Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Гиниатуллиной Ф.И., Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Зайцевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Хазиевой З.Л. на решение Заинского городского суда Республики Татарстан от 02 сентября 2015 года, которым постановлено:
Иск Хазиевой З.Л. к Министерству образования и науки Республики Татарстан, Исполнительному комитету Заинского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным решения и возложении обязанности включить в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Министерства образования и науки Республики Татарстан - Зайнуллина А.Р., возражавшего доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хазиева З.Л. обратилась к Министерству образования и науки Республики Татарстан, Исполнительному комитету Заинского муниципального района Республики Татарстан с иском о признании незаконным решения об отказе во включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, возложении обязанности включить в указанный список.
В обоснование требований указано, что решением Заинского городского суда Республики Татарстан от 11 июня 2014 года установлено, что истица является лицом, оставшимся без попечения родителей. 28 октября 2014 года она обратилась в отдел опеки и попечительства Заинского муниципального района с заявлением о постановке на учет, как лица которое подлежит обеспечению специализированным жилым помещением. 13 апреля 2015 года получила решение Министерства образования и науки Республики Татарстан об отказе во включении в указанный список в связи с достижением истицей 23 лет.
В суде первой инстанции истица, ее представитель иск поддержали.
Представитель Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан исковые требования не признал, пояснив, что решение вопроса о включении истицы в список лиц, имеющих право на предоставление жилья, к их компетенции не относится.
Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Хазиева З.Л. просит об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении иска. Ссылается на доводы аналогичные тем, что изложены в исковом заявлении.
В суде апелляционной инстанции представитель Министерства образования и науки Республики Татарстан возражал доводам апелляционной жалобы.
Хазиева З.Л., представитель Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Поскольку каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для участия указанных лиц в судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда подлежат: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Граждане, указанные в части 1 настоящей статьи, однократно подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан (далее - уполномоченный орган) по месту жительства, а в случае невозможности определения их постоянного места жительства - по месту пребывания указанных лиц в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, создаваемых в установленном законодательством порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании статьи 2 вышеуказанного Закона законные представители детей-сирот представляют заявления о включении детей-сирот в список детей-сирот, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда (далее - список), в уполномоченный орган непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или на бумажном носителе не позднее 30 дней со дня достижения детьми-сиротами возраста 14 лет или возникновения после достижения детьми-сиротами возраста 14 лет предусмотренных Федеральным законом и настоящим Законом оснований для предоставления указанным детям-сиротам жилых помещений.
Заявления о включении в список также могут представить в уполномоченный орган: 1) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), если они не были в установленном настоящим Законом порядке включены в список до приобретения ими полной дееспособности, - до достижения ими совершеннолетия; 2) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном настоящим Законом порядке включены в список до 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
Уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения о включении либо об отказе во включении ребенка-сироты в список направляет гражданину, подавшему соответствующие документы, документ, подтверждающий принятие решения о включении либо об отказе во включении ребенка-сироты в список, с приложением заключения о возможности либо невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации в обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, следует, что несмотря на то, что с 1 января 2013 года установлен новый порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, судам следует учитывать, что подходы к разрешению вопросов о круге лиц, на которых распространяется действие статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от
29 февраля 2012 года N 15-ФЗ), о месте жительства этих лиц, о своевременности их обращения с требованием предоставить жилое помещение, а также о том, когда у органа исполнительной власти возникает обязанность предоставить жилое помещение и каким требованиям оно должно соответствовать, остаются прежними.
Из материалов дела следует, что решением Заинского городского суда Республики Татарстан от 11 июля 2014 года установлен юридический факт, что Хазиева З.Л. является лицом, оставшимся без попечения родителей.
29 октября 2014 года решением заместителя министра образования и науки Республики Татарстан истице отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, в связи с достижением возраста 23 лет.
Отказывая в удовлетворении иска Хазиевой З.Л., суд первой инстанции исходил из того, что истице, с 1981 года воспитывающейся в "данные изъяты" детском доме, было известно о том, что она имеет право на жильё как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Однако с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в период с 1992 года по настоящее время в администрацию г. Заинска и другие инстанции не обращалась. Данных о том, что в Исполнительном комитете Заинского муниципального района истица состоит на учёте, как нуждающаяся в жилом помещении, суду не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права.
Доводы истицы о том, что только после принятия судом решения от
11 июля 2014 года об установлении факта признания её лицом, оставшимся без попечения родителей, она приобрела право на жилое помещение, несостоятельны. Суд первой инстанции обоснованно указал, что истица не была лишена возможности обратиться в компетентные органы с заявлением о постановке на жилищный учет до достижения ею 23-х летнего возраста.
Как следует из преамбулы Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также из статьи 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
По смыслу указанных выше правовых норм право на предоставление дополнительных гарантий имели лица из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.
Гарантируемая лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей социальная поддержка в виде обеспечения жильем, предоставляется в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими 23 лет.
Поскольку ни Хазиева З.Л. до достижения ею 23-летнего возраста, ни органы опеки и попечительства с соответствующим заявлением в органы местного самоуправления не обращались, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Доказательств, что истица в возрасте до 23 лет обращалась в уполномоченный орган для постановки её на учет нуждающихся в жилых помещениях как ребенок, оставшийся без попечения родителей, или лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что ей незаконно было отказано в постановке на учет, либо она не обращалась с соответствующим заявлением о постановке на учет по уважительной причине, суду представлено не было. На момент обращения с соответствующим заявлением истице исполнилось 40 лет.
Ссылки в апелляционной жалобе на наличие решения суда от 11 июля 2014 года об установлении факта признания истицы лицом, оставшимся без попечения родителей, не могут являться основанием для удовлетворения её исковых требований в силу вышеизложенного.
Доводы жалобы правовых оснований для отмены решения суда не имеют, повторяют правовую позицию Хазиевой З.Л., изложенную в суде первой инстанции, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу обстоятельствам дал суд первой инстанции, и основаны на неверном толковании норм материального права.
На основании изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным; оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заинского городского суда Республики Татарстан от 02 сентября 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу
Сафиуллиной А.Х. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.