Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Хмель М.В.
судей
Науменко Н.А.
Малич Р.Б.
при секретаре
Тарасовой К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Куренкова Ф.В. к Государственному областному казенному учреждению "Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения", Министерству социального развития Мурманской области о признании права на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
по апелляционной жалобе Куренкова Ф.В.
на решение Североморского районного суда Мурманской области от 16 июля 2015 года, по которому постановлено:
"Иск Куренкова Ф.В. к Государственному областному казенному учреждению "Североморский межрайонный центр социальной поддержки населениям, Министерству социального развития Мурманской области о предоставлении жилищной субсидии - оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Науменко Н.А., объяснения Куренкова Ф.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Куренков Ф.В. обратился в суд с иском к Государственному областному казенному учреждению "Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения" (далее ГОКУ "Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения") о признании права на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В обоснование иска указал, что зарегистрирован по месту жительства при войсковой части ***, где проходил военную службу по контракту до _ _ года. Фактически проживает вместе с семьей в жилом помещении, расположенном по адресу: ... , по договору коммерческого найма, заключенному с Комитетом по развитию городского хозяйства ***
В *** 2015 года в связи с изменением его материального положения, снижением доходов, он обратился в ГОКУ "Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения" с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставив полный пакет документов.
Ответчиком было отказано в предоставлении субсидии в связи с увольнением с военной службы в запас и наличием регистрации по месту жительства в военной части ***
Просил суд признать решение ГОКУ "Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения" об отказе в предоставлении ему жилищной субсидии незаконным; обязать ГОКУ "Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения" принять заявление о предоставлении ему субсидии на оплату жилого помещения по ... и коммунальных услуг и назначить выплату субсидии с момента наступлении у него данного права; взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере *** рублей.
Истец в судебное заседание не явился, представил заявление, согласно которому просил рассмотреть дело в его отсутствие, иск поддержал.
Представитель ответчика - ГОКУ "Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения" Захарова В.С. в судебном заседании иск не признала.
Представитель Министерства социального развития Мурманской области, привлеченного к участию в деле в качестве соответчика определением суда от _ _ 2015 года, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно представленным возражениям, иск не признал.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Куренков Ф.В., ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что регистрация военнослужащих по войсковой части установлена федеральным законом, является вынужденной необходимостью до выполнения государством своих обязательств по обеспечению его жильем. Проживание по данному адресу невозможно, оплата коммунальных услуг не производится.
Приводит довод о том, что с *** года постоянно проживает с семьей в квартире *** дома *** по улице ... в городе ... , где они зарегистрированы по месту пребывания.
Отмечает, что оба места регистрации находятся в одном административном округе и ведении ответчика.
Обращает внимание, что обратился за субсидией в связи с превышением максимально допустимой доли расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в соответствии с требованиями части 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Полагает, что суду следовало применить положения вышеуказанной нормы при разрешении спора, поскольку те нормативные акты, на которые ссылались ответчики, имеют меньшую юридическую силу.
Считает, что увольнение с военной службы по контракту в запас не может являться основанием для лишения его прав на субсидию в силу статей 18 и 19 Конституции Российской Федерации.
Приводит довод о том, что установление различий в условиях приобретения права на получение указанной денежной субсидии гражданами и военнослужащими, исключительно в зависимости от вида регистрации и статуса военнослужащего, порождает не имеющую объективного и разумного оправдания дифференциацию в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории, которая несовместима с требованиями статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).
Обращает внимание, что регистрационный учет вводится исключительно в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Приводит довод о том, что Правила предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года N 761, являются подзаконным актом, принятым в соответствии с частью 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и не могут являться правовым основанием для отказа в предоставлении данной социальной льготы, поскольку регулируют только порядок определения размера субсидии и порядок ее представления.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Министерство социального развития Мурманской области просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители ответчиков - ГОКУ "Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения" и Министерства социального развития Мурманской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регламентировано статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
На основании части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определен Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года N 761.
В соответствии с пунктом 2 данных Правил субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в пункте 8 Правил.
В силу подпункта "а" пункта 8 указанных Правил, для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением в том числе копий документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Заявитель, проходящий военную службу по контракту, зарегистрированный по месту жительства по адресу воинской части, но проживающий ввиду отсутствия служебных жилых помещений в жилых помещениях на условиях заключенного договора найма (поднайма), прилагает к заявлению о предоставлении субсидии копию договора найма (поднайма) в частном жилищном фонде и справку из воинской части об отсутствии возможности предоставления служебного жилого помещения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Куренков Ф.В. и члены его семьи: супруга - ФИО ., сын - ФИО ., дочь ФИО ., дочь - ФИО . зарегистрированы по месту пребывания с *** года по *** года по адресу: ... , где они проживают на основании договора коммерческого найма жилого помещения N *, заключенного с Комитетом по развитию городского хозяйства *** _ _ года сроком до _ _ года.
Согласно справке войсковой части *** от *** года N *** Куренков Ф.В. проходил военную службу по контракту в вооруженных силах Российской Федерации в войсковой части *** город *** до *** года. Зарегистрирован по месту жительства при войсковой части *** с *** 2004 года по настоящее время (запись в домовой книге N *) (л.д. *).
Решением ГОКУ "Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения" от *** 2015 года N * Куренкову Ф.В. отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с увольнением с военной службы по контракту, на основании пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года N 761 (л.д. *).
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил их того, что положения статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правила предоставления субсидий предусматривают предоставление субсидии на оплату жилого помещения только гражданам, имеющим постоянную регистрацию по месту жительства.
Судебная коллегия такой вывод суда первой инстанции находит ошибочным.
Положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" не содержат запрета на возможность предоставления субсидии гражданам - нанимателям жилых помещений, имеющим регистрацию в таком жилом помещении по месту пребывания.
Согласно абзацам первому, второму пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Регистрация военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей по адресам воинских частей приравнивается к регистрации по месту жительства.
При этом в случае отсутствия служебных жилых помещений, жилых помещений маневренного фонда, общежитий, названные военнослужащие вправе получать денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений и, следовательно, самостоятельно определять жилое помещение по договору найма (поднайма).
В данном случае место фактического проживания истца и членов его семьи и место их регистрации по адресу войсковой части не совпадают.
Между тем, это обстоятельство не может быть препятствием для получения субсидии на оплату коммунальных услуг, поскольку требование закона об обязанности зарегистрироваться по месту жительства истцом выполнено.
Данных о том, что истец не отвечает критериям, приведенным в статье 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, ответчик суду не представил, не приведено таких оснований и суду апелляционной инстанции.
Согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Ошибочны суждения суда первой инстанции и о том, что право на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с подпунктом "а" пункта 8 Правил имеют только военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, зарегистрированные по месту жительства в воинской части и проживающие ввиду отсутствия служебных помещений в жилых помещениях на условиях найма.
Как следует из выписки из приказа по личному составу начальника 12 главного управления Министерства обороны Российской Федерации N * от _ _ года, Куренков Ф.В. уволен с военной службы в запас. Жилым помещением по установленным нормам не обеспечен. Оставлен в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам (л.д. *).
Указанные обстоятельства также подтверждаются справкой отдела N *** от *** 2015 года.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Куренков Ф.В. до настоящего времени состоит на учете военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, договор коммерческого найма жилого помещения от *** 2015 года N *** сторонами не оспорен, досрочно не расторгнут, срок его действия не истек, вместе с тем как согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", возможность регистрации по войсковой части предусмотрена до получения жилых помещений по нормам и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством, за счет государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов, переданных в пользование Министерству обороны Российской Федерации и другим министерствам и ведомствам Российской Федерации, вывод суда о том, что право истца на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг утрачено последним в связи с тем, что на момент принятия ГОКУ "Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения" оспариваемого решения истец не являлся военнослужащим и не относится к числу граждан проходящих военную службу, неправомерен.
При таких обстоятельствах, основания к отказу в предоставлении заявителю субсидии применительно к подпункту "а" пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг у ГОКУ "Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения" отсутствовали, в связи с чем вышеназванное решение ответчика не может быть признано принятым в соответствии с законом, повлекло нарушение прав истца.
Предусмотренная статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является одной из мер по реализации гарантий социальной защиты.
Принимая во внимание, что иных оснований к отказу в предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в оспариваемом решении не указано, условия предоставления этой субсидии, закрепленные законодателем в Жилищном кодексе Российской Федерации и детализированные в подзаконном нормативном акте, истцом выполнены, в связи с чем в порядке восстановления нарушенного права истца на предоставление субсидии надлежит обязать ГОКУ "Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения" предоставить Куренкову Ф.В. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании заявления Куренкова Ф.В. от *** года - с *** года.
Поскольку выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, принятое решение не соответствует нормам материального права, оно в силу пунктов 3 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь положениями статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что истцом требования были заявлены только к ГОКУ "Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения", а Министерство труда и социального развития Мурманской области к участию в деле в качестве соответчика было привлечено по инициативе суда, с ГОКУ "Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения" в пользу Куренкова Ф.В. подлежит взысканию уплаченная им государственная пошлина при подаче иска в размере *** рублей и при подаче апелляционной жалобы в размере *** рублей, а всего *** рублей. Факт несения указанных расходов подтвержден соответствующими платежными документами (л.д. *).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Североморского районного суда Мурманской области от 16 июля 2015 года отменить и принять по делу новое решение.
Исковые требования Куренкова Ф.В. к Государственному областному казенному учреждению "Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения" о признании права на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг удовлетворить.
Признать незаконным решение ГОКУ "Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения" от *** года N *** об отказе Куренкову Ф.В. в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Обязать ГОКУ "Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения предоставить Куренкову Ф.В. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: ... , с *** года.
Взыскать с ГОКУ "Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения" в пользу Куренкова Ф.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере *** ( ***) рублей.
В удовлетворении исковых требований Куренкова Ф.В. к Министерству социального развития Мурманской области о признании права на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отказать.
председательствующий:
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.