Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Гиниатуллиной Ф.И., Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Шамарова А.Ф. - Чернова А.А. на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 11 сентября 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Шамарова А.Ф. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан, федеральному казенному управлению "Центр государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний" о признании отказа недействительным и возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, взыскании судебных расходов отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Шамарова А.Ф. - Чернова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ФСИН России - Косова А.С., возражавшего доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шамаров А.Ф. обратился с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан (далее по тексту - УФСИН по РТ), федеральному казенному учреждению "Центр государственного имущества и жилищно-бытового обеспечения Федеральной службы исполнения наказаний" (ФКУ ЦГИЖБО ФСИН России) о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении обязанности постановки на указанный учет.
В обоснование требований указано, что 03 февраля 2014 года комиссией ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Шамарову А.Ф. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения со ссылкой на то, что документы, подтверждающие постановку его на жилищный учет до 01 марта 2005 года, отсутствуют.
Истец считает данный отказ незаконным, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставление вышеуказанного документа не предусмотрено. Более того, данный отказ является необоснованным по причине его несоответствия требованиям статьи 6 вышеуказанного Федерального закона, связывающей право сотрудника, уволенного из органов уголовно-исполнительной системы, на получение меры социальной поддержки с нахождением его на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Поскольку обращение истца о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты имело место до его увольнения из органов уголовно-исполнительной системы (обращение - 07 ноября 2013 года, уволен - 31 января 2014 года), то комиссии ФСИН России необходимо было руководствоваться статьей 4, а не статьей 6 Федерального закона N 283-ФЗ.
Более того, в методических рекомендациях, разработанных Министерством внутренних дел Российской Федерации для применения в практической деятельности 02 апреля 2012 года, расширены некоторые позиции пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, в части предоставления некоторых документов. Тем самым в данной части положения указанных рекомендаций прямо противоречат Правилам, утверждённым постановлением Правительства. Учитывая, вышеизложенное, а также то, что истцом были представлены необходимые документы, предусмотренные п. 5 Правил, законных оснований для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не имеется.
В суде первой инстанции представитель истца иск поддержал.
Представитель УФСИН России по РТ, ФКУ ЦГИЖБО ФСИН России иск не признал.
Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе представитель Шамарова А.Ф. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права. Указывает на незаконность вывода суда о том, что право на единовременную социальную выплату имеют лишь граждане, вставшие на жилищный учет до
01 марта 2005 года.
В суде апелляционной инстанции представитель Шамарова А.Ф. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчиков - Косов А.С. возражал доводам апелляционной жалобы.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Разрешение же вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам жилых помещений, относится к прерогативе федерального законодателя и Правительства Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение.
01 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующий отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Согласно пункту 1 статьи 4 указанного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (пункт 7 статьи 4 Федерального закона).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 4 Федерального закона).
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 24 апреля 2013 года N 369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила).
В силу пункта 1 Правил они устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - единовременная социальная выплата) сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), а также в установленных Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы).
Согласно пункту 27 Правил сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральными органами исполнительной власти, единовременная социальная выплата предоставляется в порядке и на условиях, установленных настоящими Правилами для сотрудников.
Из материалов дела следует, что приказом УФСИН России по РТ от
31 января 2014 года N ... Шамаров А.Ф. уволен из органов уголовно-исполнительной системы по п. "з" (по ограниченному состоянию здоровья)
ст. 58 Положения о службе в ОВД РФ. Основанием к увольнению послужили свидетельство о болезни N ... от 10 января 2014 года и рапорт Шамарова А.Ф. На момент увольнения (31 января 2014 года) выслуга лет составила: в календарном исчислении - 20 лет 10 месяцев 04 дня, в льготном - 22 года 01 месяц 00 дней. 25 декабря 2014 года Шамарову А.Ф. установлена третья группа инвалидности по причине заболевания, полученного в период прохождения военной службы, на срок до 01 января 2016 года. Указанные обстоятельства не оспаривались представителями сторон в судебном заседании.
07 ноября 2013 года истец обратился в территориальную подкомиссию УФСИН с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с приложением всех необходимых документов.
Письмом УФСИН России по Республике Татарстан от 11 ноября 2013 года за исх. N ... Шамарову А.Ф. сообщено, что на основании протокола заседания от 08 ноября 2013 года N ... принято решение о направлении документов для получения единовременной выплаты в Комиссию ФСИН России в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной выплаты.
Согласно выписке из протокола N ... заседания Комиссии ФСИН России от 03 февраля 2014 года Шамарову А.Ф. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с отсутствием в деле документов, подтверждающих его постановку на жилищный учет до 01 марта 2005 года.
Оспаривая вышеуказанный отказ ФСИН России в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, Шамаров А.Ф. ссылается на несоответствие его требованиям статьи 6 Федерального закона
N 283-ФЗ, связывающей право сотрудника, уволенного из органов уголовно-исполнительной системы, на получение меры социальной поддержки с нахождением его на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Поскольку обращение истца о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты имело место до его увольнения из органов уголовно-исполнительной системы (обращение - 07 ноября 2013 года, уволен - 31 января 2014 года), то комиссии ФСИН России необходимо было руководствоваться статьей 4, а не статьей 6 Федерального закона N 283-ФЗ.
Более того, в методических рекомендациях, разработанных Министерством внутренних дел Российской Федерации для применения в практической деятельности от 02 апреля 2012 года, расширены некоторые позиции пункта 5 Правил в части предоставления некоторых документов. Тем самым в данной части положения указанных рекомендаций прямо противоречат Правилам, утверждённым постановлением Правительства.
Отказывая в удовлетворении иска Шамарова А.Ф., суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что правом на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета посредством получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилья обладают не все сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, а лишь те, которые состояли и состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Истец на учете нуждающихся в жилом помещении до 01 марта 2005 года не состоял.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права.
Так, анализ приведенных выше нормативных актов позволяет сделать вывод, что право на предоставление единовременной социальной выплаты для сотрудников, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, связано с наличием одновременно трех условий: общая продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении; увольнение со службы с правом на пенсию; принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральными органами исполнительной власти.
Доводы апелляционной жалобы не являются основанием к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию Шамарова А.Ф., выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Доводы жалобы о том, что Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предусмотрено такого основания для отказа в предоставлении единовременной социальной выплаты как то, что гражданин не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту прохождения службы, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в том числе Постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, которым регламентирован порядок применения данного Федерального закона и которое должно применяться с ним в совокупности.
Именно пунктом 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных вышеуказанным Постановлением, предусмотрено, что сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 года федеральными органами исполнительной власти, единовременная социальная выплата предоставляется в порядке и на условиях, установленных настоящими Правилами для сотрудников.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на неверное толкование норм материального права.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом при разрешении заявленных исковых требований правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, на основании которых суд постановилзаконное и обоснованное решение.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г. Казани от 11 сентября 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу
представителя Шамарова А.Ф. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.