Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего : Соловьевой О.В.
судей: Мельниковой О.Г., Шароглазовой О.Н.
при секретаре : Витко Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лесозаводского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Лесозаводского городского округа о понуждении произвести очистку от сухой растительности и мусора территорий, находящихся в непосредственной близости от жилых домов в "адрес" городского округа Приморского края
по апелляционной жалобе администрации Лесозаводского городского округа
на решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 03.08.2015, которым иск удовлетворен. На администрацию Лесозаводского городского округа возложена обязанность обновить минерализованную полосу и произвести очистку от сухой и зеленой растительности, мусора территорий, находящихся в непосредственной близости от жилых домов, в "адрес" городского округа Приморского края, в течении 1-го месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Мельниковой О.Г., прокурора Бобылеву О.В., судебная коллегия
установила:
Лесозаводский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации Лесозаводского городского округа о понуждении произвести очистку от сухой растительности и мусора территорий, находящихся в непосредственной близости от жилых домов в "адрес" городского округа Приморского края, указав, что в результате проведенной проверки установлено, что в "адрес" не обеспечена очистка от сухой и зеленой растительности, мусора территорий, находящихся в непосредственной близости от жилых домов, что может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей в случае распространения лесного пожара и соответственно, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Лесозаводский межрайонный прокурор просил суд обязать администрацию Лесозаводского городского округа создать противопожарную минерализованную полосу, произвести очистку от сухой растительности и мусора территорий, находящихся в непосредственной близости от жилых домов в "адрес" городского округа Приморского края.
Лесозаводский межрайонный прокурор поддержал заявленные требования.
Представитель администрации Лесозаводского городского округа требования прокурора не признал в части возложения обязанности по очистке от сухой и зеленой растительности, мусора территорий, пояснив суду, что минерализованная полоса вокруг "адрес" имеется, но весной 2015 г. не обновлялась.
Представитель ГУ МЧС России по Приморскому краю заявленные Лесозаводским межрайонным прокурором требования поддержал.
Представитель КГКУ "28 отряд противопожарной службы Приморского края по охране Лесозаводского городского округа" заявленные Лесозаводским межрайонным прокурором требования поддержал.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась администрация Лесозаводского городского округа, ее представителем подана апелляционная жалоба об его отмене, как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, не нашла оснований для отмены решения суда.
В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N ФЗ-7 "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено, в том числе, и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 данного Федерального закона.
Согласно п. 1 ст. 63 этого же закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально- технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно ст. 10 указанного закона финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии с п. 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 руководитель организации обеспечивает очистку объекта и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
Пунктом 78 названных Правил предписано, что на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.
Судом первой инстанции установлено, что Лесозаводской межрайонной прокуратурой была проведена проверка обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов Лесозаводского городского округа, по результате которой установлено, что в "адрес" городского округа отсутствуют противопожарные минерализованные полосы, не обеспечена очистка от сухой и зеленой растительности и мусора территорий, находящихся в непосредственной близости от жилых домов.
Указанные обстоятельства достоверно подтверждены письменными доказательствами по делу и не вызывают сомнения у судебной коллегии.
Поскольку непринятие своевременных мер по созданию защитной противопожарной минерализованной полосы, а также по обеспечению очистки от сухой и зеленой растительности и мусора территорий, находящихся в непосредственной близости от жилых домов, может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей в случае распространения лесного пожара, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора.
Судом правильно определены существенные для дела обстоятельства, выводы суда мотивированы, сделаны на анализе норм права и оценке всех представленных сторонами доказательств. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Довод жалобы о том, что обновление минерализованной полосы не требуется, поскольку она обновлялась в 2014 г., не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку актами совместных с контролирующими органами проверок подтверждено, что защитная противопожарная минерализованная полоса не соответствует предъявленным требованиям.
Более того, распоряжением администрации Приморского края от 14.04.2015 N 96-ра на территории Приморского края введен особый противопожарный режим. Однако, защитная минерализованная полоса в период особого противопожарного режима весной 2015 г. не обновлялась.
Нельзя признать обоснованным довод жалобы о том, что в соответствии с Правилами внешнего благоустройства на территории Лесозаводского городского округа, утвержденными решением Думы Лесозаводского городского округа от 28.05.2009 N 127-НПА обязанность по очистке территорий от сухой травы лежит на собственниках жилых домов.
Указанные Правила регулируют отношения, связанные с благоустройством и надлежащим содержанием территории городского поселения, в том числе территорий, прилегающих к индивидуальным жилым домам, и не могут являться основанием для освобождения органа местного самоуправления от выполнения обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, к которым относится очистка территории поселения от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
В целом, доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит не обоснованными, поскольку они уже являлись предметом судебного исследования и получили должную правовую оценку в решении суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 03.08.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.