Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
В составе:
Председательствующего Спесивцевой С.Ю.
Судей Захаровой Л.В., Дмитриевой Ю.М.
при секретаре Андреевой А.С.
рассмотрела в судебном заседании 24 ноября 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Великолукского района Псковской области на решение Великолукского районного суда Псковской области от 03 сентября 2015 года, которым постановлено:
иск прокурора прокуратуры Великолукского района Псковской области в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Великолукского района Псковской области о прекращении трудового договора с "В.", принятым на должность муниципальной службы - председатель комитета по муниципальным закупкам и имущественным отношениям Администрации Великолукского района удовлетворить.
Обязать Администрацию Великолукского района прекратить трудовой договор NБ\Н от "дата" по п. 11 ст. 77 и ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации заключенный с "В.", принятым на должность председателя комитета по муниципальным закупкам и имущественным отношениям администрации Великолукского района.
Выслушав доклад судьи Спесивцевой С.Ю., объяснения прокурора "С.", судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Великолукского района Псковской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Великолукского района Псковской области о прекращении трудового договора с председателем комитета по муниципальным закупкам и имущественным отношениям "В."
В обоснование иска указал, что в результате проведенной прокуратурой Великолукского района проверки установлено нарушение требований Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", выразившееся в назначении "дата" "В.", не состоявшего в кадровом резерве, без проведения конкурса на вакантную главную муниципальную должность муниципальной службы категории "В" - председателя по муниципальным закупкам и имущественным отношениям. Ссылаясь на положения Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", Закона Псковской области от 30.07.2007 N700-ОЗ "Об организации муниципальной службы в Псковской области" и, полагая, что заключение трудового договора с "В." противоречит принципам противодействия коррупции, определенным в статье 3 Федерального закона от 25.12.2008 N273-ФЗ "О противодействии коррупции", просил суд обязать Администрацию Великолукского района Псковской области прекратить трудовой договор, заключенный с "В." по основаниям, предусмотренным пунктом 11 статьи 77, статьей 84 Трудового кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика - Администрации Великолукского района Псковской области исковые требования не признал, считал, что действующим законодательством не предусмотрена обязательная процедура по проведению конкурса на замещение должности председателя комитета по муниципальным закупкам и имущественным отношениям района.
Третье лицо - "В." с иском не согласился, пояснил, что является инвалидом " ... " группы и имеет преимущественное право при поступлении на работу.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе Администрации Великолукского района Псковской области ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права. Анализируя положения Федерального закона от 02.03.2007 N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Псковской области от 30.07.2007 N700-оз "Об организации муниципальной службы в Псковской области", заявитель считает, что проведение конкурса является правом, а не обязанностью нанимателя (работодателя). Ссылаясь на Положение о порядке проведения конкурса, утвержденное решением Собрания депутатов Великолукского района от 02.04.2009 N155, согласно которому конкурс проводится по решению Главы Великолукского района, указывает, что решения о проведении конкурса на замещение вакантной главной муниципальной должности муниципальной службы категории "В" - председателя по муниципальным закупкам и имущественным отношениям главой Великолукского района не принималось. Обращает внимание, что "В." был назначен на должность распоряжением Главы Администрации Великолукского района от 03.07.2015 N173 и данный правовой акт судом не отменен. Полагает, что прокурором не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо нарушений ответчиком статей 77, 84 Трудового кодекса Российской Федерации при приеме "В." на работу; указывает на не исследованность судом основания прекращения трудового договора применительно к статье 84 ТК РФ, а также на обоснование судом решения неопубликованным нормативным актом - Положением о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в Администрации Великолукского района и Собрании депутатов Великолукского района, утвержденного решением Собрания депутатов Великолукского района от 02.04.2009 N155, что противоречит части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Великолукского района Псковской области полагает, что решение суда не противоречит требованиям закона, а потому доводы апелляционной жалобы не могут повлечь его отмены.
Представитель Администрации Великолукского района Псковской области, "дата" извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы посредством факсимильной связи, а также "И.", извещенный "дата" телефонограммой, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Принимая во внимание положения статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Участвующий в деле прокурор доводы возражений поддержал.
Проверив материалы дела по правилам статьи 327.1 ГПК РФ - в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений прокурора Великолукского района на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 02.03. 2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования.
Из материалов дела следует, что распоряжением главы Администрации Великолукского района Псковской области N173-рл от 03.07.2015 "В." принят на вакантную главную муниципальную должность муниципальной службы категории "В" - председателя по муниципальным закупкам и имущественным отношениям (л.д. 8).
Судом установлено, что назначение "В." на должность муниципальной службы произведено без проведения конкурса. Данное обстоятельство представителем ответчика не оспаривалось.
Поскольку в силу закона порядок проведения конкурса регламентируется правовыми актами муниципальных образований, суд первой инстанции, постановляя решение, обоснованно исходил из того, что возможность заключения трудового договора с муниципальным служащим по конкурсу либо без его проведения, зависит не от усмотрения работодателя, а от правил, установленных муниципальным правовым актом.
Согласно пункту 3 Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в Администрации Великолукского района и Собрании депутатов Великолукского района, утвержденного решением Собрания депутатов Великолукского района от 02.04.2009 N155, конкурс не проводится при заключении срочного трудового договора; при назначении на должность муниципальной службы муниципального служащего, состоящего в кадровом резерве; при назначении на отдельные должности муниципальной службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную " ... ", по перечню должностей в соответствии с утвержденной номенклатурой; при назначении на должности муниципальной службы, относящиеся к группе младших должностей (л.д. 67-71).
Муниципальная должность, на которую был принят "В.", не состоящий в кадровом резерве, на постоянной основе, к указанным исключениям, при наличии которых конкурс может не проводиться, не относится.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы, в других случаях, предусмотренных федеральными законами (абз. 7 ч. 1 ст. 84 ТК РФ).
Таким образом, вывод суда о том, что заключение трудового договора администрацией Великолукского района с "В." без проведения конкурса произведено с нарушением правил, предусмотренных Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации", в связи с чем "В." не может продолжать замещение указанной муниципальной должности не противоречит требованиям закона.
На основании изложенного, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмены решения суда, так как основаны на неверном толковании норм материального права.
Ссылки апелляционной жалобы на то, что судом неправомерно принято во внимание Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в Администрации Великолукского района и Собрании депутатов Великолукского района, утвержденное решением Собрания депутатов Великолукского района от 02.04.2009 N155, которое не было официально опубликовано, на решение суда не влияют.
В соответствии с подпунктами 6.1, 6.2 пункта 6 статьи 35 Устава муниципального образования "Великолукский район" официальным опубликованием (обнародованием) муниципальных правовых актов об установлении, изменении или отмене налогов и сборов, муниципальных правовых актов о местном бюджете на очередной финансовый год, муниципальных правовых актов о внесении изменений в муниципальный правовой акт о местном бюджете на очередной финансовый год, отчета об исполнении местного бюджета, иных муниципальных правовых актов в случаях, если в самих правовых актах предусмотрено, что они должны быть опубликованы, является их публикация в районной газете "Наш путь". Официальным обнародованием муниципальных правовых актов, не указанных в подпункте 6.1 пункта 6 настоящей статьи, является их размещение на информационном стенде в здании Администрации Великолукского района, в читальном зале районной библиотеки в здании ИКЦ.
Согласно справке МБУК "Информационно-культурный центр" Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в Администрации Великолукского района и Собрании депутатов Великолукского района, утвержденное решением Собрания депутатов Великолукского района от 02.04.2009 N155, "дата" размещено на информационном стенде в центральной районной библиотеке МБУК "ИКЦ". Кроме того, "дата" Положение размещено на официальном сайте органов местного самоуправления Великолукского района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, что свидетельствует о возможности населения публичного образования ознакомиться с содержанием данного нормативного акта.
Указание в апелляционной жалобе на необходимость отмены распоряжения Главы Администрации Великолукского района от 03.07.2015 N173, которым "В." был назначением на должность, также не влияет на решение суда, поскольку нарушение установленных законом правил заключения трудового договора, свидетельствует о незаконности указанного распоряжения.
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит требованиям закона, выводы суда подробно мотивированы, соответствуют оценке доказательств, исследованных судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и оснований для отмены оспариваемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Великолукского районного суда Псковской области от 03 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Великолукского района Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий С.Ю. Спесивцева
Судьи Л.В. Захарова
Ю.М. Дмитриева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.