Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
Председательствующего Байрамуковой И.Х.
судей Федотова Ю.В., Негрий Н.С.
при секретаре Бондаренко Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Министерства финансов КЧР на решение Черкесского городского суда КЧР от 06 июля 2015 года по гражданскому делу по исковому заявлению Канаматовой М.М. к Министерству сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики и Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики о взыскании недополученной суммы социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КЧР Федотова Ю.В., выслушав объяснения истца Канаматовой М.М., ее представителя Альборовой О.М., представителей ответчиков - Министерства сельского хозяйства КЧР Мамхягова А.М. и Министерства финансов КЧР Аджиевой А.Э., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Канаматова М.М. обратилась в суд с иском к Министерству сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики и Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики о взыскании недополученной суммы социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности. В иске указала, что она является участником федеральной целевой программы " "данные изъяты"", утверждённой Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 года N 598 и получила свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности. "дата" она приобрела домовладение в с. "адрес", которое зарегистрировала на себя, супруга и трёх малолетних детей. Дом был продан за "данные изъяты" руб., из которых "данные изъяты" руб. была оплачена из собственных средств, а оставшаяся сумма в размере "данные изъяты" руб. должна быть перечислена из бюджета. После подписания договора "данные изъяты" руб. было перечислено в виде субсидии за счёт средств федерального бюджета, а субсидия за счёт территориального бюджета в размере "данные изъяты" руб. осталась неоплаченной. Из-за этого она не может в полном объёме исполнить свои обязательства перед продавцом дома Т.А.А. Она неоднократно обращалась в Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики с просьбой перечислить недополученную субсидию, однако ответчик свои обязательства не исполняет.
Просила суд взыскать с Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики и Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики недополученную социальную выплату на приобретение жилья в сельской местности в размере "данные изъяты" руб.
В судебном заседании суда первой инстанции истица Канаматова М.М. и ее представитель - Альборова О.М., поддержали исковые требования, просили иск удовлетворить по основаниям в нем изложенным, уточнив, что истица просит взыскать деньги за счёт казны Карачаево-Черкесской Республики.
Ответчик - Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики в судебное заседание суда первой инстанции не явился, предоставив письменные возражения, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать. Также просил рассмотреть дело без участия их представителя.
Представитель ответчика - Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики Мамхягов A.M. исковые требования не признал, однако подтвердил наличие долга перед истицей и пояснил, что министерство не отказывается от выплаты денег, однако не может исполнить свои обязательства ввиду отсутствия денежных средств в бюджете.
Решением Черкесского городского суда КЧР от 06 июля 2015 года исковые требования Канаматовой М.М. к Министерству сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики и Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики о взыскании недополученной суммы социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности - удовлетворены. Суд постановилобязать Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики и Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики в соответствии компетенцией и обязанностями каждого из них перечислить (зачислить) на именной блокированный целевой счёт Канаматовой М.М., открытый в Карачаево-Черкесском филиале ОАО " ... ", деньги в сумме "данные изъяты" рублей в качестве социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности для оплаты жилого помещения, приобретённого семьёй Канаматовых по договору купли-продажи от "дата".
В апелляционной жалобе представитель ответчика - Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на то, что при принятии решения судом первой инстанции были неверно установлены фактические обстоятельства дела, а также допущены существенные нарушения норм материального права. Ссылается на то, что при принятии решения суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, а Министерство финансов КЧР по данному иску является ненадлежащим ответчиком, т.к. распорядителем средств бюджета по федеральной целевой программы " "данные изъяты"" является Министерство сельского хозяйства КЧР.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства финансов КЧР Аджиева А.Э. поддержала поданную жалобу, ссылаясь на доводы, в ней изложенные и просила решение Черкесского городского суда от 06 июля 2015 года отменить и отказать в удовлетворении требований к Министерству финансов КЧР.
Представитель ответчика - Министерства сельского хозяйства КЧР Мамхягов А.М. поддержал жалобу, поданную Министерством финансов КЧР и также просил его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Канаматовой М.М. т.к. законом временного критерия по перечислению ей социальной выплаты не предусмотрено.
Истица Канаматова М.М., ее представители Альборова О.М., возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, согласившись с принятым решением, однако указали, что просили суд взыскать недополученную социальную выплату за счет средств казны КЧР.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Вместе с тем, суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Судебная коллегия полагает, что указанным требованиям решение суда не соответствует.
Так, согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Из искового заявления Канаматовой М.М. следует, что она просила суд взыскать с Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики и Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики недополученную социальную выплату на приобретение жилья в сельской местности в размере
"данные изъяты" руб.
Кроме того, из протокола судебного заседания от 06 июля 2015 года следует, что истец уточнила исковые требования и просила взыскать указанную социальную выплату за счет средств казны Карачаево-Черкесской республики.
Вместе с тем, как следует из резолютивной части обжалуемого решения от 06 июля 2014 года суд рассмотрел данное гражданское дело не по заявленным требованиям, постановив обязать Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики и Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики в соответствии компетенцией и обязанностями каждого из них перечислить (зачислить) на именной блокированный целевой счёт Канаматовой М.М., открытый в Карачаево-Черкесском филиале ОАО " ... ", деньги в сумме "данные изъяты" рублей в качестве социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности для оплаты жилого помещения, приобретённого семьёй Канаматовых по договору купли-продажи от "дата", тем самым, суд, при принятии решения, вышел за пределы заявленных требований, в связи с чем, нарушил требования ч. 3 ст. 196 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таким образом, поскольку судом первой инстанции были допущены существенные нарушения норм процессуального права, то решение Черкесского городского суда от 06 июля 2015 года подлежит отмене.
Рассматривая заявленные Канаматовой М.М. исковые требования по существу, и принимая по делу новое решение, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 утверждена федеральная целевая программа " "данные изъяты"", которая предусматривает для отдельных категорий семей, проживающих в сельской местности, предоставление из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации социальных выплат (субсидий) на улучшение жилищных условий.
Государственным заказчиком - координатором Программы утверждено Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Условия предоставления этих социальных выплат оговорены в Приложении N 4 к федеральной целевой программе - Типовом положении о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности.
Согласно п.25 Типового положения (приложения N 4) орган исполнительной власти в срок не более 30 календарных дней с момента зачисления субсидии, предоставленной из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на мероприятия, связанные с предоставлением и распределением субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учёта операций со средствами, поступающими в бюджеты субъектов Российской Федерации, перечисляет средства социальных выплат на банковские счета получателей социальных выплат.
Из материалов дела следует, что истица Канаматова М.М. является участником федеральной целевой программы " "данные изъяты"", утверждённой Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 года N 598. После сбора необходимых документов истица "дата" получила в Министерстве сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики свидетельство N ... о предоставлении ей социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности. В соответствии с этим свидетельством истице должна была быть предоставлена социальная выплата в размере "данные изъяты" руб. на приобретение жилого дома в "адрес" сельском поселении.
На основании договора купли-продажи от "дата" истица приобрела у Т.А.А. и зарегистрировала в общую долевую собственность (свою, супруга и троих детей) жилой дом общей площадью "данные изъяты" кв.м. с земельным участком площадью "данные изъяты" кв.м., расположенные по адресу: "адрес". Жилой дом был приобретён у Т.А.А. за "данные изъяты" руб., из которых "данные изъяты" руб. были уплачены продавцу до подписания договора, а оставшаяся сумма в размере "данные изъяты" руб. подлежала выплате за счёт бюджетных средств в соответствии с вышеназванной федеральной целевой программой.
Согласно указанной программе, часть субсидии в размере "данные изъяты" руб. была перечислена продавцу дома за счёт средств федерального бюджета, а оставшаяся часть субсидии, подлежащая выплате за счёт бюджета Карачаево-Черкесской Республики, в размере "данные изъяты" руб., продавцу дома до настоящего времени на счет истицы не перечислена, ввиду чего она не смогла в полном объёме исполнить свои договорные денежные обязательства перед продавцом дома Т.А.А.
Факт не предоставления истице денежных средств в размере "данные изъяты" руб. в рамках федеральной программы, не оспаривается ответчиками в судебном заседании.
Данные обстоятельства нарушают права истицы, и могут повлечь неблагоприятные для неё последствия в виде отказа продавца дома от исполнения договора либо предъявления им иска о расторжении договора купли-продажи, в связи с чем, нарушенные права истицы на получение денежных средств, в виде социальной выплаты подлежат судебной защите.
В силу ст. 126 ГК РФ Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Субъект Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации. Субъект Российской Федерации отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 214 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну субъектов Российской Федерации, в том числе республик в составе Российской Федерации.
Названная норма включает в казну, как бюджетные средства, так и иное имущество, средства бюджета являются лишь частью казны. Следовательно, объекты взыскания по долгам государства не зависят от того, отражены ли в бюджете соответствующие долги.
Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 12 марта 2014 года N 59 были утверждены Правила расходования средств республиканского бюджета, направляемых на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности. Этим же постановлением Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики было определено уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по выполнению мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности Карачаево-Черкесской Республики.
В соответствии с пунктами 8-10 указанных Правилам, перечисление средств на осуществление социальных выплат Уполномоченному органу осуществляется в установленном порядке Министерством финансов Карачаево-Черкесской Республики в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Для перечисления средств получателям социальных выплат, включённым в сводный список получателей социальных выплат, утверждённый в установленном порядке, уполномоченный орган ежемесячно не позднее 30 числа месяца, следующего за отчётным, представляет в Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики заявку на кассовый расход по каждому получателю социальных выплат. Операции по кассовым расходам уполномоченного органа, источником финансового обеспечения которых являются социальные выплаты, учитываются на лицевом счёте, открытом в территориальном управлении Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике.
Таким образом, поскольку ответственным органом по предоставлению социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках федеральной целевой программы " "данные изъяты"", является Министерство сельского хозяйства КЧР, а Министерство финансов КЧР осуществляет лишь перечисление денежных средств для этих целей уполномоченному органу, то Министерство финансов КЧР в данном случае является ненадлежащим ответчиком, а недополученная социальная выплата подлежит взысканию с Министерства сельского хозяйства КЧР за счет средств казны КЧР, т.к. истицей не получена часть социальной выплаты, подлежащая выплате за счёт бюджета Карачаево-Черкесской Республики.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, об удовлетворении требований Канаматовой М.М. к Министерству сельского хозяйства КЧР и отказе в удовлетворении ее требований к Министерству финансов КЧР, как заявленных к ненадлежащему ответчику.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда от 06 июля 2015 года отменить и принять по делу новое решение.
Исковые требования Канаматовой М.М. к Министерству сельского хозяйства КЧР - удовлетворить.
Взыскать с Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики за счет средств казны Карачаево-Черкесской Республики недополученную социальную выплату на приобретение жилья в сельской местности в размере "данные изъяты" руб.
В удовлетворении требований Канаматовой М.М. к Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики - отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.