Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Мележик Л.М.,
судей Котляровой А.Ф., Перовой Т.А.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Саратовской области Пирожниковой Н.А.,
при секретаре Мичуриной Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску заместителя прокурора города Балаково в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 4" города Балаково Саратовской области о понуждении к совершению определенных действий по апелляционной жалобе администрации Балаковского муниципального района Саратовской области на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 29 сентября 2015 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Котляровой А.Ф., объяснения представителя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 4" города Балаково Саратовской области Пирогова А.В., поддержавшего доводы жалобы, прокурора Пирожниковой Н.А., полагавшей, что решение суда законное и обоснованное, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших относительно неё возражений, судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора города Балаково Саратовской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 4" города Балаково Саратовской области (далее по тексту МАДОУ "Детский сад N 4" города Балаково Саратовской области) о возложении обязанности по оборудованию здания дошкольного образовательного учреждения системой видеонаблюдения, в обоснование которых ссылался на то, что в ходе прокурорской проверки исполнения требований законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений Балаковского района Саратовской области установлено, что в здании детского сада отсутствует система видеонаблюдения.
Поскольку на дошкольную образовательную организацию законом возложена обязанность по обеспечению безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении, а выявленные нарушения требований норм антитеррористического законодательства и Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" свидетельствуют о том, что ответчиком данная обязанность не исполнена, истец просил суд обязать МАДОУ "Детский сад N 4" города Балаково Саратовской области оборудовать здание дошкольного образовательного учреждения системой видеонаблюдения.
Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 29 сентября 2015 года на МАДОУ "Детский сад N 4" города Балаково Саратовской области возложена обязанность установить в здании детского сада систему видеонаблюдения в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель администрации Балаковского муниципального района Саратовской области просит решение суда отменить, принять по делу новое, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В доводах указывает, что судом первой инстанции при рассмотрении гражданского дела не учтено, что Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" на образовательную организацию не возложена прямая обязанность по установке камер видеонаблюдения в целях обеспечения безопасности обучающихся, а также не установлено пресекательных сроков в течение которых образовательное учреждение обязано установить системы видеонаблюдения в занимаемом им здании. Полагает, что в соответствии с действующим законодательством, требования к антитеррористической защищенности по оборудованию мест массового пребывания людей системами видеонаблюдения обеспечивается уполномоченными органами и организациями при выполнении работ по реконструкции и капитальному ремонту здания с массовым пребыванием людей. Указывает, что здание, занимаемое образовательным учреждением построено и введено в эксплуатацию до введения в действие СП 118.13330.2012, в связи с чем предусмотренные им требования к зданиям в данном случае могут быть применены только при проведении работ по реконструкции либо по капитальному ремонту помещений указанной школы.
В письменных возражениях помощник прокурора города Балаково Саратовской области Дмитриенко Е.А. просит решение Балаковского районного суда Саратовской области от 29 сентября 2015 года суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Балаковского муниципального района Саратовской без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
В силу статьи 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В пункте 3 статьи 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Из приведенных норм следует, что Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
На основании пункта 7 части 1 статьи 2 одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно пункту "д" статьи 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В силу части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно пункту 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
В помещениях охраны всех типов общественных зданий следует предусматривать наличие радиотрансляционной абонентской точки.
Из приложения "В" к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе проведения прокуратурой города Балаково Саратовской области проверки установлено отсутствие системы видеонаблюдения в помещении МАДОУ "Детский сад N 4" города Балаково Саратовской области. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.
Мероприятия по установке систем камер видеонаблюдения и кнопок тревожных вызовов на объектах образования, заложены в программные мероприятия муниципальной программы "Развитие системы образования на территории Балаковского муниципального образования на 2015-2017 годы".
Из содержания плана мероприятий по антитеррористичекой защищенности в МАДОУ "Детский сад N 4" города Балаково Саратовской области на 2015-2016 годы следует, что мероприятия по установке современных систем видеонаблюдения включены в план вышеуказанных мероприятий, при этом срок выполнения указанных мероприятий указан "по мере поступления средств".
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а также пунктом 6.48 Свода правил 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", учитывая фактические обстоятельства дела, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Как правильно указал в своем решении суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Исходя из положений пункта 2 и пункта 15 части 3 статьи 28 указанного закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством на образовательные учреждения возложена обязанность по установке систем видеонаблюдения.
Поскольку МАДОУ "Детский сад N 4" города Балаково Саратовской области является дошкольной образовательной организацией, но в ней отсутствует система видеонаблюдения, суд правильно возложил на неё обязанность по оборудованию здания детского сада системой видеонаблюдения.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует вышеуказанным требованиям закона и установленным фактическим обстоятельствам дела.
Детский сад является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, то есть относится к числу важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Отсутствие системы видеонаблюдения в дошкольном образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что, в свою очередь, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного дошкольного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении воспитанников.
Выполнение возложенных судом на ответчика обязанностей направлено на пресечение действий, нарушающих права воспитанников и работников дошкольного образовательного учреждения на антитеррористическую безопасность, а также иных лиц, посещающих дошкольное образовательное учреждение, и как следствие, на охрану их жизни и здоровья в период нахождения в учреждении образования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что требования приведенных в решении суда норм Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" не могут быть применены к зданиям учреждений, введенных в эксплуатацию до их вступления в силу, не влекут изменения или отмены решения.
Действительно, в соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
Однако в целях унификации действующего законодательства положения части 2 статьи 42 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" устанавливают необходимость применения понятия "свод правил", принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
При таких обстоятельствах судебная коллегия, исходя из приоритета обеспечения безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, считает выводы суда правильными.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к несогласию с установленным судом сроком для исполнения возложенной обязанности, поскольку проведение мероприятий по установке видеонаблюдения предусмотрены в 2015 - 2017 годах, что подтверждается планом-графиком реализации муниципальной программы "Развитие системы образования на территории Балаковского муниципального района на 2015-2017 годы", согласно которой установка камер видеонаблюдения предусмотрена за счет районного бюджета.
Само по себе отсутствие денежных средств, необходимых для оборудования здания детского сада системой видеонаблюдения, основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенных на него обязанностей не является, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями. Факт отсутствия в текущем году финансирования мероприятий по антитеррористической защищенности не может служить основанием для несоблюдения требований указанных выше нормативных правовых актов.
Что касается СП 118.13330.2012, то согласно пункту 1 данного акта, нормы и правила распространяются на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий. Однако в данном случае прокурором не ставится вопрос о переустройстве либо перепланировке самого здания школы, а в силу требований закона образовательное учреждение должно принимать все меры для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требуется от него по характеру и условиям осуществляемой деятельности.
Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних учащихся и работников образовательного учреждения.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны тем, которые заявлялись при рассмотрении дела судом первой инстанции в обоснование возражений относительной исковых требований, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.
Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не является основанием считать решение суда неправильным.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не усматривается.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 29 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Балаковского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.