Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 22 октября 2015 г. по делу N 33А-1841/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Караблина А.А.,
судей:
Балабанова Н.Н. и Серазитдинова Э.Т.,
при секретаре Файзуллине Р.Х., с участием заявителя Тихона Н.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в Смоленской области - г. Смоленск (далее - Отделение) Когут Д.И. на решение Смоленского гарнизонного военного суда от 29 июня 2015 г., которым удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части N старшины Тихона Николая Николаевича об оспаривании действий начальника Отделения, связанных с отказом в постановке заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в избранном постоянном месте жительства.
Заслушав доклад судьи Серазитдинова Э.Т., объяснения заявителя, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Тихон, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и имеющий выслугу более 20 лет, проходит военную службу в войсковой части N, дислоцирующейся в Республике Беларусь и подлежит увольнению с военной службы в связи с истечением срока контракта о прохождении военной службы. В связи с предстоящим увольнением с военной службы Тихон обратился в Отделение с заявлением, в котором просил принять его и его дочь на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в избранном постоянном месте жительства - г. Санкт - Петербурге.
Однако решением начальника Отделения от 20 марта 2015 г. N N заявителю отказано в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, со ссылкой на то, что он, как заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и подлежащий увольнению с военной службы не по льготному основанию, не имеет права на избрание места жительства после увольнения с военной службы.
Полагая свои права нарушенными, Тихон обратился в суд с заявлением, в котором, оспорив названное решение, просил обязать начальника Отделения отменить его и принять его и его дочь на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в избранном после увольнения постоянном месте жительства.
Кроме того, заявитель просил суд взыскать с ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в его пользу судебные расходы, связанные с оплатой заявления государственной пошлиной.
Гарнизонный военный суд заявление Тихона удовлетворил.
Суд обязал начальника Отделения отменить решение от 20 марта 2015 г. N N и принять Тихона и его дочь - ФИО12 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в избранном после увольнения месте жительства.
Кроме того, суд постановилвзыскать с ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ за счет довольствующего органа - Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия" в пользу заявителя 300 рублей, в счет возмещения понесенных им судебных расходов.
В апелляционной жалобе представитель начальника Отделения, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение - об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы, ссылаясь на положения п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", указывает, что вопреки выводам суда первой инстанции, основания, при которых военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., имеют право на обеспечение жильем по избранному постоянному месту жительства, перечислены в законе и расширительному толкованию не подлежат, в связи с чем, у заявителя отсутствует право на обеспечение жильем по избранному постоянному месту жительства.
Ссылаясь на положения п. 2 ст. 7 ЖК РФ отмечает, что суд необоснованно применил аналогию закона.
В заключение жалобы ее автор указывает, что признание за Тихоном права на получение жилого помещения в избранном постоянном месте жительства, нарушает принцип справедливости, поскольку ставит его в более выгодное положение по сравнению с военнослужащими, проходящими службу на территории Российской Федерации и заключившими контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Как следует из абз. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставление им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных этим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
Таким образом, законодатель не предусмотрел прямой нормы по обеспечению жильем военнослужащих, проходящих военную службу за пределами Российской Федерации, заключившим контракт до 1 января 1998 года и увольняемых с военной службы не по льготным основаниям.
Вместе с тем, Тихон как военнослужащий, заключивший контракт до 1998 года в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона обладает правом быть признанным нуждающимся в жилых помещениях и правом на обеспечение жилым помещением по его выбору в собственность бесплатно или по договору социального найма по месту прохождения военной службы, которое, применительно к обстоятельствам настоящего дела, может быть реализовано только путем предоставления заявителю такого жилого помещения по избранному им постоянному месту жительства, поскольку он проходит военную службу за пределами Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Тихон проходит военную службу по контракту, в войсковой части N, дислоцированной в Республики Беларусь. В феврале 2015 года в связи с предстоящим увольнением с военной службы он обратился в жилищный орган с заявлением о признании его нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в избранном постоянном месте жительства в городе Санкт-Петербурге, поскольку по месту прохождения военной службы на территории Республики Беларусь он не может обеспечиваться постоянным жильем.
С учетом того, что военную службу Тихон проходит на территории Республики Беларусь, где имеется только служебный жилищный фонд, он не мог быть признан нуждающимся в жилых помещениях, предназначенных для постоянного проживания по месту прохождения военной службы. При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что заявитель подлежит постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Российской Федерации, в данном случае, в избранном им постоянном месте жительства - городе Санкт-Петербурге.
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вместе с тем и поскольку гарнизонным военным судом Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия" не было привлечено к участию в деле, в связи с нарушением норм процессуального права, решение суда первой инстанции в части взыскания с него в пользу заявителя судебных расходов подлежит отмене.
При этом заявитель имеет право вновь обратиться в суд с заявлением о возмещении понесенных судебных расходов в порядке, предусмотренном КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309 и ст. 311 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Смоленского гарнизонного военного суда от 29 июня 2015 г. по заявлению Тихона ФИО13 в части присуждения к взысканию с Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации за счет довольствующего финансового органа - Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республики Карелия", в пользу Тихона Н.Н. "данные изъяты" рублей, в счет возмещения судебных расходов, в связи с нарушением норм процессуального права, отменить.
В остальной части вышеуказанное решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Верно
Председательствующий А.А. Караблин
Секретарь судебного заседания Р.Х. Файзуллин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.