Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего " Ф.И.О. "8,
судей " Ф.И.О. "7 " Ф.И.О. "9
по докладу судьи краевого суда " Ф.И.О. "7,
при секретаре " Ф.И.О. "4,
с участием прокурора " Ф.И.О. "5
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе " Ф.И.О. "1 на решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от " ... ".
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
" ... " обратился в Кропоткинский городской суд с заявлением о возложении на администрацию Кропоткинского городского поселения обязанности по обеспечению безопасности граждан, проживающих в многоквартирном доме по " ... " в " ... ".
В обосновании заявленных требований указано, что прокуратурой района в ходе проверки установлено, что постановлением главы Кропоткинского городского поселения от " ... " " ... " (с изменениями, внесенными постановлением главы Кропоткинского городского поселения от " ... " " ... ") многоквартирный дом, расположенный по адресу: Краснодарский край, " ... ", признан аварийным и подлежащим сносу. Просит возложить на администрацию Кропоткинского городского поселения обязанность по обеспечению безопасности граждан постоянно проживающих и временно находящихся в многоквартирном доме, расположенном по адресу: " ... ", путем проведения работ по усилению плит перекрытий в подвальных помещениях N " ... " и 4, имеющих наиболее серьезные дефекты, проведения работ по обустройству отмостки, обеспечивающих недопустимость намокания и разрушения конструктивных элементов здания и препятствующих попаданию ливневых вод в подвальное помещение и под фундамент; возложить в на администрацию Кропоткинского городского поселения обязанность обеспечить безопасность граждан на время проведения работ по укреплению конструктивных элементов многоквартирного дома, расположенного по адресу: " ... ", путем эвакуации на безопасное расстояние.
Решением Кропоткинского городского суда Краснодарского края от " ... " исковые требования прокурора " ... " в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кропоткинского городского поселения " ... " о возложении на администрацию Кропоткинского городского поселения обязанности по обеспечению безопасности граждан, проживающих в многоквартирном доме по " ... " в " ... ", удовлетворены.
Возложено на Администрацию Кропоткинского городского поселения обязанность по обеспечению безопасности граждан постоянно проживающих и временно находящихся в многоквартирном доме, расположенном по адресу: " ... ", путем проведения работ по усилению плит перекрытий в подвальных помещениях N " ... " и " ... " имеющих наиболее серьезные дефекты, проведения работ по обустройству отмостки, обеспечивающих недопустимость намокания и разрушения конструктивных элементов здания и препятствующих попаданию ливневых вод в подвальное помещение и под фундамент.
Решением суда возложено на администрацию Кропоткинского городского поселения обязанность обеспечить безопасность граждан на время проведения работ по укреплению конструктивных элементов многоквартирного дома, расположенного по адресу: " ... ", путем эвакуации на безопасное расстояние.
В апелляционной жалобе " Ф.И.О. "1 просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм процессуального и материального прав и принять по делу иное решение, удовлетворив требования жалобы.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора " ... " " Ф.И.О. "6 просит решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от " ... " оставить без изменения, а требования апелляционной жалобы без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора " Ф.И.О. "5, просившего оставить решение суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возрождений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной прокуратурой района проверки установлено, что постановлением главы Кропоткинского городского поселения от " ... " " ... " (с изменениями, внесенными постановлением главы Кропоткинского городского поселения от " ... " " ... ") многоквартирный дом, расположенный по адресу: Краснодарский край, " ... ", признан аварийным и подлежащим сносу.
Жилые дома признаются аварийными в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от " ... " " ... ", пунктом 49 которого определено, что на основании полученного заключения орган самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Согласно п. 34 Положения жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3,5-9 настоя статьи.
Постановлением администрации Кропоткинского городского поселения " ... " " ... " в целях реализации положений Жилищного кодекса РФ и монитор технического состояния аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: " ... ", образована межведомственная комиссия, на основании решения которой между ТСЖ " " ... "" и "Специализированной экспертной организацией Ростовский центр судебных экспертиз" заключен договор " ... " от " ... " на оказание услуг по техническому обследованию состояния аварийного многоквартирного жилого дома с целью определения изменений технического состояния строительных конструкций и грунте з вокруг здания с момента последнего обследования.
Согласно выводам технического заключения " ... " от " ... " зафиксировано значительное ухудшение технического состояния строительных конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: " ... ", по сравнению с ранее проведенными обследованиями в 2011 году.
К таким ухудшениям, в частности, отнесены образование новых вертикальных и наклонных трещин на фасадах здания, образование зон разрушения кирпичной кладки: многочисленные сколы на плитах перекрытия с оголением и сильной коррозией несущей арматуры, динамика раскрытия трещин.
Состояние плит перекрытий подвального этажа и покрытия кровли аварийное, имеются повреждения и деформации, свидетельствующие об исчерпании несущей способности и опасности обращения, в связи с чем требуется проведение срочных противоаварийных мероприятий.
Недопустимое состояние фундамента здания, характеризующееся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей, в связи с чем, необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций.
По мнению специалистов, происходит развитие деформаций несущих строительных конструкций жилого здания и вероятностный период эксплуатации многоквартирного жилого дома, возможный при нормальных условиях эксплуатации, без учета условий возникновения любых техногенных или чрезвычайных ситуаций составит 3 года.
При этом, в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан в период их нахождения в указанном аварийном многоквартирном доме до окончательного расселения необходимо проведение соответствующих мероприятий, исключающих риски возникновения техногенных и чрезвычайных ситуаций, а именно проведение работ по усилению плит перекрытий в подвальных помещениях N " ... " и 4, имеющих наиболее серьезные дефекты, обеспечивающих недопустимость намокания и разрушения конструктивных элементов здания. Выполнение планировочных работ по восстановлению необходимых уклонов для стока атмосферных осадков от здания и других гидроизоляционных мероприятий, препятствующих попаданию ливневых вод в подвальное помещение и под фундамент.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования прокурора, полагался на требования Федерального закона от " ... " N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" к компетенции государственных и муниципальных органов относится обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от " ... " " ... ", определено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ, обеспечивающими, в частности, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества. Указанные требования в целом должны обеспечить качество жизни жильцов.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п. 10.1 Перечня, утвержденного приказом Минрегионразвития РФ от " ... " " ... ", монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений относится к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Частью 4 статьи 48 и частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ определено, что виды работ по подготовке проектной документации, а также по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Таким образом, работы по укреплению несущих конструкций вышеуказанного аварийного многоквартирного дома и предотвращению его преждевременно разрушения в настоящее время, безусловно, необходимы, однако при их проведении также необходимо обеспечить безопасность граждан, постоянно проживающих либо временно находящихся в указанном здании путем отселения на время проведения работ.
Следовательно, на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению безопасности жильцов многоквартирного аварийного дома.
В свою очередь мероприятия по выработке проектного решения и ремонту и восстановлению кровли являются финансово затратными, и в соответствии с требованиями гражданского и жилищного законодательства бремя содержания имущества возлагается на собственников указанного имущества, в связи с чем указанный вопрос подлежит разрешению на общем собрании собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
Из выше изложенного суд первой инстанции, дал правильную оценку доказательствам в соответствии с законом, выводы суда являются мотивированными и обоснованными.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы являются необоснованными, и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку направлены на иное толкование норм действующего законодательства.
С учётом всех обстоятельств дела и исследованных в судебном заседании представленных материалов, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от " ... ", вынесено законно и обоснованно, без нарушения норм процессуального и материального права, судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, не подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам краевого суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от " ... " - оставить без изменения, а апелляционную жалобу " Ф.И.О. "1 - оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.