Волгоградский областной суд
в составе председательствующего судьи: Кубасова И.Г.
при секретаре: Кердан Л.Н.
рассмотрев 08 декабря 2015 года в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алиевой Ф.И. к Губернатору Волгоградской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
Алиева Ф.И. (далее - административный истец) 23 ноября 2015 года обратилась в Волгоградский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N " ... " площадью 1522 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости.
В обоснование требований указано, что административный истец является арендатором земельного участка. Установленная кадастровая стоимость земельного участка в несколько раз превышает рыночную стоимость, что возлагает на административного истца обязанность по уплате арендной платы в необоснованно завышенном размере.
Административный истец Алиева Ф.И. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, просила установить кадастровую стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010г. в размере " ... " рублей.
От заинтересованного лица Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области поступило письменное ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя названного государственного органа.
Представители административных ответчиков:
Губернатора Волгоградской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, а также представители заинтересованных лиц администрации Волгограда, комитета по управлению государственным имуществом по Волгоградской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Учитывая, что неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной, суд принял решение о рассмотрении дела в их отсутствие (ч. 4 ст. 247 КАС РФ).
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований к удовлетворению заявленных требований в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 ст. 66 ЗК РФ действует в предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Из материалов дела следует, что ИПА.В.Х на основании договора аренды от 21 июня 2006 года N 6684 администрацией Волгограда был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером N " ... ", площадью 1522 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", на срок до 14 июня 2007 года. Пунктом 7.2 договора предусмотрено, что если арендатор продолжает пользоваться участком после истечения срока действия договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается продленным на тех же условиях. (л.д. 11-16). Дополнительным Соглашением от 07 октября 2014 года к указанному договору аренды изменены стороны договора: арендодателем стало Министерство по управлению государственным имуществом по Волгоградской области, а арендатором - Алиева Ф.И. (л.д. 37-38).
Согласно кадастрового паспорта спорный земельный участок отнесен к категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: " ... " (л.д. 40-42).
Из вышеназванного договора аренды и дополнительных соглашений к нему следует, что размер арендной платы в отношении спорного земельного участка исчисляется с учетом его кадастровой стоимости. Следовательно, определение в отношении спорного объекта недвижимости кадастровой стоимости влияет на обязанность арендатора Алиевой Ф.И. по уплате арендной платы в определенном размере, в связи с чем у административного истца имеется правовая заинтересованность в установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
При рассмотрении дела судом установлено, что постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 года N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области, датой утверждения кадастровой стоимости земель населённых пунктов Волгоградской области является - 01 января 2010 года.
Земельный участок с кадастровым номером N " ... " вошел в перечень объектов государственной кадастровой оценки, утверждённый вышеуказанным постановлением Губернатора Волгоградской области.
В силу указанного правового акта, а также данных кадастровой справки (л.д. 39), кадастрового паспорта (л.д. 40) и сообщения ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области (л.д. 43), датой определения кадастровой стоимости спорного земельного участка является - 01 января 2010 года. Кадастровая стоимость земельного участка на указанную дату определена равной " ... " рублей.
Из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно положениям ч. 1 ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 6 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В подтверждение заявленных требований административным истцом суду был представлен отчет " ... "" N N " ... ", в соответствии с которым рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2010 года определена равной " ... " (л.д. 44-100).
Указанный отчет получил положительное экспертное заключение " ... "" (Экспертное заключение N " ... " от 17.11.2015г.), из которого следует, что отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Рыночная стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в отчете об оценке, подтверждена (л.д. 100-111).
Давая оценку отчету и экспертным заключениям, суд исходит из того, что они содержат все предусмотренные законодательством сведения. В них указана необходимая общая информация, идентифицирован объект оценки, приведен анализ рынка объекта оценки, описание процесса оценки, анализ наилучшего и наиболее эффективного использования, результаты, полученные при применении различных подходов к оценке, итоговая величина стоимости объекта оценки.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости оцененного земельного участка, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено.
Административные ответчики по делу и заинтересованные лица возражений о несогласии с заявленными требованиями по мотиву необоснованного снижения кадастровой стоимости объекта оценки суду не представили, как не представили и доказательств того, что величина рыночной стоимости спорного объекта оценки установлена неверно.
При таких обстоятельствах, заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
При рассмотрении дела судом было также установлено, что Приказом комитета по управлению государственным имуществом по Волгоградской области от 27.10.2015 года N 46-н "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" утверждены результаты проведения очередной кадастровой оценки.
Из поступившего в Волгоградский областной суд сообщения от 02.12.2015 N АИ-685/2015 за подписью Директора филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области следует, что сведения об очередной кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов Волгоградской области внесены в государственный кадастр недвижимости 27 ноября 2015 года.
Согласно п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
Руководствуясь ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Алиевой Ф.И. к Губернатору Волгоградской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, поступившее в Волгоградский областной суд 23 ноября 2015 года, удовлетворить в полном объёме.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N " ... ", площадью 1522 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", в размере равном его рыночной стоимости, по состоянию на 01 января 2010 года " ... " рублей на период с 1 января 2015 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N " ... ", определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: /подпись/ И.Г. Кубасов
Мотивированное решение изготовлено 08 декабря 2015 года.
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.