Судья Приморского краевого суда Судницына С.П., рассмотрев жалобу заведующей МДОБУ "Детский сад общеразвивающего вида N 3" Доброскокиной Г.В. на решение судьи Дальнегорского районного суда Приморского края от 8 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1 и 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица заведующей МДОБУ "Детский сад общеразвивающего вида N 3" Доброскокиной Г.В.
установила:
постановлением государственного инспектора Дальнегорского городского округа по пожарному надзору N от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - заведующая МДОБУ "Детский сад общеразвивающего вида N 3" Доброскокина Г.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 6000 рублей.
Решением судьи Дальнегорского районного суда Приморского края от 8 июля 2015 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба Доброскокиной Г. В. - без удовлетворения.
На решение судьи Доброскокиной Г.В. подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.
Доброскокина Г.В. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении жалобы в ее отсутствие. Полагаю, что ходатайство подлежит удовлетворению и считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие Доброскокиной Г.В.
Изучив материалы дела, ознакомившись с жалобой, выслушав заключение прокурора Познер И.А., считавшей решение судьи законным и обоснованным, нахожу постановление должностного лица административного органа и решение судьи подлежащими отмене, по следующим основаниям.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Пересматривая постановление по делу об административном правонарушении, судья районного суда, в нарушение задач производства по делам об административных правонарушениях, не принял меры к всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела. Не выяснил обстоятельства, подлежащие в силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выяснению по делу об административном правонарушении, и не оценил представленные по делу доказательства по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения Доброскокиной Г.В. к административной ответственности по части 1 и части 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили результаты проверки, проведенной прокуратурой города Дальнегорска ДД.ММ.ГГГГ в МДОБУ "Детский сад общеразвивающего вида N 3", в ходе которой выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности.
В силу статьи 1.7, части 1 статьи 2.1, статей 26.1, 28.2, части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие), совершенное в определенные время и дату, в определенном месте.
При рассмотрении дела административным органом, исходя из положений, закрепленных в части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о том, что датой совершения длящегося правонарушения, является дата его выявления, установлено время совершения Доброскокиной Г.В. правонарушения - ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, в административном материале, направленном прокуратурой города Дальнегорска в отдел надзорной деятельности Дальнегорского городского округа, отсутствуют доказательства, подтверждающие проведение прокуратурой города Дальнегорска ДД.ММ.ГГГГ проверки в МДОБУ "Детский сад общеразвивающего вида N 3". Нарушения зафиксированы только в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленном через месяц после проверки.
К представленному в судебное заседание прокурором акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует отнестись критически, поскольку копия его надлежащим образом не заверена, из содержания акта следует, что обследование здания дошкольного учреждения проведено без представителя учреждения, законный представитель МДОБУ "Детский сад общеразвивающего вида N 3" с актом ознакомлен не был.
В постановлении прокурора, а также в постановлении о назначении административного наказания отсутствуют ссылки на процессуальные документы, составленные непосредственно в день проверки, в которых зафиксированы ее результаты, в том числе на акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
При отсутствии иных доказательств, бесспорно подтверждающих проведение помощником прокурора города Дальнегорска Губановой Т.А. с участием государственного пожарного инспектора ОНД Дальнегорского городского округа УНД ИПР ГУ МЧС России по Приморскому краю Романовой Л.В. ДД.ММ.ГГГГ проверки в дошкольном учреждении, прихожу к выводу о недоказанности события вмененного Доброскокиной Г. В. правонарушения.
Кроме того, из приобщенной к административному материалу информации Отдела надзорной деятельности Дальнегорского городского округа о противопожарном состоянии объектов образования, поступившей в прокуратуру города Дальнегорска ДД.ММ.ГГГГ, следует, что должностными лицами Отдела в МДОБУ "Детский сад общеразвивающего вида N3" с ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, перечисленные в постановлении прокурора города Дальнегорска от ДД.ММ.ГГГГ. Результаты плановой проверки послужили основанием для привлечения к административной ответственности заместителя заведующего по хозяйственной части Никоновой Е.А. по части 1,3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается копией постановления по делу об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно распоряжению главы Дальнегорского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N, Доброскокина Г.В. назначена на должность заведующего муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N3" города Дальнегорска село Рудная Пристань с ДД.ММ.ГГГГ
Основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности при нарушении своими собственными действиями установленных правил; при даче ими подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.
В рамках административного производства подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи 1.5, 2.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно пункту 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.
Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Анализ установленных по делу обстоятельств позволяет сделать вывод о недоказанности в данном случае факта неисполнения либо ненадлежащего исполнения должностным лицом Доброскокиной Г.В. своих служебных обязанностей, что повлекло нарушение обязательных требований пожарной безопасности.
По изложенным выше мотивам постановление должностного лица и решение судьи на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены постановление и решение.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
Постановление государственного инспектора Дальнегорского городского округа по пожарному надзору N от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Дальнегорского районного суда Приморского края от 8 июня 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1 и 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Доброскокиной Г.В. - отменить.
Производство по настоящему делу прекратить.
Судья С.П. Судницына
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.