Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Ярыгиной Е.Н.,
судей областного суда Султанова Р.А., Чердынцевой В.Г.,
при секретаре Макарейкиной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Сапрыкина *** на решение Советского районного суда г.Орска Оренбургской области от 17 июля 2015 года по исковому заявлению Сапрыкина *** к ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Орске Оренбургской области о перерасчете пенсии,
установила:
Сапрыкин Е.Н. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Орске Оренбургской области о перерасчете пенсии, указав, что он является получателем пенсии по инвалидности, также он получает социальный пакет - единовременную денежную выплату (ЕДВ) в денежном эквиваленте. Ответчик не производит ему доплату до установленного прожиточного минимума, незаконно включил в расчет его пенсии ЕДВ. Он же считает, что субсидирование должно производиться без учета ЕДВ.
Просил обязать ответчика провести перерасчет, доплатить невыплаченную ему сумму.
Истец Сапрыкин Е.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Баранов Е.Н. в судебном заседании иск не признал. Пояснил, что истец, как неработающий пенсионер, желает, чтобы его общий размер материального обеспечения был определен только исходя из размера его пенсии, или исходя из размера его пенсии + ЕДВ (ежемесячная денежная выплата по инвалидности), но без стоимости набора социальных услуг, что неверно. Истец получает пенсию по инвалидности, а также ежемесячную денежную выплату по инвалидности. Получатель ЕДВ вправе часть ежемесячной денежной выплаты (набор социальных услуг) получать либо в натуральном виде (в виде льгот), либо в денежном эквиваленте по своему выбору. Но в любом случае при определении общего размера материального обеспечения неработающего пенсионера учитывается вся сумма ЕДВ, включая стоимость набора социальных услуг. То есть истец ошибочно полагает, что те граждане, которые получают набор социальных услуг в натуральном виде, а не в денежном эквиваленте, как он, то у них в общем размере материального обеспечения стоимость этих услуг якобы не учитывается. У истца общий размер материального обеспечения не ниже прожиточного минимума пенсионера, установленного в Оренбургской области, в связи с чем он не имеет права на назначение ФСД, о чем ему разъяснялось письменно.
Решением Советского районного суда г.Орска Оренбургской области от 17 июля 2015 года в удовлетворении требований Сапрыкина Е.Н. отказано.
На решение суда Сапрыкиным Е.Н. подана апелляционная жалоба.
В суд апелляционной инстанции представитель ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Орске Оренбургской области не явился, был извещен.
Заслушав судью- докладчика, выслушав Сапрыкина Е.Н., принимавшего участие в судебном заседании посредством системы видеоконференц-связи, поддержавшего доводы жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что Сапрыкин Е.Н. является получателем социальной пенсии по инвалидности в соответствии с п.1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в размере ***. Так же ему производится ежемесячная денежная выплата согласно п.1 ст.28.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.06.2014) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в размере ***. Общий размер материального обеспечения составляет ***. В получаемой истцом ежемесячной денежной выплате по инвалидности ***, размер социальной поддержки набора социальных услуг - ***.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" социальная доплата к пенсии представляет собой денежную сумму к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума.
В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации:
1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;
2) дополнительного материального (социального) обеспечения;3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг.
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
При подсчете общей суммы материального обеспечения неработающего пенсионера учитываются все виды пенсий, а также ежемесячная денежная выплата, включая стоимость набора социальных услуг, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, иная социальная помощь, установленная законодательством субъектов РФ в денежном выражении, за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно (ч. 2 ст. 12.1 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
Из правового анализа указанных выше положений федерального законодательства следует, что субъектам РФ предоставлено право самостоятельно решать вопросы по оказанию государственной социальной помощи, в том числе устанавливать региональную социальную доплату к пенсии, и исполнять указанные расходные обязательства за счет средств собственного бюджета с условием соблюдения требования федерального законодательства об установлении ее в размере, обеспечивающем доход не меньше прожиточного минимума в субъекте РФ.
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера в соответствии со ст. 12.1 ч. 2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" N 178-ФЗ от 17.07.1999 г. учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ: пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой части трудовой пенсии по старости в случае отказа пенсионера от ее получения в соответствии с п. 4 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; дополнительного материального (социального) обеспечения; ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг); иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов РФ в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
В соответствии со ст. 1 Закона Оренбургской области от 03.10.2014 "О величине прожиточного минимума в Оренбургской области на 2015 г." величина прожиточного минимума пенсионера в Оренбургской области устанавливается в размере 6 350 рублей.
Суд, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу, что выплачиваемая истцу пенсия и ежемесячная денежная выплата в сумме превышают величину прожиточного минимума пенсионера в Оренбургской области, в связи с чем оснований для признания незаконными действий ответчика по невыплате федеральной социальной доплаты и обязании ответчика произвести перерасчет пенсии не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, к спорным правоотношениям правильно применен материальный закон, доказательствам по делу дана надлежащая оценка.
Доводы жалобы повторяют позицию истца в суде первой инстанции, при этом Сапрыкин Е.Н. не учитывает, что если бы общая сумма его материального обеспечения была меньше величины прожиточного минимума в Оренбургской области, то он имел бы право на установление ему федеральной социальной доплаты к пенсии.
Исключение единовременной денежной выплаты для назначения социальной доплаты к пенсии, как того требует Сапрыкин Е.Н, противоречит закону и приведет к безосновательному завышению общей суммы материального обеспечения истца как пенсионера
Иных доводов, которые в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 -330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Орска Оренбургской области от 17 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сапрыкина *** - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.