судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего: Ефимовой В.А.,
судей: Дудкиной Т.Н., Клочко В.П.
при секретаре: Нудьга Р.Д.
при участии:
представителя административного истца ФИО1,
представителя
административного ответчика ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Харитоновой Л.В. к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя об оспаривании решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, с апелляционной жалобой Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (Севреестр) на решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 10 июля 2015 года, которым исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Дудкиной Т.Н., объяснения представителей сторон, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Харитонова Л.В. обратилась в Балаклавский районный суд города Севастополя с указанным заявлением, в котором просила суд:
- отменить решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 27 февраля 2014 года N об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
- обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя внести в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке, расположенном по адресу: "адрес".
Требования заявления мотивированы тем, что оспариваемым решением заявителю отказано во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке, расположенном по адресу: "адрес", как о ранее учтенном объекте недвижимости.
Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 10 июля 2015 года требования Харитоновой Л.В. удовлетворены.
Признано незаконным решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
Обязано Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя внести в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке, расположенном по адресу: "адрес".
Разрешен вопрос о судебных расходах.
Не согласившись с указанным решением суда, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя подало апелляционную жалобу, мотивируя нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы жалобы, настаивал на удовлетворении; представитель истца просил жалобу отклонить, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Заслушав судью-докладчика, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения, а решение суда первой инстанции - без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела, что ФИО3 29 января 2015 года обратился в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - земельном участке, расположенном по адресу: "адрес", приобщив к нему решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 31 октября 2014 года по делу N, которым признано за Харитоновой Л.В., право пожизненного наследуемого владения указанным земельным участком.
Решением Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя заявителю отказано во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке, расположенном по адресу: "адрес", как о ране учтенном объекте недвижимости, на основании Постановления Правительства Севастополя от 07.08.2014 года N202 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав", с указанием на то, что представленное решения Балаклавского районного суда города Севастополя от 31 октября 2014 по делу N не относится к документам, подтверждающим наличие ранее возникших прав на территории города Севастополя.
Удовлетворяя требования Харитоновой Л.В., суд первой инстанции исходил из их обоснованности и законности, ответчик правомерность своего решения не доказал.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, и проверяя его на соответствие требованиям части 1 статьи 176 КАС РФ, указывает следующее.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон о кадастре) (ч.1 ст.1).
Установлено, что Харитонова Л.В. обратилась к ответчику с заявлением о внесении в государственный кадастр сведений о ранее учтенном земельном участке.
Согласно части 1 статьи 45 Закона о кадастре, государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
Частью 3 Закона о кадастре определено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Часть 7 этого же Закона гласит, что в случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости, межведомственного запроса о представлении сведений государственного кадастра недвижимости, заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган кадастрового учета, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в срок, установленный статьей 17 настоящего Федерального закона для постановки на учет объекта недвижимости, со дня получения органом кадастрового учета соответствующих документов обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном частью 2 статьи 22 настоящего Федерального закона), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункте 2 статьи 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти (в том числе органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган кадастрового учета по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является, в частности, иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок (абз.5п.2ст.25.2).
Согласно пункту 21 Приказа Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном земельном участке принимается на основании заявления заинтересованного лица и следующих документов:
- свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения" ;
- государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленного в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей".
- свидетельства на право собственности на землю, оформленного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" ;
- документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания;
- выписки из похозяйственной книги, форма которой устанавливается в соответствии с договора аренды земельного участка, срок которого не истек на момент обращения в орган кадастрового учета;
- иных документов, устанавливающих или подтверждающих право на земельный участок.
Таким образом, исходя из указанных законоположений, решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 31 октября 2014 по делу N, вступившее в законную силу, является документом устанавливающий право Харитоновой Л.В. пожизненно наследуемого владения земельным участком "адрес" из данного решения усматривается право наследодателя - ФИО4 на правомерное владение указанным земельным участком на основании решения исполнительного комитета Севастопольского городского совета народных депутатов N от 7 мая 1992 года, которому данный земельный участок площадью 0,06 был предоставлен для строительства и обслуживания жилого дома "адрес".
Судебной коллегией достоверно установлено, что земельный участок "адрес" фактически использовался до дня вступления в силу Закона о кадастре, сведения, изложенные в судебном акте подтверждают существование такого недвижимого имущества, нахождение его в правомерном владении Харитонова В.Ю., а характеристики участка (площадь, адрес), также указанные в решении суда, позволяют определить этот участок в качестве индивидуально-определенной вещи.
В соответствии с п.4 ч.17 ст. 45 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в случае, если ответ органа государственной власти (в том числе, органа, осуществляющего государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок ними), органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа кадастрового учета свидетельствует об отсутствии необходимых документов или сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
Судебной коллегией тщательно проверялись основания для принятия административным ответчиком обжалуемого решения и было достоверно установлено, что требования, изложенные в п.4 ч.14 ст.45 Закона о кадастре административным ответчиком не исполнялись, поскольку представленные ответчиком доказательства не содержат сведений о направлении запроса соответствующему органу и полученном ответе, содержащим сведения об отсутствии необходимых документов или сведений касательно земельного участка "адрес".
Кроме того, как усматривается из обжалуемого решения, а также является доводом апелляционной жалобы, административный ответчик ссылается на положения постановления Правительства Севастополя от 7 августа 2014 г. "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав", согласно которому, решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 31 октября 2014 года по гражданскому делу N не относится к документам, подтверждающим наличие ранее возникших прав до 1 марта 2014 года.
Данный довод судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку заявление было подано с целью внесения сведений в государственный кадастр недвижимости относительно земельного участка, как ранее учтенного. Вместе с тем, постановление Правительства Севастополя от 7 августа 2014 г. N202 устанавливает перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникшего права и необходимых для регистрации данного права.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у административного ответчика законных оснований для принятия решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, следовательно оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 10 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (Севреестр) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.