Судья Краснодарского краевого суда Лопаткина Н.А., рассмотрев кассационную жалобу представителя администрации муниципального образования г. Краснодар, поступившую в краевой суд 19 октября 2015 года, на решение Советского районного суда г. Краснодара от 04 июня 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам краевого суда от 30 июня 2015 года по делу по заявлению Степанян Ю.С., Палий В.В. к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Краснодарскому краю об установлении факта наличия кадастровой ошибки, обязании осуществить кадастровый учет изменений земельного участка,
УСТАНОВИЛА:
Степанян Ю.С. и Палий В.В. обратились в суд с заявлением (впоследствии уточненным) об установлении факта наличия кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: " ... ", Карасунский внутригородской округ, " ... ", и обязании филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю осуществить государственный кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером " ... " расположенного по адресу: " ... ", Карасунский внутригородской округ, " ... ", согласно межевого плана от " ... " года, подготовленного кадастровым инженером " Ф.И.О. "4, без истребования дополнительных документов.
Решением Советского районного суда " ... " от " ... " заявление Степанян Ю.С. и Палий В.В. удовлетворено.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам краевого суда от " ... " решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель администрации муниципального образования " ... " просит судебные постановления, состоявшиеся по данному делу, отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.329 КАС РФ суд кассационной инстанции рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебный акт суда первой, апелляционной и кассационной инстанций без изменения, кассационную жалобу, представление без удовлетворения.
Согласно ст.328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке (в ред. ФЗ от 09.12.2010г. N353-ФЗ) являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.При рассмотрении кассационной жалобы таких оснований не установлено.
Судебными инстанциями было установлено, что на основании договора купли-продажи от " ... " заявители являются сособственниками (Степанян Ю.С. - 3/5 доли, Палий В.В. - 2/5 доли) земельного участка с кадастровым номером 23:43:0403001:337, расположенного по адресу: Краснодарский край, " ... ", Карасунский внутригородской округ, " ... ", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серия 23-АН " ... " и серия 23-АН " ... " от " ... " года.
В отношении данного земельного участка было проведено межевание кадастровым инженером " Ф.И.О. "4
" ... " заявители обратились в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю с заявлением об осуществлении кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: Краснодарский край, " ... ", Карасунский внутригородской округ, " ... ".
В результате рассмотрения представленных документов, органом кадастрового учета на основании части 4 статьи 27 Федерального закона от " ... " N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" было принято решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от " ... " N " ... ", ввиду непредставления в составе межевого плана схемы границ земельного участка.
Разрешая заявление по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что данный вывод органа кадастрового учета не может являться основанием для отказа заявителям в осуществлении кадастрового учета изменений земельного участка в силу следующего.
Пунктом 27 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от " ... " " ... " "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" урегулировано, что если при подготовке межевого плана использованы документы, указанные, в подпунктах 4 (утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий), 5 (утвержденные в установленном порядке проекты границ земельных участков, проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения), 7 (решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки) и 8 (вступившие в законную силу судебные акты) пункта 23 Требований, копии таких документов включаются в состав Приложения. Также согласно пункта 26 Требований, если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка или в результате кадастровых работ по образованию земельных участков уточнено местоположение границ смежных с ними земельных участков, в состав Приложения включаются:
1) в случаях, установленных частью 3 статьи 40 Закона, - документы, свидетельствующие о соблюдении установленного Законом порядка извещения заинтересованных лиц о проведении собрания о согласовании местоположения границы земельного участка;
2) копии нотариально удостоверенных доверенностей, выданных лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона, и подтверждающих полномочия их представителей на участие в согласовании, а в случаях, установленных частью 4 статьи 39 Закона, - копии иных документов, подтверждающих полномочия лиц, участвующих в согласовании;
3) оформленные в письменном виде обоснованные возражения заинтересованных лиц по поводу местоположения границы земельного участка (при наличии таких возражений);
4) документы, свидетельствующие о снятии возражений о местоположении границы земельного участка, или копии документов о разрешении земельного спора (при наличии возражений о местоположении границы земельного участка или если имел место соответствующий земельный спор).
Требования к подготовке межевого плана не содержат указания на то, что документы, перечисленные в пункте 9 статьи 38 Федерального закона от " ... " N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" подлежат обязательному включению в состав Приложения к межевому плану. Конкретный и закрытый перечень документов, подлежащих такому включению, содержится в пунктах 23, 26 и 27 Требований, и документы, перечисленные в пункте 23 Требований и подлежащие обязательному включению в состав Приложения, при подготовке данного межевого плана использованы не были. Следовательно, и включению в состав Приложения они не подлежат.
В письме Минэкономразвития от " ... " N ОГ- " ... " разъяснено, что действующее законодательство не устанавливает требований, согласно которым кадастровый инженер должен подтвердить каким-либо документом фактическое местоположение границ земельного участка при выполнении кадастровых работ с учетом положений части 9 статьи 38 Закона о кадастре. При этом, наличие в акте согласования местоположения границ такого земельного участка подписей заинтересованных лиц (если согласование местоположения границы земельного участка в данном случае требуется в соответствии с частью 1 статьи 39 Закона о кадастре) является достаточным условием для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка. Данное условие при подготовке межевого плана выполнено.
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона о кадастре), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно раздела "Заключение кадастрового инженера" межевого плана, представленного с заявлением об осуществлении кадастрового учета от " ... " года, межевой план подготовлен в соответствии с требованиями к подготовке межевого плана Приказа Минэкономразвития России от " ... " N 412, Федерального закона от " ... " N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Данный межевой план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ, в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: " ... ", " ... ", " ... ".
Было установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами " ... ", " ... ", " ... " являются смежными для земельного участка с кадастровым номером " ... " по границе от точки 8 до точки 7, от точки 7 до точки 2, от точки 2 до точки 3, соответственно, имеют уточненные границы, и не уточнялись при проведении кадастровых работ, сведения об этих земельных участках не включены в акт согласования.
На основании части 1 статьи 39 Федерального закона от " ... " N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами в случаях выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из вышеуказанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границы. Таким образом, если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, то согласование местоположения в отношении такой границы в порядке, установленном Законом о кадастре, не проводится, (письмо Минэкономразвития РФ от " ... " N " ... ").
В государственном кадастре недвижимости содержатся сведения об уточненной площади земельного участка с кадастровым номером " ... ", которая составляет " ... " после проведения работ в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка данная площадь изменилась и составила " ... "м ... Измерение проводилось по фактическим границам земельного участка с кадастровым номером " ... " часть из которых была ошибочно не включена при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером " ... ", который является исходным для земельного участка с кадастровым номером " ... ".
Таким образом, судебные инстанции правомерно пришли к выводу, что в уточняемом земельном участке с кадастровым номером " ... " ошибка была допущена в связи с ошибкой в исходном земельном участке с кадастровым номером " ... ", в связи с чем для устранения технической ошибки, повлекшей за собой кадастровую ошибку, допущенную при межевании земельного участка с кадастровым номером " ... ", требуется внести изменения в материалы государственного кадастра недвижимости в соответствии с данным межевым планом.
В случае, если при исправлении ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка изменились его площадь и конфигурация, исправленные сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений указанного ранее учтенного земельного участка, представленного в орган кадастрового учета собственником, землепользователем или землевладельцем указанного земельного участка, либо представителем заявителя.
Согласно письма Минэкономразвития РФ от " ... " N 22781-ИМ/ " ... " местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 7 статьи 38 Закона о кадастре).
При этом, согласно части 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
При таких обстоятельствах, уточнение местоположения границ земельного участка допускается при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.
С учетом изложенного, судебные инстанции пришли к правильному выводу об удовлетворении заявленных Степанян Ю.С. и Палий В.В. требований.
Доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств. Гражданским процессуальным законодательством (ст.ст. 196, 327.1 ГПК РФ) правом оценки доказательств наделен суд первой и апелляционной инстанции. Полномочия суда кассационной инстанции определены ст. 387 ГПК РФ, оценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 324 КАС РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛА:
В передаче кассационной жалобы представителя администрации муниципального образования " ... " по делу по заявлению Степанян Ю.С., Палий В.В. к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Краснодарскому краю об установлении факта наличия кадастровой ошибки, обязании осуществить кадастровый учет изменений земельного участка, для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции Краснодарского краевого суда - отказать.
Судья
краевого суда Н.А.Лопаткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.