Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Устаевой Н.Х., судей Августиной И.Д. и Магамедова Ш.М.
при секретаре Магарамовой С.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ФФОМС РФ Петрова С.Е. на решение Советского районного суда г. Махачкала от 04 июня 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Мухтаровой З. А. к Министерству здравоохранения Республики Дагестан, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, о взыскании единовременной компенсационной выплаты удовлетворить частично. Обязать Федеральный фонд обязательного медицинского страхования перечислить Мухтаровой З. А. единовременную компенсационную выплату как медицинскому работнику в размере одного миллиона рублей путем перечисления этих средств через Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Дагестан. Взыскать с Федерального фонда обязательного медицинскою страхования в пользу Мухтаровой З. А. расходы на представителя в размере "." рублей".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Августиной И.Д., объяснения представителя ТФОМС РД Серажутдинова А.Х., просившего отменить решение суда и отказать в удовлетворении исковых требований, представителя Мухтаровой З.А. по доверенности Магомедова А.К., просившего оставить без изменения решение суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Магомедов А.К. в интересах Мухтаровой З.А на основании доверенности от "дата" обратился в суд с иском о признании неправомерными действий Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ, выразившихся в неисполнении обязательств по договору "О предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах, после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт в Республике Дагестан или переехавшим на работу в сельский населенный пункт Республики Дагестан из другого населенного пункта", обязать Министерство Здравоохранения РД обеспечить перечисление единовременной компенсационной выплаты в размере "." руб. на имя Мухтаровой З.А.
В обоснование исковых требований указал, что решением Советского районного суда г. Махачкалы от 22.12.2014г. удовлетворен иск Мухтаровой З.А. к Министерству здравоохранения РД и Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о возложении на Министерство здравоохранения РД обязанности в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки в Министерство здравоохранения РД заключить с Мухтаровой З.А договор на предоставление ей единовременной компенсационной выплаты, как медицинскому работнику в возрасте 35 лет, прибывшему в 2011-2012 годах, после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования, на работу в сельский населенный пункт РД, обязать Министерство здравоохранения РД направить через территориальный фонд медицинского здравоохранения заявку в Федеральный фонд обязательного медицинского здравоохранения РФ для перечисления Мухтаровой З.А. вышеуказанной единовременной компенсационной выплаты.
23.03.2015г. Министерством здравоохранения РД указанная заявка была направлена в ТФОМС РД, который 06.04.2015г. направил заявку в ФФОМС РФ для предоставления межбюджетных трансфертов на единовременную компенсационную выплату. Однако Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ на сегодняшний день не перечислил данную выплаты в ТФОМС, а они в свою очередь - на расчетный счет Мухтаровой З.А.
В соответствии с п.2.1 и п.3.1 указанного выше Договора, Министерство обеспечивает перечисление единовременной компенсационной выплаты в размере "." руб. медицинскому работнику. На основании пункта 3.2. Договора выплата производится в течение 30-ти дней со дня заключения договора. Пунктом 4.1 Договора Министерство обязуется обеспечить перечисление единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику в размере и сроки, предусмотренными пунктами 2.1 и 3.2. настоящего Договора. Срок исполнения заключенного договора истек 23 апреля 2015г., однако условия его в части выплаты компенсации, Министерством до настоящего времени не выполнены.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФФОМС РФ Петров С.Е. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы указывается на необоснованность ссылки суда на постановление Правительства Республики Дагестан от 10.02.2012 N 34, которым Министерство здравоохранения РД определено уполномоченным органом на заключение договоров о предоставлении компенсационной выплаты, и которым определен порядок направления заявки на получение иных межбюджетных трансфертов из Федерального фонда на единовременные компенсационные выплаты, поскольку его действие регулировало правоотношения, возникшие в 2012 году.
В 2014 году, как и в 2015 году, в Республике Дагестан отсутствовал нормативный правовой акт, предусматривающий порядок и условия предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты.
Императивной нормой, закрепленной в пункте 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326), предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 данной статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, предусматривающего порядок и условия предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты в субъекте Российской Федерации.
Таким образом, законодатель ставит в прямую зависимость возможность предоставления межбюджетных трансфертов на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам из бюджета Федерального фонда от наличия либо отсутствия в субъекте Российской Федерации нормативного правового акта, предусматривающего порядок и условия предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты.
Кроме того, предметом иска, по сути, является исполнение условий договора. В соответствии с пунктами 2.1, 3.1 оспариваемого договора Министерство здравоохранения РД обеспечивает перечисление единовременной компенсационной выплаты в размере "." рублей медицинскому работнику. На основании пункта 3.2. договора выплата производится в течение 30-ти дней, со дня заключения договора. Пунктом 4.1 договора Министерство обязуется обеспечить перечисление единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику в размере и сроки, предусмотренные пунктами 2.1 и 3.2 настоящего договора.
Пунктом 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства возникают из договора и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Согласно пункту 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Из названных положений следует вывод о существенном различии правовой природы данных обязательств по основанию их возникновения: из договора и из деликта. В случае если вред возник в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения договорного обязательства, нормы об ответственности за деликт не применяются, а вред возмещается в соответствии с правилами об ответственности за неисполнение договорного обязательства или согласно условиям договора, заключенного между сторонами.
Сторонами договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты являются Министерство здравоохранения РД и медицинский работник Мухтарова З.А.
Федеральный фонд обязательного страхования не является стороной договора, и, следовательно, не является надлежащим ответчиком по указанному делу, так как не является участником данных гражданских правоотношений.
Оспариваемыми действиями Федерального фонда прав и законных интересов истца не нарушено, поскольку отказ в выделении финансирования для исполнения спорного договора адресован Министерству в рамках иных возникших между юридическими лицами правоотношений. Каких-либо правоотношений между Федеральным фондом и Мухтаровой З.А. по существу не имеется.
Порядок и источники финансирования расходов по выплате единовременной компенсационной выплаты, предусмотренные нормами Федерального закона N 326-ФЗ, регламентируют взаимоотношения Федерального фонда и уполномоченных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и не порождают для Мухтаровой З.А. каких-либо прав требования к Федеральному фонду обязательного медицинского страхования.
Указанные обстоятельства не были учтены судом при вынесении решения.
В возражении на апелляционную жалобу представитель Мухтаровой З.А. по доверенности Магомедов А.К. просит оставить решение суда без изменения, как законное и обоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Как видно из искового заявления, исковые требования Мухтаровой З.А. мотивированы ссылкой на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 22.12.2014 г., которым были удовлетворены ее исковые требования к Министерству здравоохранения Республики Дагестан, и на которое суд возложил обязанность заключить с Мухтаровой З.А. договор на предоставление ей единовременной компенсационной выплаты, как медицинскому работнику, прибывшему в 2011-2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт Республики Дагестан, и направить заявку в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования для перечисления Мухтаровой З.А. единовременной компенсационной выплаты в размере "." рублей ( л.д.9-15).
В качестве правовых оснований исковых требований представителем Мухтаровой З.А. Магомедовым А.К. указаны ч.12.2 ст.51 ФЗ от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации, п.2 Постановления Правительства РД N34 "О предоставлении компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт Республики Дагестан из другого населенного пункта".
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, посчитав, что в силу указанных в исковом заявлении правовых норм на Федеральном фонде обязательного медицинского страхования лежит обязанность по перечислению Мухтаровой З.А. единовременной компенсационной выплаты в размере "." рублей путем перечисления этих средств через ТФОМС РД.
Дополнительным решением Советского районного суда г. Махачкалы от 06 октября 2015 года на Министерство здравоохранения Республики Дагестан возложена обязанность обеспечить перечисление единовременной компенсационной выплаты в размере "." рублей на лицевой счет Мухтаровой З.А. ( л.д.108-109).
Судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции постановлено с нарушением норм материального права.
В соответствии с п.12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в 2012 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, предусмотренный пунктом 3 части 12.2 настоящей статьи (далее - договор). В целях осуществления единовременных компенсационных выплат в 2012 году из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов предоставляются иные межбюджетные трансферты из расчета один миллион рублей на одного указанного медицинского работника. В 2013 - 2014 годах осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013 - 2014 годах осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В 2015 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в равных долях.
В соответствии с частью 12.4 статьи 51 Федерального закона N 326-ФЗ предоставление иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 настоящей статьи, из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов осуществляется в соответствии с заявками уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных Правительством Российской Федерации, при условии предоставления отчетности по форме и в порядке, которые установлены Федеральным фондом.
Согласно указанным правовым нормам в целях осуществления единовременных компенсационных выплат только в 2012 году из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов предоставлялись иные межбюджетные трансферты из расчета один миллион рублей на одного указанного медицинского работника.
В 2013 г. финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам осуществлялось за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в равных долях.
Как видно из материалов дела, договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты между Министерством здравоохранения Республики Дагестан и Мухтаровой З.А. не был заключен в 2012 году.
Данное обстоятельство установлено вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Махачкалы от 22 декабря 2014 года, и никем не оспаривается ( л.д.14).
Такой договор был заключен во исполнение решения Советского районного суда г. Махачкалы от 22 декабря 2014 года, и указанная в договоре дата от "дата" не соответствует дате заключения договора (л.д.20-23).
Заявка на получение межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на единовременную компенсационную выплату медицинскому работнику Мухтаровой З.А. была направлена Министерством здравоохранения Республики Дагестан в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за пределами 2012 года и после того, как Федеральным законом от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" были определены иные условия для предоставления Федеральным фондом единовременных компенсационных выплат.
Суд первой инстанции обосновал свой вывод о наличии обязательства по финансированию единовременной компенсационной выплаты Мухтаровой З.А. из бюджета Федерального фонда ссылкой на постановление Правительства Республики Дагестан от 10.02.2012 г. N 34.
При этом судом не учтено, что названное постановление распространяло свое действие на правоотношения, возникшие в 2012 году, и не регламентирует отношения по финансированию единовременной компенсационной выплаты на момент возникновения данного спора.
Судом также не учтено, что п.9 Порядка заключения договора о предоставлении компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 году после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт Республики Дагестан или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта, предусматривалось предоставление единовременных компенсационных выплат в пределах бюджетных ассигнований в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2587-р и средств республиканского бюджета Республики Дагестан, предусмотренных на финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013 году, в равных долях.
Ко времени направления заявки в 2014 году и в 2015 году в Республике Дагестан отсутствовал нормативный правовой акт, предусматривающий порядок и условия предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты.
В соответствии с частью 12.2 статьи 51 Федерального закона N 326-ФЗ, иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации
при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих:
1) предоставление медицинским работникам (в том числе указанным в части 12.1 настоящей статьи), имеющим высшее медицинское образование или среднее медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте либо рабочем поселке и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта, жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки;
(в ред. Федерального закона от 01.12.2012 N 213-ФЗ)
2) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда в срок до 15-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в соответствии с частью 12.1 настоящей статьи, представить в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 настоящей статьи, по форме, установленной Федеральным фондом;
3) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:
а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;
б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;
г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта.
По смыслу части 12.2 статьи 51 Федерального закона N 326-ФЗ, иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов только при наличии соответствующего нормативного акта субъекта Российской Федерации.
В 2014 году и в 2015 году в Республике Дагестан отсутствовал нормативный правовой акт, предусматривающий порядок и условия предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты.
Ввиду изложенного, выводы суда первой инстанции о том, что на что Федеральном фонде обязательного медицинского страхования лежит обязанность по перечислению через ТФОМС РД Мухтаровой З.А. единовременной компенсационной выплаты в размере "." рублей, судебная коллегия находит не основанными на законе.
Как следует из искового заявления Мухтаровой З.А., иск подан о понуждении к исполнению обязательства по договору, стороной в котором Федеральный фонд обязательного медицинского страхования также не является.
Судебная коллегия находит обоснованными доводы апелляционной жалобы относительно того, что порядок и источники финансирования расходов по выплате единовременной компенсационной выплаты, предусмотренные нормами Федерального закона N 326-ФЗ, регламентируют взаимоотношения Федерального фонда и уполномоченных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и не порождают для Мухтаровой З.А. непосредственно каких-либо прав.
Пунктом 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства возникают из договора и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Согласно пункту 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Федеральный фонд обязательного страхования не является стороной договора.
Доказательства, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении Федеральным фондом обязательного медицинского страхования своих обязательств, предусмотренных ст. 12.2 статьи 51 Федерального закона N 326-ФЗ, суду не представлены.
При таком положении судебная коллегия полагает, что Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Махачкалы от 04 июня 2015 года, дополнительное решение Советского районного суда г. Махачкалы от 06 октября 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Мухтаровой З. А. к Министерству здравоохранения Республики Дагестан, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о взыскании единовременной компенсационной выплаты, возложении обязанности на Федеральный фонд обязательного медицинского страхования перечислить Мухтаровой З. А. единовременную компенсационную выплату как медицинскому работнику в размере одного миллиона рублей путем перечисления этих средств через Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Дагестан, возложении обязанности на Министерство здравоохранения Республики Дагестан обеспечить перечисление единовременной компенсационной выплаты в размере "." рублей на ее лицевой счет отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.