Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Шарыповой Н.В.,
судей Коуровой В.Е., Фоминой А.И.,
с участием прокурора Ф.Н.М.,
при секретаре судебного заседания Ш.М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 24 ноября 2015года гражданское дело по иску прокурора Куртамышского района Курганской области в интересах О.Л.И., О.А.Л. к Администрации г. Куртамыша Курганской области о предоставлении жилого помещения
по апелляционной жалобе Администрации г. Куртамыша Курганской области на решение Куртамышского районного суда Курганской области от " ... ", которым постановлено:
исковые требования прокурора Куртамышского района Курганской области в интересах О.Л.И., О.А.Л. к Администрации г. Куртамыша Курганской области удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Куртамыша Курганской области предоставить О.Л.И., О.А.Л. жилое помещение по договору социального найма на территории г. Куртамыша Курганской области общей площадью не менее 30 кв.м вне очереди.
Заслушав доклад судьи областного суда Шарыповой Н.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителя ответчика Администрации г. Куртамыша Курганской области по доверенности К.Т.Б. по доводам апелляционной жалобы, мнение прокурора прокуратуры Курганской области Ф.Н.М., судебная коллегия
установила:
прокурор Куртамышского района Курганской области обратился в суд в интересах О.Л.И., О.А.Л. с иском к Администрации г. Куртамыша Курганской области о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, расположенное на территории г. Куртамыша Курганской области, общей площадью не менее 30 кв.м.
Исковые требования основаны на том, что прокуратурой по обращению О.Л.И. проведена проверка соблюдения ответчиком жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что согласно письму Администрации г. Куртамыша N от " ... " истец принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, включена во внеочередной список граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Очередь истца N. Администрация г. Куртамыша не имеет возможности предоставить жилое помещение О.Л.И. из-за отсутствия свободного муниципального жилья и денежных средств в бюджете города.
На основании акта обследования от " ... " многоквартирного жилого "адрес" по адресу: "адрес" межведомственной комиссией выдано заключение от " ... ", которым многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, опасен для проживания граждан. Постановлением Администрации "адрес" от " ... " N многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации г. Куртамыша от " ... " N О.Л.И. и член ее семьи О.А.Л. приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включены во внеочередной список граждан, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Прокурор считал, что истцам необходимо предоставить жилое помещение по договору социального найма, расположенное на территории г. Куртамыша общей площадью не менее 30 кв.м из расчета по 15 кв.м на одного человека.
В судебном заседании помощник прокурора Куртамышского района Курганской области К.В.С. на удовлетворении исковых требований настаивал.
Истец О.Л.И. в судебном заседании поддержала иск в полном объеме.
Истец О.Л.И. участия в судебном заседании не принимал, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Администрации г. Куртамыша Курганской области в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о дне слушания дела извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Куртамышским районным судом Курганской области постановлено изложенное выше решение, с которым не согласен ответчик.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Куртамыша просит решение суда отменить ввиду неправильного определения обязательств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Считает, что суд не принял во внимание положения ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) о порядке соблюдения прав собственника жилого помещения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в зависимости от включения такого дома в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Куртамышского района Курганской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации г. Куртамыша по доверенности К.Т.Б. поддержала доводы апелляционной жалобы, пояснив, что спорный жилой дом не включен в программу по переселению граждан из аварийных жилых помещений. Документы о включении его в адресную программу направлены в Правительство Курганской области в июле 2013 г., но решения до настоящего времени не принято.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор прокуратуры Курганской области Ф.Н.М. полагала решение суда законным и обоснованным.
Иные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, о судебном заседании извещены надлежащим образом, что подтверждено материалами дела, поскольку истцы проживают по одному адресу, сведений об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не представлено. На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия с учетом мнения прокурора, представителя ответчика, определиларассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия областного суда находит решение подлежащим отмене в связи с нарушением или неправильным применением норм материального или норм процессуального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Пунктом 3 статьи 2 ЖК РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Из материалов дела усматривается, что истец О.Л.И. является собственником жилого помещения общей площадью 35,9 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", на основании договора бесплатной передачи жилого помещения в собственность гражданина N от " ... ". С февраля 2010 года истец зарегистрирована и проживает в указанном жилом помещении совместно с сыном О.А.Л., что подтверждается копиями паспортов и выпиской из домовой книги.
Заключением Межведомственной комиссии при Администрации г. Куртамыша Курганской области N от " ... " принято решение о признании жилых помещений непригодными для проживания, а многоквартирного жилого дома (общая площадь - 282,1 кв.м), расположенного по адресу: "адрес", аварийным и подлежащим сносу в соответствии с п. 34 (жилые помещения, расположены в деревянном доме, имеющем деформации фундамента, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения).
Постановлением Администрации г. Куртамыша N от " ... " жилой дом по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу. Собственникам помещений в многоквартирном доме предписано осуществить снос указанного дома в срок до " ... ". Заместителю главы г. Куртамыша предписано для организации отселения физических лиц из многоквартирного жилого дома в срок до " ... " подготовить заявку на включение дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Курганской области.
Постановлением Администрации г. Куртамыша N от " ... " О.Л.И. и член ее семьи (сын О.А.Л.) приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включены во внеочередной список граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. 1-3, 5-9 ст. 32 ЖК РФ.
Согласно ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений жилищного законодательства, в том числе ст. 32 ЖК РФ, содержится также в Федеральном законе от " ... " N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Разъясняя порядок применения ст. 32 ЖК РФ, Пленум Верховного Суда РФ в пунктах 20, 22 постановления от " ... " N "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" также указал, что данное положение закона, принятое в развитие положений ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлено прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения, в связи с чем собственник имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп по своему выбору.
Удовлетворяя исковые требования и возлагая на Администрацию г. Куртамыша Курганской области обязанность предоставить О.Л.И., О.А.Л. во внеочередном порядке для проживания по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 кв.м на территории г. Куртамыша Курганской области, суд первой инстанции исходил из положений ст. 52 ЖК РФ, указав, что у ответчика возникла обязанность предоставить истцам жилое помещение во внеочередном порядке, отвечающее санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания, по договору социального найма, поскольку они являются нуждающимися в получении жилого помещения.
Судебная коллегия не соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, полагая заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы ответчика, по следующим основаниям.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Если аварийный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп по правилам ст. 32 ЖК РФ.
Предоставление жилого помещения в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу и включением его в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, в связи с чем при его предоставлении следует учитывать положения ст. 89 ЖК РФ.
В разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ " ... ", указано, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от " ... " N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Таким образом, законодатель определил, что жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав, а права и обязанности сторон относительно выкупной цены жилого помещения либо предоставления другого жилого помещения устанавливаются на основании соглашения между ними.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции вопрос о включении спорного жилого дома в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не выяснялся.
Суду апелляционной инстанции представителем ответчика предоставлено письмо Администрации Куртамышского района от " ... ", адресованное Департаменту строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области, содержащее реестр домов, признанных аварийными в период с " ... " по " ... ", с указанием, что подтверждающие признание домов аварийными документы были направлены в июле 2013 г. В указанном реестре содержатся сведения о жилом "адрес" в "адрес".
По пояснениям представителя ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции, дом, в котором проживают истцы, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда до настоящего времени не включен. В программу включены только дома, признанные аварийными до " ... ".
В соответствии с Федеральным законом от " ... " N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Правительство Курганской области постановлением от " ... " N утвердило адресную Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Курганской области в 2012 году согласно приложению к настоящему Постановлению.
При этом перечень многоквартирных домов, участвующих в адресной программе, не содержит сведений о домах, находящихся в г. Куртамыше Курганской области.
Постановлением Правительства Курганской области от " ... " N утверждена региональная адресная Программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Курганской области в 2013 году согласно приложению к настоящему Постановлению, в котором указан ряд домов, расположенных в г. Куртамыше Курганской области, в него не включен дом, в котором проживают истцы.
Сведения о включении спорного жилого дома в региональную адресную Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Курганской области на 2013 - 2017 годы в приложении к Постановлению Правительства Курганской области от " ... " N, утвердившем Программу, отсутствуют.
Таким образом, вопреки выводам суда, возложение на Администрацию г. Куртамыша Курганской области обязанности по предоставлению О.Л.И., О.А.Л. жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения аварийным и подлежащим сносу не соответствует требованиям действующего законодательства.
Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Согласно материалам учетного дела очередника О.Л.И. сведения о признании ее малоимущей и постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения отсутствуют. При этом требования прокурором Куртамышского района в интересах истцов заявлены по тому основанию, что дом, в котором проживают истцы, признан аварийным и подлежащим сносу, а жилое помещение в этом доме принадлежит О.Л.И. на праве собственности.
С учетом анализа вышеприведенных требований действующего законодательства, разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ, и обстоятельств дела судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности предоставить во внеочередном порядке истцам, проживающим в принадлежащем О.Л.И. на праве собственности жилом помещении, признанном непригодным для проживания, жилое помещение на условиях социального найма.
Поскольку обстоятельства по делу установлены в полном объеме в пределах заявленных требований, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Куртамышского районного суда Курганской области от 2 сентября 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым:
исковые требования прокурора Куртамышского района Курганской области в интересах О.Л.И., О.А.Л. к Администрации г. Куртамыша Курганской области об обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма на территории г. Куртамыша Курганской области общей площадью не менее 30 кв.м вне очереди - оставить без удовлетворения.
Судья-председательствующий Н.В. Шарыпова
Судьи В.Е. Коурова
А.И. Фомина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.