Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Суярковой В.В.
судей областного суда Шкобенёвой Г.В., Гоменок З.И.,
при секретаре Чеплянской В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 декабря 2015 года по докладу судьи Гоменок З.И. дело по апелляционной жалобе главного специалиста Фокинской районной администрации г. Брянска Давыдовой О.П. на решение Фокинского районного суда г. Брянска от 8 сентября 2015 года по гражданскому делу по иску ДЮС к Фокинской районной администрации города Брянска о признании незаконным распоряжения об отказе в постановке на жилищный учет нуждающихся в жилом помещении и возложении обязанности принять на жилищный учет нуждающихся в жилом помещении,
УСТАНОВИЛА:
ДЮС обратилась в суд с иском, ссылаясь на то, что с момента своего рождения - с 1990 года, она проживала по адресу: "адрес". 15.12.2014 года она добровольно выехала в г.Брянск, где проживает по договору
найма жилого помещения по адресу: "адрес". Ее
статус добровольно выехавшей из зоны проживания с правом на отселение
подтверждён удостоверением. При обращении с заявлением в Фокинскую районную администрацию г. Брянска о принятии ее на жилищный учёт нуждающихся в жилых помещениях получила отказ со ссылкой на то, что она умышленно ухудшила свои жилищные условия, добровольно выехав из зоны отселения.
Ссылаясь на незаконность указанного отказа, с учетом уточнения исковых требований просила признать незаконным п.5 распоряжения Фокинской районной администрации г.Брянска N 92-р от 01.04.2015 года, которым ей отказано в постановке на жилищный учет, и обязать Фокинскую районную администрацию г. Брянска принять ее на учёт граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, выехавших добровольно из населённых пунктов, подвергшихся радиационному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС из зоны проживания с правом на отселение составом семьи 1 человек.
Решением Фокинского районного суда г. Брянска от 08 сентября 2015 года исковые требования удовлетворены.
Суд постановилпункт 5 распоряжения Фокинской районной администрации г. Брянска N 92-р от 01.04.2015 года признать незаконным.
Признать ДЮС нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда.
Фокинской районной администрации города Брянска поставить ДЮС на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с 19 марта 2015 года.
В апелляционной жалобе главный специалист Фокинской районной администрации г. Брянска Давыдова О.П. просила решение отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права.
Заслушав доклад по делу судьи облсуда Гоменок З.И., выслушав представителя администрации, представителя истицы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает решение подлежащим отмене в виду следующего.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение суда данным требованиям не отвечает.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДЮС с ДД.ММ.ГГГГ (с момента рождения) до 15.12.2014 года была зарегистрирована и проживала как член семьи собственника жилого дома по адресу: "адрес", общей площадью 57,0 кв.м. Собственником жилого дома является ее мать ДСА, в нем зарегистрированы муж ДСИ и сын ДАС
С 16.12.2014 года ДЮС зарегистрирована по адресу: "адрес".
02.03.2015 года Департаментом строительства и архитектуры Брянской области ДЮС выдано удостоверение серии АЮ N, из которого следует, что истец относится к категории граждан выехавших добровольно из зоны отселения ( "адрес", где проживала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
15.04.2015 года ДЮС заключила договора найма жилого помещения по вышеуказанному адресу с собственником Дич Е.В. Из договора найма следует, что комната в указанной квартире передана в наем, сроком на 4 месяца с оплатой 500 руб. в месяц.
19.03.2015 года ДЮС обратилась в Фокинскую районную администрацию г. Брянска с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в котором указала, что у нее отсутствует жилое помещение по договору социального найма и на праве собственности, она имеет жилищные льготы как добровольно выехавшая из зоны отселения.
Распоряжением Фокинской районной администрации г. Брянска N 92-р от 01.04.2015 года ДЮС отказано в постановке на жилищный учет, так как она не является нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 53 ЖК РФ, поскольку она намеренно ухудшила свои жилищные условия, с целью постановки на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда. Ранее в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проживала как член семьи собственника индивидуального домовладения, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью 85,1 кв.м., где было зарегистрировано 4 человека, что соответствовало учетной норме жилого помещения, утвержденной на территории города Брянска (14 кв.м. общей площади на одного члена семьи, Постановление Брянской городской администрации от 25.05.2005 года N 1824-П).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями п. 6 ч. 1 ст. 13, п. 7 ст. 17, ст. 22 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 22.12.2014, с изм. от 06.04.2015) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", п. "е" ст. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФN 153 от 21.03.2006 г., и исходил из того, что ДЮС переселилась в г. Брянск, чем реализовала свое право на переселение из зоны отселения, является нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в силу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции не соглашается в виду следующего.
Положения ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определяют категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, к которым относятся, в том числе, граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития (ч. 6 ст. 13), а также граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (ч. 11 ст. 13).
В силу ст. 22 и п. 7 ст. 17 названного Закона вышеуказанной категории лиц гарантируются меры социальной поддержки, в том числе в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 настоящего Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы. При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.
Часть вторая статьи 22 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предоставляет право на меры социальной поддержки, предусмотренные его статьей 17 (включая обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий), только тем гражданам из числа переселившихся на постоянное место жительства в зону отселения после 30 июня 1986 года и впоследствии добровольно выехавших оттуда, которые получили право выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.
Соответственно, поскольку ДЮС на момент подачи иска исполнилось 24 года, то право на пенсионное обеспечение по основаниям, связанным с проживанием в зоне с правом на отселение у неё на момент обращения в суд не возникло, а до назначения пенсии указанные меры социальной поддержки ей не могут быть предоставлены.
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 14.05.2015 N 1007-О, связывая предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, которые переселились после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения и впоследствии добровольно выехали из этой зоны на новое место жительства, с наличием такого условия, как получение ими права выхода на пенсию со снижением пенсионного возраста с учетом степени радиационного воздействия, определяемой исходя из времени и продолжительности периода проживания в зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы, федеральный законодатель учитывал, что указанные граждане, во-первых, не находились в зоне отселения в период максимального воздействия радиации и, во-вторых, переселились на данную территорию добровольно, сознавая наличие и степень риска проживания в зоне отселения. Такое правовое регулирование, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 февраля 2013 года N 235-О, преследует цель предупреждения возможных злоупотреблений со стороны граждан, добровольно переселившихся на территорию, подвергшуюся радиоактивному загрязнению, а затем выехавших из нее на другое место жительства, и направлено на обеспечение адресности социальной поддержки, предоставляемой в связи с риском проживания на такого рода территории.
На основании изложенного, находя заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что на момент обращения в администрацию у истицы не возникло право на предоставление указанное меры социальной поддержки и обжалуемое решение, как вынесенное с нарушением норм материального права, подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных ДЮС требований.
Руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фокинского районного суда г. Брянска от 08 сентября 2015 года отменить, вынести новое решение.
В удовлетворении иска ДЮС к Фокинской районной администрации города Брянска о признании незаконным распоряжения об отказе в постановке на жилищный учет нуждающихся в жилом помещении и возложении обязанности принять на жилищный учет нуждающихся в жилом помещении - отказать.
Председательствующий В.В. Суяркова
Судьи областного суда Г.В. Шкобенёва
З.И. Гоменок
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.