Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Бобряшовой Л.П.,
судей - Котовой М.А. и Тарасовой Н.В.,
при секретаре - Довженко Ю.Н.,
с участием истца О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бобряшовой Л.П. 30 сентября 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе О. на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 04 июня 2015 года,
У с т а н о в и л а :
" ... " О. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) (далее по тексту - Управление) с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления от " ... " " ... " ей было отказано в досрочном назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого 30-летнего специального стажа, при этом в специальный стаж не были включены периоды работы: с " ... " по " ... " в должности " ... ", с " ... " по " ... " в должности " ... ", с " ... " по " ... " в должности " ... ", так как названные организации по своей организационно-правовой форме не являются учреждениями. Также в специальный стаж не были включены и периоды прохождения курсов специализации и повышения квалификации с " ... " продолжительностью два месяца, с " ... " по " ... " и с " ... " по " ... ", поскольку эти периоды являются отвлечениями от работы.
Не соглашаясь с отказом в назначении пенсии, О. обратилась в суд с иском к Управлению об обязании ответчика включить спорные периоды в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и досрочно назначить ей трудовую пенсию по старости с момента обращения, указав в обоснование заявленных требований, что независимо от организационной формы АОЗТ " ... ", ЗАО " ... " и ООО " ... " осуществляют лечебную деятельность по охране здоровья населения.
Судом по делу постановлено вышеуказанное решение, которым исковые требования О. удовлетворены частично.
ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в городе Великом Новгороде и Новгородской районе Новгородской области (межрайонное) обязано включить О. в специальный стаж по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды работы с " ... " по " ... " и с " ... " по " ... " в должности " ... ", а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с " ... " продолжительностью два месяца, с " ... " по " ... " и с " ... " по " ... ".
В остальной части в удовлетворении исковых требований О. отказано.
С ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в городе Великом Новгороде и Новгородской районе Новгородской области (межрайонное) в пользу О. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 руб.
В апелляционной жалобе О. с данным решением суда не согласна в части отказа во включении в специальный стаж периода работы с " ... " по " ... " в должности " ... ", считает его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального права, а поэтому просит отменить и принять новое решение об удовлетворении указанных исковых требований.
Проверив материалы дела в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда в обжалуемой части не находит исходя из следующего.
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", регулирующий порядок назначения и выплаты пенсий.
В соответствии с пп. 20 ч.1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" (ранее -пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст. 30).
В силу пп. "н" п.1 Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Как установлено судом, О. с " ... " по " ... " работала в должности " ... ".
Согласно Списку N 781 от 29.10.2002 года право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения дает не любая такая деятельность, а если она осуществлялась в соответствующих должностях и учреждениях.
В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Как видно из Устава ООО " ... " основной целью Общества является извлечение прибыли. Основными видами (предметом деятельности являются: гостиничные услуги и бытовое обслуживание населения; организация общественного питания; организация санаторно-курортной деятельности; организация физкультурно-спортивных и культурно-массовых мероприятий; организация и проведение выставок, выставок-продаж, аукционов, конкурсов; рекламные услуги, производство и реализация рекламной продукции, туристическая деятельность; обслуживание российских и иностранных граждан в сфере туризма; иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ООО " ... " является коммерческой организацией и, следовательно, по своей организационно-правовой форме учреждением не является.
Как указано выше, Правительство Российской Федерации, реализуя возложенные на него полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, связало такую деятельность только с учреждениями здравоохранения.
Принятие соответствующего нормативного акта, устанавливающего правовое регулирование спорного вопроса, является правом законодателя и не нарушает ни нормы Конституции РФ, ни права истицы, что подтверждается правовой позицией Конституционного Суда РФ в этой части, выраженной им при принятии решений по конкретным делам.
Так, Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 года N 11-П признано не соответствующим Конституции Российской Федерации положение подпункта 10 пункта 1 статьи 28 (в настоящее время подпункта 20 пункта 1 статьи 27) Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающее для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждения здравоохранения в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных и муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимающимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не являющихся государственными или муниципальными.
Таким образом, в указанном Постановлении речь идет не о любых организационно-правовых формах юридических лиц, а лишь о виде собственности учреждения здравоохранения. Согласно ст. 120 ГК РФ учреждения могут быть созданы гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
В определениях Конституционного Суда РФ от 18.04.2006 г N 84-О, от 29.01.2009 года N 67-О-О, от 23.06.2009 года N 906-О-О, от 22.04.2010 года N 520-О-О также указано, что устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27 (ранее - подпункт 11 пункта 1 статьи 28); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений. Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости и выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не могут расцениваться как нарушающие принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) или ограничивающие право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1 Конституции Российской Федерации).
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения.
Аналогично реализовывалось и право работников здравоохранения на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 81 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), которое также не предполагало включение в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, работы в организациях здравоохранения, не относящихся к лечебно-профилактическим учреждениям (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066).
Исходя из вышеизложенной правовой позиции Конституционного Суда РФ, суд обоснованно пришел к выводу, что поскольку в спорный период истица работала в ООО " ... ", не являющимся учреждением здравоохранения, правовых оснований для включения данного периода в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по нормам пп.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" не имеется, а поэтому обоснованно в удовлетворении указанных исковых требований О. отказал.
Судебная коллегия данное решение суда находит законным, обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежащим.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О п р е д е л и л а :
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 04 июня 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу О. - без удовлетворения.
Председательствующий : Л.П. Бобряшова
Судьи : М.А. Котова
Н.В. Тарасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.