Судья Тверского областного суда Титов С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Прошкиной Н.В. на решение судьи Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 31 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора Дома творчества "Академическая дача" им. И.Е.Репина, учреждение культуры Художественного фонда Союза художников России Прошкиной Н.В.,
установил:
постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в г. Вышнем Волочке N
от 30 июня 2015 года должностное лицо - директор Дома творчества "Академическая дача" им. И.Е.Репина, учреждение культуры Художественного фонда Союза художников России Прошкина Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Обжалуемым решением судьи Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 31 августа 2015 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Тверской областной суд, Прошкина Н.В. выражает несогласие с решением судьи, при этом указывает, что при привлечении ее к административной ответственности не были учтены следующие обстоятельства: собственником всего недвижимого имущества, в том числе котельной, которая снабжает теплом многоквартирный "адрес" жилой "адрес" Дома творчества "Академическая дача" является Всероссийская творческая общественная организация "Союз художников России" (далее - ВТОО "Союз художников России", организация); договоры социального найма с жильцами указанных домов общество не заключало, теплоснабжение в другие дома или сторонние организации не производит, то есть не занимается видами деятельности, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен.
Обращает внимание, что котельная ВТОО "Союз художников России" в реестр субъектов естественных монополий не включена; общество не является членом саморегулируемой организации в сфере теплоснабжения и теплоснабжающей организацией в том значении, которое установлено статьей 2 закона "О теплоснабжении". Забор холодной воды производится обществом из собственных скважин. Горячее водоснабжение в дома, принадлежавшие Дому творчества, осуществляется без привлечения организаций коммунального комплекса города Вышнего Волочка, по средствам нецентрализованной системы теплоснабжения.
Считает, что деятельность общества не подпадает под действие законов "О теплоснабжении" и "О водоснабжении и водоотведении", а также постановления Правительства РФ N 1075 и N 406. Просит решение судьи и постановление должностного лица отменить.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, изучив доводы жалобы, выслушав Прошкину Н.В., защитника Д.А., поддержавших доводы жалобы, представителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей Е.Н., просившую обжалуемое решение судьи оставить без изменения, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
На основании постановления Правительства РФ от 13 мая 2013 года
N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водопотребления" регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", настоящим документом, Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (статья 12 Постановления).
Органы регулирования тарифов устанавливают тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения в таком размере, чтобы рост тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение в среднем по субъекту Российской Федерации не превышал установленных предельных индексов.
Индекс изменения тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение в среднем по субъекту Российской Федерации определяется как отношение средневзвешенного тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение на очередной период регулирования, рассчитанного исходя из тарифов и объемов подачи воды (водоотведения) на очередной календарный год для регулируемых организаций на территории субъекта Российской Федерации, к средневзвешенному тарифу на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение, рассчитанному указанным способом на текущий календарный год (ст. 13 Постановления).
Постановлением Правительства Тверской области от 20 октября 2011 года N 141-пп утверждено, что областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим на территории области государственное регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тверской области и контроль за их применением, а также контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий по вопросам государственного регулирования тарифов, субъектами естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, расположенным в пределах территории Тверской области, организациями коммунального комплекса, а также в сфере теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, является Главное Управление "Региональная энергетическая комиссия".
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проведена проверка по соблюдению требований законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) Домом творчества "Академическая дача" имени И.Е. Репина, учреждение культуры Художественного фонда Союза художников России (далее - Дом творчества "Академическая дача"), находящимся по адресу: "адрес"
Проверкой установлено, что юридическое лицо осуществляет деятельность по обеспечению коммунальными услугами жильцов многоквартирного "адрес" (12 квартир) и жилого "адрес" (2 квартиры), расположенных по адресу: "адрес". По состоянию на
19 мая 2015 года Дом творчества "Академическая дача" в Главное Управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области для установления тарифов на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение не обращался. При расчете платы за коммунальные услуги с жильцов указанных выше домов Дом творчества "Академическая дача" использует тарифы, установленные для потребителей Солнечного сельского поселения Вышневолоцкого района (приказы Региональной энергетической комиссии Тверской области от 29 ноября 2010 года N522-нн и N523-нп) и муниципального унитарного предприятия Вышневолоцкого района "Объединенные коммунальные системы" на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Солнечного сельского поселения Вышневолоцкого района на 2013 год (приказ Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области
от 27 декабря 2012 года N841-нп).
По результатам проведения проверки постановлением заместителя Вышневолоцкого межрайонного прокурора от 19 мая 2015 года в отношении должностного лица - директора Дом творчества "Академическая дача" Прошкиной Н.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением N 147 от 30 июня 2015 года, вынесенным начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в г. Вышнем Волочке, Прошкина Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию.
Проверяя законность и обоснованность постановления начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в г. Вышнем Волочке N от 30 июня 2015 года, судья городского суда пришел к выводу, что Дом творчества "Академическая дача" осуществляет регулируемый вид деятельности в отсутствие установленных тарифов и использует тарифы, установленных в отношении иных организаций, что образует состав вменяемого должностному лицу административного правонарушения.
Фактические обстоятельства, послужившие основанием для привлечения директора Дом творчества "Академическая дача"
Прошкиной Н.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьей 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются собранными по делу доказательствами: объяснением Прошкиной Н.В. от 24 ДД.ММ.ГГГГ (мат.л. 6,11,13,16); приказом ООО Солнечное ЖКХ N об утверждении тарифов (мат. л. 14); приказом Дома творчества "Академическая дача" N от 31 декабря 2010 года (мат.л. 15); тарифной сеткой квартирной платы (мат.л. 17); приказом МУП Вышневолоцкого района от 1 июня 2013 года N 240 об утверждении тариф (мат.л.180); справкой N от 24 марта 2015 года (мат.л. 23); приказом ВТОО "Союз художников России" N от 29 сентября 2008 года
(мат.л. 24), типовыми договорами найма служебного помещения
от 18 июня 2013 года (л.д. 80-84), и иными материалами дела, получившими надлежащую правовую оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия должностного лица квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы относительно того, что Дом творчества "Академическая дача" не занимается деятельностью, на которую распространяется государственное регулирование цен (тарифов), поскольку в реестр субъектов естественных монополий не включена, водопользование и водоотведение являются децентрализованным, в уставе юридического лица указанный вид деятельности не установлен, являются несостоятельными, основанными на неверном толковании норм указанных законов и не свидетельствуют об отсутствии в действии (бездействии) должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного часть 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 2 статьи 31 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 7 декабря 2011 года N 416 ФЗ регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения: 1) тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); 2) тариф на техническую воду; 3) тариф на транспортировку воды; 4) тариф на подвоз воды; 5) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.
На основании пункта 8 указанной статьи регулированию подлежат следующие тарифы в сфере водоотведения: 1) тариф на водоотведение;
2) тариф на транспортировку сточных вод; 3) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
При этом законодатель не определяет какие-либо обстоятельства, наличие которых освобождало бы лицо, осуществляющее деятельность в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, от государственного регулирования цен (тарифов) организации осуществляющей коммунальные услуги.
На основании положений Постановления Правительства РФ
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" от 6 мая 2011 года
N 354 под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений) (статья 2 Постановления).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) (статья 38 Постановления).
Ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод) (статья 2 Постановления).
Таким образом, указанные выше и дополнительно представленные в Тверской областной суд доказательства подтверждают, что Дом творчества "Академическая дача" осуществляет деятельность по обеспечению коммунальными услугами жильцов многоквартирного "адрес" (12 квартир) и жилого "адрес" (2 квартиры), расположенных по адресу: "адрес", что в целом не оспаривают директор Дома творчества "Академическая дача" Прошкина Н.В. и защитник Д.А. Вместе с тем, директор Дома творчества "Академическая дача" Прошкина Н.В. (приказ ВТОО "Союз художников России" N от ДД.ММ.ГГГГ) используя тарифы, установленные для иного субъекта правоотношений в области ценообразования, в Главное Управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области не обращалась, что привело к нарушению установленного порядка регулирования тарифов при осуществлении должностным лицом административно-хозяйственной деятельности.
Ссылка заявителя на пункт 9 статьи 31 Федерального закона
"О водоснабжении и водоотведении" является несостоятельной, поскольку указанная норма регулирует вопросы связанные с оплатой за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, то есть регулирует вопросы не связанные с рассматриваемыми обстоятельствами дела.
Других доводов, которые могли бы послужить основанием к отмене постановления судьи, в жалобе не содержится.
Вместе с тем, ссылка на часть 6 статьи 31 Федерального закона
"О водоснабжении и водоотведении", согласно которой при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с настоящим Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, заслуживает внимания.
Пунктом 12 статьи 2 указанного Федерального закона определено, что под нецентрализованной системой горячего водоснабжения понимаются сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
Из материалов дела усматривается, что Дом творчества "Академическая дача" осуществляя указанные выше коммунальные услуги, имеет нецентрализованную систему горячего водоснабжения, что согласно части 6 статьи 31 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" указывает на осуществление юридическим лицом нерегулируемого вида деятельности в сфере горячего водоснабжения.
При таких обстоятельствах, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обжалуемое судебное решение подлежит изменению в части исключения выводов о том, что Дом творчества "Академическая дача" осуществляет регулируемую деятельность в сфере горячего водоснабжения.
Порядок и срок давности привлечения Прошкиной Н.В. к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей назначено должностному лицу в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом всех обстоятельств, предусмотренных статьей 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует содеянному и целям административного наказания, указанным в статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдены.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило бы судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено. Нормы материального права применены правильно.
Таким образом, оснований для отмены постановления начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в г. Вышнем Волочке от 30 июня 2015 года и решения судьи Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 31 августа 2015 года, вынесенных в отношении Прошкиной Н.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в г. Вышнем Волочке
от 30 июня 2015 года и решение судьи Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 31 августа 2015 года, вынесенные в отношении должностного лица - директора Дома творчества "Академическая дача"
им. И.Е.Репина, учреждение культуры Художественного фонда Союза художников России Прошкиной Н.В., изменить, исключив выводы о том, что Дом творчества "Академическая дача" осуществляет регулируемою деятельности в сфере горячего водоснабжения.
В остальной части состоявшееся решения оставить без изменения, жалобу Прошкиной Н.В. - без удовлетворения.
Судья С.Е.Титов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.