Апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 27 октября 2015 г. по делу N 33а-346/2015
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Родионова А.А.,
судей: Пака И.Э.,
Баландина А.Г.,
при секретаре Марининой К.В.,
с участием представителей административного истца Алексеева А.Н. -адвокатов Ашихмина Р.Д. и Крестьяниновой О.М., представителя начальника отделения (территориальное, "адрес") Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и названного Федерального государственного казённого учреждения Некуш К.Б.
рассмотрел в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца адвоката Ашихмина Р.Г. на решение Пермского гарнизонного военного суда от 6 августа 2015 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части N Алексеева А.Н. об оспаривании решения начальника отделения (территориальное, "адрес") Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанного со снятием его с учёта нуждающихся в получении жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Баландина А.Г., изложившего обстоятельства административного дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поданных на неё возражений, выступления прибывших в судебное заседание лиц, окружной военный суд
установил:
Алексеев проходит военную службу по контакту в войсковой части N.
В июле 2004 года ему по месту службы на состав семьи из четырёх человек предоставлена квартира, расположенная по адресу: "адрес", общей площадью 64,2 кв.м.
Решением начальника Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГКУ "ЦРУЖО МО РФ") от ДД.ММ.ГГГГ N Алексеев составом семьи 4 человека принят с ДД.ММ.ГГГГ на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решением начальника отделения (территориальное, "адрес") ФГКУ "ЦРУЖО МО РФ" N от ДД.ММ.ГГГГ Алексеев снят с учёта нуждающихся в получении жилых помещений на основании подпунктов 2, 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с утратой им оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, а также в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о постановке на учет.
Считая свои права нарушенными, Алексеев через своего представителя Ашихмина обратился в суд с заявлением, в котором с учётом уточнённых требований просил: признать незаконным решение начальника отделения (территориальное, "адрес") ФГКУ "ЦРУЖО МО РФ" от ДД.ММ.ГГГГ N о снятии его с учёта нуждающихся в получении жилого помещения, а также обязать названное должностное лицо отменить данное решение, восстановить его на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, включив в единый реестр военнослужащих, а также восстановить ему срок на обращение с заявлением в суд. Процессуальные издержки заявитель просил взыскать с ФГКУ "ЦРУЖО МО РФ" и отделения (территориальное, "адрес") названного учреждения.
Рассмотрев данное заявление, Пермский гарнизонный военный суд решением от 6 августа 2015 года отказал Алексееву в удовлетворении требований заявления.
Не согласившись с таким решением, представитель административного истца Ашихмин подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить его и принять по делу новое решение, которым возложить обязанность по отмене решения начальника отделения (территориальное, "адрес") ФГКУ "ЦРУЖО МО РФ" N от ДД.ММ.ГГГГ и по восстановлению Алексеева на учете нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование жалобы Ашихмин, давая собственный анализ обстоятельствам дела, указывает на то, что Алексеев в 2012 году был принят на учёт нуждающихся в получении жилых помещений в соответствии с действующим законодательством. На момент принятия решения о постановке его на учет предельный возраст пребывания на военной службе был установлен 45 лет. Решение о снятии его с указанного учёта от ДД.ММ.ГГГГ было принято не уполномоченным на то должностным лицом. По мнению автора жалобы, ссылка суда первой инстанции в решении на пункт 13 Положения N 2 о территориальных отделениях, необоснованна, поскольку полномочия по снятию военнослужащих у начальника территориального отделения возникают только в случае обеспечения нуждающегося лица субсидией. Кроме того, в жалобе отмечается, что решение ФГКУ "ЦРУЖО" МО РФ о постановке Алексеева на учёт нуждающихся в получении жилого помещения было принято до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до даты утверждения названного Положения, в связи с чем у нижестоящего учреждения полномочий для отмены решения вышестоящего учреждения не имелось.
На апелляционную жалобу административным ответчиком -начальником отделения (территориальное, "адрес") Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации поданы возражения, в которых он, не соглашаясь с доводами жалобы, просит оставить её без удовлетворения, а решение суда - без изменения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и поданных на неё возражениях, заслушав прибывших в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции находит решение Пермского гарнизонного военного суда от 6 августа 2015 года по настоящему делу законным и обоснованным, а апелляционную жалобу представителя административного истца - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Судебное разбирательство по данному делу проведено всесторонне и объективно с выяснением всех обстоятельств, имеющих значение для дела, которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 28 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Таким образом, военнослужащие, заключившие контракт до 1 января 1998 года и нуждающиеся в жилых помещениях, подлежат обеспечению жилыми помещениями на общих основаниях по месту военной службы. Каких-либо оснований для обеспечения таких военнослужащих жилыми помещениями для постоянного проживания не по месту военной службы в период ее прохождения не имеется. Согласно приведенной правовой норме право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства у них возникает только при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
В силу положений ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также являющиеся таковыми и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно материалам дела, Алексеев, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходит военную службу по контакту в войсковой части N, заключил первый контракт до ДД.ММ.ГГГГ и его выслуга лет составляет более 20 лет.
Решением начальника Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГКУ "ЦРУЖО МО РФ") от ДД.ММ.ГГГГ N Алексеев составом семьи 4 человека принят с ДД.ММ.ГГГГ на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решением начальника отделения (территориальное, "адрес") ФГКУ "ЦРУЖО МО РФ" N от ДД.ММ.ГГГГ Алексеев снят с учёта нуждающихся в получении жилых помещений на основании подпунктов 2, 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с утратой им оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, а также в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о постановке на учет.
При этом, как установлено судом первой инстанции, Алексееву ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи из четырёх человек была предоставлена квартира общей площадью 64,2 кв.м., расположенная по адресу: "адрес". Как видно из ордера указанное жилое помещение в момент его предоставления административному истцу к служебному фонду не относилось.
Согласно справки МУП жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ в данной квартире зарегистрированы вместе с административным истцом 4 человека и ее общая площадь составляет 63,6 кв.м.
Поскольку учётная норма площади жилого помещения "адрес" составляет 13 и менее кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, Алексеев является обеспеченным жилой площадью по месту прохождения военной службы по установленным нормам, в связи с чем отсутствовали основания для нахождения его на учете нуждающимся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы. Оснований для обеспечения его жилым помещением по избранному им месту жительства также не имеется, поскольку он не достиг предельного возраста пребывания на военной службе и не подлежит увольнению с военной службы по достижении данного возраста, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Более того, в настоящее время им заключен новый контракт о прохождении военной службы сроком на три года.
При таких обстоятельствах Алексеев обоснованно снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений, к правильному выводу о чем пришел суд первой инстанции.
Согласно п.п. 1 - 3 приказа Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года N 1455 "Об уполномоченном органе Минобороны России и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации", Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации является уполномоченным органом названного ведомства по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 (далее - Инструкция), и осуществляет свои функции, в том числе через специализированную организацию ФГКУ "ЦРУЖО МО РФ", в состав которой входит указанное территориальное отделение в городе "адрес". При этом к числу функций специализированной организации военного ведомства отнесено в том числе решение вопросов о снятии военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Вопреки утверждению в жалобе, эти полномочия территориального отделения в лице его начальника закреплены, в частности, в пункте 13 Положения N 2 о территориальных отделениях ФГКУ "ЦРУЖО" МО Российской Федерации, утвержденного приказом начальника данного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ N, а также подтверждены ответом заместителя начальника этого учреждения Бурковой Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда.
С учетом этого доводы жалобы об отсутствии у начальника (территориальное, "адрес") ФГКУ "ЦРУЖО МО РФ" полномочий по принятию решения о снятии Алексеева и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях суд апелляционной инстанции находит несостоятельным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований о признании незаконным решения начальника отделения (территориальное, "адрес") ФГКУ "ЦРУЖО МО РФ" N от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Алексеева с учёта нуждающихся в получении жилых помещений.
Не согласиться с таким выводом суда оснований не имеется, а приведённые в апелляционной жалобе доводы не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 307, 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Приволжский окружной военный суд
определил:
Решение Пермского гарнизонного военного суда от 6 августа 2015 года по административному делу по заявлению военнослужащего войсковой части N Алексеева А.Н. об оспаривании решения начальника отделения (территориальное, "адрес") Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанного со снятием с учёта нуждающихся в получении жилых помещений, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца Алексеева А.Н. адвоката Ашихмина Р.Г. - без удовлетворения.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда А.Г. Баландин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.