Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Бобряшовой Л.П.,
судей - Котовой М.А. и Ребровой И.В.,
при секретаре - Кораблёвой Е.С.,
с участием истца У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 октября 2015 года по докладу судьи Бобряшовой Л.П. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 28 июля 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
" ... " У. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) (далее - Управление) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, которой он занимается более 30 лет. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от " ... " " ... " ему было отказано в досрочном назначении пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа, при этом Управлением не были включены в специальный стаж периоды его работы: " ... " в " ... " с " ... " по " ... "; " ... " и по совместительству " ... " в " ... " с " ... " по " ... "; " ... " в " ... ", а также периоды учебных отпусков и периоды нахождения в командировках.
Считая отказ в назначении пенсии незаконным, У. обратился в суд с иском к Управлению об обязании включить в специальный стаж указанные выше периоды работы и назначить ему досрочную страховую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с момента обращения.
Судом по делу было постановлено вышеуказанное решение, которым исковые требования удовлетворены и постановлено:
обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) зачесть У. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости ранее достижения возраста в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, следующие периоды работы: в должности " ... " в " ... " с " ... " по " ... ", " ... " и по совместительству " ... " в " ... " с " ... " по " ... ", " ... " в " ... " с " ... " по " ... "; а также периоды учебных отпусков с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... "; и периоды нахождения в командировках: с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", " ... ", " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", " ... ", с " ... " по " ... ", " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " и назначить ему досрочно пенсию по старости с " ... ";
взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) в пользу У. расходы по уплате государственной пошлины в сумме " ... " рублей.
С данным решением суда не согласилось Управление, в поданной апелляционной жалобе считает его незаконным, внесенными с нарушением норм материального права, выразившемся в неправильном толковании судом закона и применении норм недействующего законодательства, а поэтому просит отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске.
В возражениях на апелляционную жалобу У. решение суда считает законным и обоснованным, отмене не подлежащим.
Проверив материалы дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", регулирующий порядок назначения и выплаты пенсий.
В соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" (ранее - пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст. 30).
В силу пп. "н" п.1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с " ... " по " ... " включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516. При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов, указанных в подпункте "н" пункта 1 настоящего постановления, применяются:
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
Таким образом, условием назначения досрочной страховой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения является наличие специального стажа не менее 30 лет в городах (в сельской местности и поселках городского типа - не менее 25 лет), в который включается лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых дает право на назначение такой пенсии.
Как видно из материалов дела, истец претендует на зачет в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, следующих периодов: в должности " ... " в " ... " с " ... " по " ... ", " ... " и по совместительству " ... " в " ... " с " ... " по " ... ", " ... " в " ... " с " ... " по " ... ".
В отношении работы, имевшей место в период с " ... " по " ... " подлежит применению Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а в отношении работы в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. должен применяться Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066.
Согласно Списку от 06.09.1991 года N 464
право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Списком
от 22.09.1999 года N 1066 установлено, что право на досрочную пенсию имеют врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность в психоневрологических и наркологических диспансерах, центрах наркологической реабилитации.
Таким образом, исходя из вышеприведенных правовых норм, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" пользуются врачи учреждений здравоохранения в период до 1 ноября 1999 года независимо от наименования занимаемой должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а начиная с 1 ноября 1999 года - только по конкретным должностям и учреждениям, указанным в соответствующем Списке.
Как следует из " ... ", данное предприятие создается путем реорганизации " ... " и является его правопреемником; целью деятельности предприятия является обеспечение населения лечебно-профилактической помощью. При этом предметом его деятельности являлись: оказание специализированной помощи лицам с нарушением психической деятельности и оказание специализированной медицинской наркологической помощи населению, а также осмотры, освидетельствования, медицинская экспертиза и т.п.
В соответствии с ч.5 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Аналогичное положение содержалось и в абз.2 п.2 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 176-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, " ... " был создан путем реорганизации такого учреждения как " ... ", в котором истец работал " ... ". При этом после указанной реорганизации функциональные обязанности истца и его рабочее место не изменились, он продолжала выполнять аналогичные должностные и функциональные обязанности " ... ".
Из изложенного следует вывод, что учреждение, в котором протекала трудовая деятельность У. в период с " ... " по " ... ", независимо от наименования фактически продолжало выполнять функции " ... ".
Подтверждением чего является и последующее переименование данного учреждения - " ... ".
Учитывая изложенное, суд правомерно констатировал, что спорный период работы истца в " ... " в должности " ... " подлежит включению в специальный стаж, так как в данный период времени имела место тождественность профессиональной деятельности, выполняемой до и после изменения наименования соответствующего учреждения, профессиональной деятельности, выполнявшейся до и после такого изменения.
Принимая во внимание, что период работы истца в должности " ... " и по совместительству " ... " в " ... " с " ... " по " ... " подпадает под действие Списка от 06.09.1991 года N 464, предусматривающего право на досрочную пенсию врачей независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, поскольку, как установлено в судебном заседании, истец в спорный период осуществлял врачебную деятельность в должности " ... ", а поэтому суд также правомерно удовлетворил требование истца и в этой части.
Помимо вышеуказанных спорных периодов, истец также претендует на зачет в специальный стаж периода работы в должности " ... " в " ... " с " ... " по " ... ".
Как верно указал суд, в отношении данного спорного периода подлежат применению Список от 06.09.1991 года N 464 (в отношении периода по " ... ") и Список от 22.09.1999 года N 1066 (в отношении периода с " ... " по " ... ").
Согласно Уставу " ... " по своему назначению (целям и предметам деятельности) является " ... ", относящимся к лечебно-профилактическим учреждениям здравоохранения.
Удовлетворяя исковые требования в части данного спорного периода, суд исходил из того, что по Списку от 22.09.1999 года N 1066 в льготный стаж засчитывалась работа в должности врачей-руководителей учреждений здравоохранения, в числе которых поименованы и наркологические реабилитационные центры.
Вместе с тем, судом не учтено, названным Списком предусмотрено, что работа в качестве врача-руководителя учреждения здравоохранения включается в льготный стаж только при условии осуществления им врачебной деятельности в качестве врача-специалиста.
Список от 06.09.1991 года N 464 также предусматривал, что в выслугу лет, дающую право на пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, включалась работа в должности врача от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Как видно из материалов дела, У. в период с " ... " по " ... " работал в должности " ... " " ... ", то есть являлся " ... " учреждения здравоохранения. Доказательств осуществления истцом врачебной деятельности в качестве " ... " в указанный период наряду с выполнением основной обязанности " ... " учреждения здравоохранения истцом не представлено и судом не установлено.
Истец в указанный период не занимал должность " ... ", в его обязанности как " ... ", как это следует из должностной инструкции, входили: осуществление руководства деятельностью учреждения, организационные вопросы контроль лечебной деятельности учреждения.
При рассмотрении дела, в соответствии со ст. ст. 56, 57 ГПК РФ, истец не представил ни приказы на ведение врачебной деятельности, на совмещение должностей по своей либо по другой специализации за дополнительную плату в течение рабочего времени по основной должности.
При указанных обстоятельствах у суда не имелось оснований для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, спорного периода работы истца.
Возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости законодатель связывает с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения только в определенных должностях и учреждениях.
Учитывая изложенное, решение суда в указанной части нельзя признать законным и обоснованным, а поэтому решение в этой части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в этой части.
Это же решение в части включения в специальный стаж периодов учебных отпусков и периодов нахождения в служебных командировках судебная коллегия находит правильным, поскольку в указанные периоды за истцом сохранялись место работы и заработная плата, при этом производились все необходимые удержания.
При таких обстоятельствах, указанные периоды являются периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего времени, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, периоды нахождения истца в учебных отпусках и в командировках подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Возложенная судом на ответчика обязанность назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с " ... ", то есть со дня возникновения права на нее, не противоречит приведенному положению материального закона, поскольку на момент обращения У. у него имелся требуемый специальный стаж более 30 лет.
Ошибочная ссылка суда в решении на нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" на правильность решения в части удовлетворения исковых требований, с которым судебная коллегия согласилась, не влияет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 28 июля 2015 года в части обязания Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) зачесть У. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, период работы в " ... " по " ... " в " ... " с " ... " по " ... " отменить, принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении указанных исковых требований У. отказать.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий: Л.П. Бобряшова
Судьи: М.А. Котова
И.В. Реброва
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.