Апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 24 ноября 2015 г. по делу N 33а-387/2015
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Безбородова С.П.,
судей: Прыткова Р.В.,
Сафонова К.С.,
при секретаре Липатовой Е.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Горицкого Н.С. на решение Казанского гарнизонного военного суда от 8 сентября 2015 года, которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего Казанского высшего военного командного училища - филиала Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военный учебно-научный центр Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации" (далее - КВВКУ) Медведева Г.М. об оспаривании действий начальника территориального отделения (г. Казань) Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центррегионжилье"), связанных с направлением уведомления о готовности предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Сафонова К.С., изложившего обстоятельства дела, содержание принятого по делу судебного решения, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Приволжский окружной военный суд
установил:
Медведев проходит военную службу по контракту в КВВКУ, будучи зачисленным с 2009 года в распоряжение командования в связи с организационно-штатными мероприятиями. При этом 8 октября 2012 года он в установленном законом порядке был принят на учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, и в настоящее время претендует на получение жилого помещения в натуральном виде по избранному им месту жительства после увольнения с военной службы в городе "адрес". 27 июля 2015 года начальником территориального отделения (г. Казань) ФГКУ "Центррегионжилье" Медведеву было направлено Уведомление от указанной даты N о готовности предоставить субсидию для приобретения или строительства жилого помещения (далее - уведомление).
Полагая, что данное уведомление лишает его права выбора формы обеспечения жилым помещением и влечет нежелательные для него правовые последствия в виде увольнения с военной службы без его согласия (в случае отказа от получения субсидии или непредоставления в установленный законом срок необходимых для ее получения документов), Медведев обратился в суд с заявлением, в котором просил признать оговариваемое уведомление незаконным и недействующим с момента направления, а также обязать начальника территориального отделения (г. Казань) ФГКУ "Центррегионжилье" это уведомление отозвать.
Рассмотрев заявление Медведева, Казанский гарнизонный военный суд решением от 8 сентября 2015 года его требования удовлетворил.
Не соглашаясь с решением, административный ответчик - начальник территориального отделения (г. Казань) ФГКУ "Центррегионжилье" Горицкий Н.С. подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить в связи с нарушением норм материального права, а именно неправильным истолкованием закона, и принять по нему новое решение об отказе в удовлетворении требований Медведева.
В обоснование апелляционной жалобы административный ответчик, анализируя положения ст. 15 и 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 405-ФЗ), а также "Порядка уведомления военнослужащих - граждан Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащих увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, о готовности предоставить им жилое помещение или жилищную субсидию для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений)", утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 июня 2015 года N 333, выражает мнение, что судом первой инстанции при вынесении решения не было учтено, что с одной стороны оговариваемая субсидия действующим законодательством определена в качестве приоритетной формы обеспечения жильем военнослужащих, а с другой - оспариваемые действия в отношении Медведева совершены должностным лицом в пределах предоставленных ему законом полномочий и направлены именно на реализацию прав военнослужащего на жилье, следовательно не могут рассматриваться как нарушающие какие-либо права административного истца. Кроме того, автор апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции оставлено без должного внимания то обстоятельство, что в преддверии направления уведомления Медведеву предлагались жилые помещения по избранному месту жительства в натуральном виде, от которых последний отказывался.
Не согласившись с доводами апелляционной жалобы, административный истец Медведев подал на нее возражения, в которых просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поданных на нее возражений, окружной военный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Вопреки мнению административного ответчика, решение Казанского гарнизонного военного суда от 8 сентября 2015 года является правильным по существу и соответствует требованиям ст. 195 - 198 ГПК Российской Федерации, то есть процессуального закона в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений и во время рассмотрения дела. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом на основе анализа и оценки совокупности представленных сторонами доказательств, достаточных для правильного разрешения заявленных требований. При этом существенных нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определяются Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно п. 1 ст. 15 которого (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 405-ФЗ) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абзацу 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона, военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
Данная редакция Федерального закона вступила в силу с 1 января 2014 года и действовала в период совершения начальником территориального отделения (г. Казань) ФГКУ "Центррегионжилье" оспариваемых действий.
Вместе с тем, согласно тому же абзацу 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона в редакции, действовавшей ранее, а именно в период времени постановки административного истца на жилищный учет и изъявления им желания быть обеспеченным жилым помещением по вышеназванному избранному месту жительства, военнослужащим той же категории было гарантировано предоставление жилых помещений в натуральном виде по выбору в собственность бесплатно или по договору социального найма, а предоставление субсидии не предусматривалось.
При этом, в соответствие с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 405-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих", лица, указанные в абзацах третьем - двенадцатом п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона), выбравшие населенный пункт в качестве избранного места жительства в целях обеспечения их жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, избранных местом жительства до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Наряду с этим ч. 2 ст. 3 этого Федерального закона установлено, что тем же лицам, отказавшимся начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона желание изменить избранное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Обстоятельства, при наличии которых предоставление жилищной субсидии становится безальтернативной формой реализации права военнослужащего на жилье, кроме того, установлены п. 19 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (введен Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 405-ФЗ). Согласно приведенному пункту ст. 15 Федерального закона военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Из изложенного следует, что военнослужащие, которые заявили о своем желании воспользоваться правом на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства ранее 1 января 2014 года (в период действия старой редакции Федерального закона), а позже указанной даты не отказывались от предоставленного им жилого помещения, отвечающего установленным нормам, и не меняли избранное ими ранее место жительства, обладают безоговорочным правом на такое жилищное обеспечение в натуральном виде. Решение вопроса о предоставлении субсидии таким военнослужащим возможно не иначе, как при наличии прямого волеизъявления последних.
Судом первой инстанции по делу объективно установлено, что Медведев, общая продолжительность военной службы которого составляет более 10 лет, проходит военную службу по контракту в КВВКУ, в 2009 года зачислен в распоряжение командования в связи с организационно-штатными мероприятиями и в настоящее время подлежит увольнению по указанному основанию. 8 октября 2012 года он в установленном законом порядке был принят на учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, с обеспечением жильем по избранному им месту жительства после увольнения с военной службы в городе "адрес". Эти обстоятельства подтверждены исследованными судом доказательствами и сторонами по делу не оспариваются.
Кроме того, судом установлено, что административный истец с момента постановки на жилищный учет и по настоящее время вышеуказанное избранное место жительства не менял, напротив, неоднократно подтверждая его, жилые помещения по установленным нормам непосредственно по избранному месту жительства ему не предлагались, и о своем желании получить жилищную субсидию он не заявлял, что также не подвергается сомнению в апелляционной жалобе.
Таким образом, обстоятельств, предусмотренных п. 19 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 405-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих", по делу не усматривается.
При таких данных суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что условия, в силу которых Медведев вправе претендовать на жилищное обеспечение в натуральном виде, были соблюдены.
Основные же доводы апелляционной жалобы установленных судом и изложенных выше обстоятельств не опровергают, а по существу сводятся к иной субъективной их оценке и основаны на ошибочном толковании материального закона, в связи с чем не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность принятого решения.
Мнение административного ответчика о возможности реализации права Медведева на жилье лишь посредством предоставления ему субсидии опровергается вышеизложенным. При этом утверждение автора апелляционной жалобы о том, что ранее указанный военнослужащий отказался от предложенных ему вариантов жилых помещений по избранному им месту жительства не соответствует действительности, поскольку противоречит содержанию представленных суду самим административным ответчиком документов, согласно которым жилые помещения Медведеву предлагались дважды в иных населенных пунктах, не соответствующих избранному военнослужащим месту жительства, причем это имело место в 2012 году, то есть еще до вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 405-ФЗ.
Несостоятелен и довод о неустановлении самого факта нарушения каких-либо прав Медведева.
По смыслу абзацев 2 и 3 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по одному из указанных в законе льготных оснований без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. Однако в случаях, если такие военнослужащие отказались от предложенного жилого помещения, соответствующего установленным требованиям, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию, согласия таких военнослужащих на увольнение с военной службы не требуется.
При таких данных суд первой инстанции обоснованно расценил факт направления названному военнослужащему оговариваемого уведомления как нарушающий права административного истца, поскольку предоставление жилищной субсидии привело бы к лишению его права на обеспечение жилым помещением в натуральном виде с одной стороны, а с другой стороны повлекло бы для него негативные правовые последствия в виде увольнения с военной службы без его согласия (в случае отказа от получения субсидии или непредоставления в установленный законом срок необходимых для ее получения документов).
Таким образом, не согласиться с решением суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 307, 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС Российской Федерации, Приволжский окружной военный суд
определил:
решение Казанского гарнизонного военного суда от 8 сентября 2015 года по административному делу по административному исковому заявлению военнослужащего Казанского высшего военного командного училища - филиала Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военный учебно-научный центр Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации" Медведева Г.М. об оспаривании действий начальника территориального отделения (г. Казань) Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с направлением уведомления о готовности предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика Горицкого Н.С. - без удовлетворения.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда К.С. Сафонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.