Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей областного суда Хакимовой О.В., Новожениной О.Р.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Оренбурга на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от (дата) по гражданскому делу по иску Махмутова Р.З. к администрации г. Оренбурга о признании незаконным в части постановления администрации г. Оренбурга N от (дата) о снятии с учета в качестве участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы",
заслушав доклад судьи Селютиной И.Ф., судебная коллегия
установила:
Махмутов Р.З. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что семья, состоящая из ***, постановлением администрации г. Оренбурга от (дата) N признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы".
Постановлением администрации г. Оренбурга от (дата) N семья Махмутовых исключена из состава участников указанной подпрограммы, поскольку в результате проверки представленных документов было установлено, что в период времени с (дата) по (дата) Махмутовой Э.Ш. принадлежала *** доли в праве собственности на квартиру по адресу: (адрес), общей площадью *** кв.м., которую она продала. С учётом этой доли в собственности семьи Махмутовых, состоящей из четырех человек, до отчуждения доли находилось *** кв.м., семья не являлась нуждающейся в жилом помещении. Таким образом, Махмутова Э.Ш. совершила действия, направленные на ухудшение жилищных условий.
С данным постановлением Махмутов Р.З. не согласился, поскольку собственником рассматриваемой *** доли в праве собственности на квартиру его супруга Махмутова Э.Ш. (до замужества ***) стала в результате заключения договора приватизации в несовершеннолетнем возрасте. Она не могла отказаться от участия в приватизации в силу своего несовершеннолетнего возраста. Неучастие в приватизации несовершеннолетнего ребенка, имеющего право пользование помещением, является препятствием для регистрации права собственности на данное жилое помещение за другими членами семьи. Отчуждая долю в приватизированной квартире, Махмутова Э.Ш. не преследовала цели по созданию условий для признания ее семьи нуждающейся. Деньги от продажи доли были переданы матери Махмутовой Э.Ш., которая приобрела себе в собственность квартиру по адресу: (адрес).
С учётом уточнений Махмутов Р.З. просил суд признать недействительным постановление администрации г. Оренбурга от (дата) N об исключении семья Махмутовых из состава участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы".
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от (дата) иск Махмутова Р.З. удовлетворен. Суд признал незаконным постановление администрации г. Оренбурга от (дата) N в части исключения семьи Махмутова Р.З. и Махмутовой Э.Ш. из состава участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы", обязав администрацию г. Оренбурга восстановить семью в качестве участниц подпрограммы
Администрация г. Оренбурга с решением суда не согласилась. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на его незаконность. Полагает, что определение нуждаемости семьи в жилом помещении должно осуществляться по правилам, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а применение положений семейного законодательства о режиме собственности супругов к спорным правоотношениям невозможно.
Истец Махмутов Р.З., третье лицо Махмутова Э.Ш., представитель третьего лица департамента молодежной политики Оренбургской области в судебное заседание не явились, извещены о явке в суд надлежащим образом.
Судебная коллегия вынесла определение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заслушав судью-докладчика, пояснения представителя ответчика по доверенности Дерябина С.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование в рамках подпрограммы "Обеспечение молодых семей федеральной целевой программы на 2011-2015 годы), утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы", под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктами 9, 11 Правил постановки молодых семей на учет в качестве участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014 - 2020 годы" государственной программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014 - 2020 годах", утвержденных Постановлением Правительства Оренбургской области от 30 апреля 2015 года N 286-п участницей подпрограммы может стать молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов или родителя в неполной семье не превышает 35 лет; все члены молодой семьи постоянно проживают на территории Оренбургской области; только один из супругов молодой семьи может не быть гражданином Российской Федерации; молодая семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий; молодая семья ранее не получала государственную поддержку за счет федерального, областного, местного бюджетов, за исключением средств материнского капитала.Основаниями для отказа во включении молодой семьи в число участниц подпрограммы являются: несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 9 настоящих Правил.
Согласно частям 1, 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со статьей 50 (части 4, 5) Жилищного кодекса Российской Федерации, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Установленная постановлением Оренбургского городского Совета от 19 мая 2005 г. N 119 учетная норма жилой площади на территории г. Оренбурга составляет 13,5 кв.м. общей площади занимаемого жилого помещения.
На основании статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в частности в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок, то есть пять лет.
Судом первой инстанции установлено, что постановлением администрации г. Оренбурга от (дата) N состоящая из четырех человек семья Махмутова Р.З., его супруги Махмутовой Э.Ш. и их двоих несовершеннолетних детей, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы", поскольку в собственности данной семьи находится квартира по адресу: (адрес), общей площадью *** кв.м., таким образом, на каждого члена семьи приходится *** кв.м. площади жилого помещения, что менее учетной нормы жилой площади на территории г. Оренбурга.
Установлено и материалами дела подтверждается, что в период с (дата) по (дата) Махмутовой Э.Ш. принадлежала *** доля в праве собственности на квартиру по адресу: (адрес), общей площадью *** кв.м., которую она продала совместно со своими родителями.
С учетом указанной доли Махмутовой Э.Ш. в квартире по адресу: (адрес), каждый член семьи Махмутовых обладал бы нормой учетной жилой площади - *** кв.м. и семья не была нуждающейся в улучшении жилья.
На (дата), то есть на момент признания семьи Махмутовых нуждающимися в улучшении жилого помещения и включения их в подпрограмму, пятилетний срок со дня реализации указанной *** доли в праве собственности на квартиру Махмутовой Э.Ш. не истек.
Суд первой инстанции, разрешая дело, пришел к выводу о том, что *** доля в праве собственности на квартиру являлась личной собственностью Махмутовой Э.Ш. как приобретенная ею до брака и не могла быть учтена при определении нуждаемости в улучшении жилищных условий семьи Махмутовых в целом. В связи с чем, удовлетворил заявленные исковые требования.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда, исходя из следующего.
По смыслу части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении нуждаемости семьи в улучшении жилищных условий учитываются жилые помещения, принадлежащие на праве собственности всем членам семьи. При этом не имеет правового значения являются ли эти жилые помещения общей собственностью супругов.
Поскольку с учётом принадлежавшей Махмутовой Э.Ш. до (дата) *** доли в праве собственности на квартиру по адресу: (адрес) на каждого члена семьи Махмутовых приходилось более учетной нормы жилой площади на территории г. Оренбурга, на момент включения семьи в состав участников подпрограммы пятилетний срок с момента ухудшения жилищных условий не истек, решение об исключении их из состав участников подпрограммы является законным и обоснованным, а исковые требования Махмутова Р.З. не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 27 августа 2015 года - отменить,
принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Махмутова Р.З. к администрации г. Оренбурга о признании незаконным в части постановления администрации г. Оренбурга N от (дата) о снятии с учета в качестве участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы" - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.