, 5.13, 5.14 устава СМУП "Здоровье", полагает, что обязанность по оборудованию входа в помещение аптеки приспособлениями для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения должна быть возложена на данное предприятие, как юридическое лицо, эксплуатирующее объект социальной инфраструктуры. Указывает на невозможность исполнения судебного постановления, поскольку в резолютивной части решения суда не сформулировано четко, кто из ответчиков и какие конкретно действия должен выполнить.
В возражениях на апелляционную жалобу участвовавший в деле прокурор Иванова Т.С. полагает решение суда законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Заслушав представителя Администрации Северодвинска В.Д., настаивавшую на удовлетворении апелляционной жалобы, прокурора Коваль Д.В., полагавшую доводы апелляционной жалобы обоснованными, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Статья 7 Конституции РФ провозглашает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, в том числе, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Согласно ст. 6 закон Архангельской области от 29.11.2005 N 119-7-ОЗ "О социальной поддержке инвалидов в Архангельской области" объекты социальной инфраструктуры независимо от форм собственности оборудуются специальными средствами и приспособлениями, обеспечивающими свободный доступ к ним инвалидов.Конкретные требования к тому, каким образом в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены условия использования в полном объеме маломобильными группами населения помещений для безопасного осуществления ими необходимой деятельности самостоятельно либо при помощи сопровождающего, а также эвакуации в случае экстренной ситуации, содержатся в Своде правил N 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", ГОСТ Р 51261-99 "Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования".
Как следует из материалов дела, здание, расположенное по адресу: "адрес", находится в собственности муниципального образования "Северодвинск". Распоряжением комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования "Северодвинск" от 30 июня 2010 г. N нежилое помещение "данные изъяты" данного здания общей площадью "данные изъяты" кв.м. передано на праве хозяйственного ведения СМУП "Здоровье", о чем 10 августа 2010 г. в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись N.
СМУП "Здоровье" создано в целях обеспечения населения, учреждений здравоохранения и других учреждений, предприятий организаций лекарственными средствами, предметами санитарии, гигиены и ухода за больными. Перевязочными материалами, дезинфицирующими средствами и другими предметами медицинского назначения.
Указанное в исковом заявлении нежилое помещение расположено на "данные изъяты" этаже здания по адресу: "адрес", имеет отдельный вход, используется СМУП "Здоровье" для размещения аптеки.
Согласно акту от 22 мая 2015 г. вход в данное помещение при наличии соответствующей технической возможности не оборудован специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе использующих кресла-коляски и собак-поводырей, что свидетельствует о невыполнении требований Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и обоснованности предъявленного иска.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из необходимости возложения исполнения публичной обязанности по соблюдению требований указанного федерального закона как на собственника здания, так и на лицо, владеющее и эксплуатирующее расположенное в таком здании нежилое помещение.
Судебная коллегия с таким выводом не может согласиться в связи со следующим.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 113 Гражданского кодекса РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия (п. 6 ст. 113 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии со ст. 294 Гражданского кодекса РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с названным кодексом.
Права собственника в отношении имущества, переданного в хозяйственное ведение государственному или муниципальному унитарному предприятию, определены положениями ст.ст. 113, 295 Гражданского кодекса РФ, ст. 20 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Выполнение работ по содержанию и ремонту такого имущества к числу указанных правомочий собственника не относится.
Согласно пункту 5.14 устава СМУП "Здоровье", утвержденного председателем комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования "Северодвинск" 30.06.2011 г., при использовании закрепленного на праве хозяйственного ведения имущества предприятие обязано обеспечивать сохранность и надлежащее использование имущества строго по целевому назначению, осуществлять капитальный и текущий ремонт этого имущества.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что обязанность выполнить работы по оборудованию входа в помещение "данные изъяты" здания, расположенного по адресу: "адрес", в целях обеспечения исполнения требований ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", должно быть возложено на муниципальное унитарное предприятие, которому это помещение передано на праве хозяйственного ведения, в данном случае - СМУП "Здоровье", а в удовлетворении аналогичных требований к администрации муниципального образования "Северодвинск" надлежит отказать.
Установленный в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ срок исполнения обязанности по устранению выявленных нарушений определен судом, исходя из требований разумности, характера и объема работ.
С учетом изложенного, судебное постановление в части удовлетворения требования заместителя прокурора г. Северодвинска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Северодвинска о возложении обязанности оборудовать вход в помещение аптеки приспособлениями для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении данного требования к Администрации Северодвинска.
В остальной части суд, руководствуясь ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 30 июня 2015 г. отменить в части разрешения требования заместителя прокурора г. Северодвинска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении на администрацию муниципального образования "Северодвинск" обязанности оборудовать вход в помещение аптеки приспособлениями для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения.
В указанной части принять по делу новое судебное постановление, которым отказать в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора г. Северодвинска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Северодвинск" о возложении обязанности оборудовать вход в помещение, расположенное по адресу: "адрес", приспособлениями для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в соответствии с установленными требованиями.
В остальной части решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 30 июня 2015 г. оставить без изменения.
Председательствующий Н.П. Рассошенко
Судьи Н.В. Лобанова
И.А. Пыжова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.